vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Обитаемый остров. Как более трех тысяч жителей Архангельска оказались отрезанными от города

У причала поселка Маймаксанского лесного порта. Фото: Александр Песков / “Вот Так”

Остров Бревенник, расположенный в Маймаксанском округе Архангельска, остался этой зимой без автомобильного сообщения с остальным городом. В результате в местных продуктовых магазинах резко выросли цены. Жители острова не понимают, как теперь им привозить мебель и бытовую технику, а мусор со всего Бревенника вынужденно сбрасывается на незаконную свалку. Островитяне пытаются решить проблему: жалуются в прокуратуру, собирают подписи под петицией и записывают видеообращения к Владимиру Путину.

Слухи о предстоящей «транспортной блокаде», как называют сложившуюся ситуацию на Бревеннике, возникли еще летом. Напротив крупнейшего на острове поселка Маймаксанского лесного порта находится заброшенная территория бывшего лесозавода, в августе там появились рабочие и строительная техника. По периметру начали сооружать металлический забор, разбирались остатки старых зданий, вырубался кустарник.

Еще тогда жители острова обсуждали между собой, что из-за строительства «дорога жизни», связывающая Бревенник с остальным городом, прекратит свое существование. Сначала в администрации Архангельска никак не комментировали происходящее, но в октябре на запрос журналистов ответили, что компания «Северный проект» уведомила власти о начале подготовительного этапа строительства крупного погрузочно-разгрузочного терминала. При этом, как отметили в городской администрации, разрешение на строительство объекта пока не выдавалось.

Новости
В Архангельской области развалился мост за 20 млн рублей, который открыли пять месяцев назад
26.11.2021 11:07

 

«Видимо, заранее знали, что понтон будет мешать стройке, поэтому даже не притащили его сюда», – говорит в беседе с корреспондентом «Вот Так» житель острова Николай Ломаченко. Он поясняет, что каждый год перед установкой понтонный мост на протяжении нескольких недель стоял пришвартованным к причалу острова. Обычно это происходило в начале октября. Когда местные жители заметили, что в привычное время понтон не появился на своем месте, у них возникли первые опасения, что на зиму они останутся без автомобильной переправы.

Понтонный мост весной 2021 года. Фото: Александр Песков / “Вот Так”

В начале октября Бревенник посетил прокурор Архангельска Сергей Котов. Жители острова обратили его внимание на начавшееся строительство терминала, однако тогда никакой реакции не последовало. Через несколько недель городские чиновники сообщили, что в эту зиму понтонный мост, предназначенный для движения автотранспорта между Бревенником и остальным городом, устанавливаться не будет. Официальная причина – аварийное состояние понтона. Дело в том, объясняют чиновники, что в летнее время его используют на другой реке. Во время транспортировки понтона к Бревеннику его дно повредили о мель. В результате образовалась течь и использовать плавсредство стало небезопасно.

Навигация закрылась в начале ноября и вместо теплоходов, предназначенных для перевозки пассажиров, и паромов – они перевозили автомобили и спецтехнику в летнее время – на маршрут между городом и островом вышли специальные буксиры. Пользоваться ими местные жители могут бесплатно, однако машины такой буксир на борт не берет.

Буксир. Фото: Александр Песков / “Вот Так”

Диалог с властями

В начале декабря самые активные жители острова собрались в местной библиотеке для обсуждения плана действий. На встречу пришли около двадцати человек. Они договорились записать два видеообращения к Владимиру Путину: одно – на центральной площади Маймаксанского лесного порта, а второе – на другой части острова.

Частично план сработал. О первом обращении рассказали многие региональные СМИ, после публикации второго на остров приехали архангельские чиновники. Следующее собрание в библиотеке в середине декабря проходило уже с участием главы города Дмитрия Морева и его подчиненных. Сам Морев приехал на остров на специальных аэросанях, отмечают недовольные островитяне. Пользоваться буксиром – «народным» вариантом пути на Бревенник – не стал.

Аэросани. Фото: Александр Песков / “Вот Так”

Вот так
Как жители Северной России отстаивают свои права
11.10.2021 20:37

На этом собрании в библиотеке случился аншлаг. В зал смогли попасть далеко не все, кто хотел поговорить с Моревым. Глава города еще раз рассказал жителям, что понтон неисправен и починить его пока невозможно. Власти предложили альтернативный вариант переправы через Северную Двину, который, однако, никого не устроил – по новому маршруту дорога «на ту сторону» заняла бы не пять минут, как раньше, а около двух часов. Вариант с ледовой дорогой отмели уже сами чиновники: по их словам, она перекроет «важный для всей Арктики» судоходный канал.

Cобрание жителей 12 декабря 2021 года. Фото: Александр Песков / “Вот Так”

Жизнь острова без понтона

По решению властей с середины декабря в дополнение к буксиру обитателей Бревенника на переправе у поселка Маймаксанского лесного порта теперь встречают двое аэросаней. Одна из машин – та самая, что привезла главу города и других чиновников на переговоры. Впрочем, сани нравятся далеко не всем. Как пояснила корреспонденту «Вот Так» местная жительница Галина Бондарь, на аэросани неудобно подниматься, а во время езды они издают сильный гул.

«Шум беспокоит, особенно мою знакомую. У нее дом стоит около причала. Ночью даже спать не дают, но вынуждены терпеть, – рассказывает Бондарь. – Переправляться ведь как-то надо. Сидеть в тепле лучше, чем ждать буксир, стоя на ветру. Ну и очень тяжело спускаться к реке по сугробам. Перила бы поставили, а то там опасно ходить».

Тем не менее аэросани в утренние часы перевозят людей быстрее. Буксир при выполнении первого рейса может проходить узкую реку больше двадцати минут. Это происходит из-за сильного обледенения водоема в ночные часы. По словам жительницы острова, отсутствие автомобильного сообщения серьезно отразилось на жизни людей. На Бревеннике многие вынуждены пользоваться газовыми баллонами для готовки и обогрева жилья, а без переправы их доставка стоит гораздо дороже.

«Конечно, сказывается! А как нет? Будет подорожание газа. Вот сейчас закончится, потом будем брать дороже. Пока подвезут, пока доставят. А как они довезут товары через Цигломень (микрорайон в Архангельске. – Ред.)? Все же перемерзнет!» – возмущается Бондарь.

Семья Бондарь старается покупать продукты «в городе», но сделать это удается не всегда. А на острове цены на товары гораздо выше.

Галина Бондарь. Фото: Александр Песков / “Вот Так”

«Перед приездом Морева в магазинах меняли ценники. Всю ночь продавцы за этим сидели. А у нас люди умные, человек десять закупились. И владелица одного магазина потом за голову схватилась, поняв, какие убытки понесла. Моя родственница в то утро пошла в магазин. Как вышла, позвонила мне, сказала, что купила две бутылки молока по цене как за одну. А как Морев уехал, цены вернулись обратно», – рассказывает Бондарь.

По ее словам, нелегко также приходится социальным работникам, которые сопровождают пожилых людей и инвалидов до медицинских учреждений. Больницы на Бревеннике нет, а чтобы перевезти людей на другую сторону реки и обратно, слабых, в том числе частично парализованных пациентов, приходится нести чуть ли не на руках.

Помимо этого возникает проблема доставки на остров дров. В прошлом сезоне за пять кубометров предприниматели просили 6500 рублей, но сейчас цены, по словам местных жителей, уже выросли.

Советское благополучие

Многие жители острова хорошо помнят времена, когда на острове кипела жизнь. С конца XIX века до начала 2000-х Бревенник был крупным центром лесной промышленности. Расцвет острова пришелся на советский период. Бревна с южной и центральной части Архангельской области сплавлялись сюда по течению Северной Двины. Лес поднимали из воды и изготавливали из него брус, доску и другие пиломатериалы. Отходы производства – щепу и опилки – свозили на островное болото. Тогда ситуацию спасала валюта. По воспоминаниям местных жителей, к причалам Бревенника приставали суда из капиталистических стран. Расчет за продукцию производился в долларах и благодаря этой прибыли на острове были ровные дороги, чистые улицы, строились новые дома и модернизировались старые.

Сейчас от предприятий почти ничего не осталось – многие здания разрушены, а оставшиеся используются как гаражи или склады. Из-за долгов деревообрабатывающих предприятий в частные руки перешли понтонные мосты, в том числе и тот, который этой зимой не будут устанавливать.

история
«Страха не было тогда, нет и сейчас». Активист Андрей Боровиков – о своем деле и жизни в колонии
02.12.2021 14:52

 

По официальным данным, на Бревеннике и прилегающих островах проживает чуть более пяти тысяч человек. На самом деле, по словам местных жителей, фактически здесь живет меньше людей – около трех тысяч. Из-за безработицы почти вся молодежь переехала «на материк», а на острове остались в основном пенсионеры, которым попросту некуда ехать. При этом многие переехавшие с острова не снимаются с регистрации: чтобы получить впоследствии новое жилье взамен аварийного, человек должен сохранять регистрацию в старой квартире до момента расселения.

Туалеты «прямого падения»

На острове хватает и других проблем, кроме отсутствия автомобильной переправы. Так, многие дома на Бревеннике первоначально возводились без канализации и централизованного отопления, а сейчас даже относительно благоустроенные здания стремительно ветшают из-за некачественного содержания. В то же время местные жители жалуются на работу управляющей компании.

Николай Ломаченко. Фото: Александр Песков / “Вот Так”

«Снег с тротуаров убираем сами. В прошлом году за всю зиму дворник был четыре или пять раз. Канализацией дом не оборудован, воду нам привозят на машине, а помои выносим на улицу», – рассказывает Ломаченко.

По его словам, значительную часть своей пенсии он вынужден тратить на жилищно-коммунальные услуги, многие из которых вообще не оказываются. Мелкий ремонт в доме 1933 года постройки пенсионер вынужден делать за свой счет.

Отопление в этом доме, как и во многих других на Бревеннике, печное. Каждый год Ломаченко приходится закупать дрова, но это не основной повод для переживаний: дело в том, что из-за осадков в квартире Ломаченко прогнила крыша и постепенно разрушается печь. У соседки пенсионера печная труба уже рухнула, женщина была вынуждена переехать в съемную квартиру. При этом ей приходят квитанции за коммунальные услуги, а ремонтировать печку управляющая компания не спешит.

Печная труба на чердаке над квартирой Ломаченко. Фото: Александр Песков / “Вот Так”

«Еще с лета я несколько раз подавал заявки на ремонт крыши и печи, но их проигнорировали. Только после жалобы в прокуратуру приехала сотрудница управляющей компании и сказала, что сейчас снега на крыше много, поэтому только весной будут делать», – рассказывает Ломаченко.

Туалет в квартире пенсионера, как принято здесь говорить, «прямого падения». Нечистоты попадают в расположенную возле дома выгребную яму – септик. Это – углубление в земле с бетонными стенками, сверху оно обито досками. По словам Ломаченко, содержимое септика не вывозится управляющей компанией уже больше года. В некоторых домах септики разрушены, из-за чего нечистоты подтапливают подвалы.

«Второй год не вычищают. Все в трубе копится, приходится пробивать черпаком. А зимой как вычистить, когда оно всё замерзнет? А деньги управляющая компания берет, прячет эту услугу в содержание дома», – говорит пенсионер.

Бревенник не подключен к городской системе коммуникаций, но на острове есть свои локальные очистные сооружения. Сейчас жидкие отходы с острова невозможно вывезти из-за отсутствия автомобильной переправы. Не решена проблема и твердых коммунальных отходов. На острове находится свалка, которую суд еще в 2014 году признал незаконной. Несмотря на это, в последнее время она разрастается: региональный оператор собирался вывозить мусор на городской полигон, однако этой зимой, как сообщили власти, из-за транспортных проблем увезти отходы на «большую землю» не получится.

Незаконная свалка. Фото: Александр Песков / “Вот Так”

Отсутствие автомобильного сообщения ставит крест и на туризме в этой местности. Проблема в том, что до Новодвинской крепости, заложенной на острове Линский прилук еще при Петре I, добраться без действующей переправы почти невозможно. В самой крепости сейчас идут реставрационные работы, но из-за постоянной нехватки денег продвигаются они очень медленно. Тема восстановления этого памятника стала одной из главных в предвыборной кампании кандидата в Госдуму от «Единой России» Александра Спиридонова, однако после выборов политик к этой теме больше не возвращался.

Александр Песков для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное