vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Храм Христа Спасителя - самое нерелигиозное место в Москве». Интервью с автором акции «Не убий»

Полицейские рядом с Анастасией Паршковой. Москва, 15 марта 2022 года.
Полицейские рядом с Анастасией Паршковой. Москва, 15 марта 2022 года.
Фото: @avtozaklive / twitter

Пикет художницы Анастасии Паршковой с плакатом «6-я заповедь. Не убий» у храма Христа Спасителя в Москве стал одним из символов антивоенного сопротивления в России. Фото девушки облетели СМИ, их обсуждали на Reddit, кадры также оказались в новом клипе Земфиры «Не стреляйте». Корреспондент «Вот Так» поговорил с Анастасией о символизме ее акции, роли церкви в нынешней ситуации и переживаниях из-за войны.

Вы писали в соцсети, что это ваша первая публичная акция. Почему решились выйти на улицу в не самое благоприятное для этого время?

Я долго думала над этой акцией, хотелось как-то выразить свое мнение о происходящем. К сожалению, большинство одиночных пикетов остаются незамеченными. Конечно, это никак не умаляет их важности и смелости участников, но для меня было важно в этой ситуации найти точки соприкосновения с простым народом.

По сути, церковь объединяет всех нас, это одна из национальных скреп. Рождество по сути является государственным праздником, на Крещение все окунаются в прорубь, многие освящают яйца на Пасху.

Однако за церемониями люди забывают о важных вещах, сути религии, поэтому я решила привести шестую заповедь, чтобы высказать свой протест.

Долго думали над самой надписью?

Скорее, я долго думала над тем, как именно хочу высказать свою мысль и какой она будет. Еще никто не выходил с такой важной фразой и, несмотря на свой страх, я решила, что это необходимо сделать.

То есть это скорее перформанс, чем просто одиночный пикет?

Да, в какой-то мере это так. Я все-таки занимаюсь искусством, живописью и хотела провести акцию в более привычном для себя формате – с некой смысловой нагрузкой.

Анастасия Паршкова около своей картины «А где была я». Фото: @parshkulya / instagram

Храм Христа Спасителя был выбран случайно или в этом тоже есть свой посыл?

На мой взгляд, Храм Христа Спасителя сейчас – самое нерелигиозное место в Москве и России. Оно больше отображает силу РПЦ как организации, нежели самой христианской веры.

Мне показалось, что в моем случае фраза «Не убий» лучше всего бы смотрелась именно в сочетании с этим символом коррупции в религии в нашей стране.

Вы верующая? Часто ходите в церковь?

Да. Я крещеная, православная, минувшим летом ездила в монастырь на послушание. Вера в какой-то степени меня спасла, я стараюсь жить по религиозными принципам.

Что в целом думаете о позиции РПЦ по поводу войны в Украине? Неожиданно ли для вас, что они не выступили с критикой действий Путина?

Я бываю на службах и надеюсь, что люди на них все-таки молятся за мир, а не за какую-то незримую победу.

Возможно, церковь как институт молчит, потому что ей запрещают высказываться, и это, конечно, печально и неправильно, но надеюсь, что прихожане, простые люди молятся за мир.

Интервью
«Мое письмо – это не политическое выступление». Интервью со священником, которого преследуют за антивоенные призывы
08.03.2022 23:39

Как вы воспринимаете репрессии в отношении редких смелых служителей церкви, рискнувших пойти наперекор официальной позиции РПЦ и власти?

Выступление против кровопролития не является чем-то противным вере и аморальным по своей сути, даже наоборот. Это проблема внутри РПЦ, такие вещи не должны отражаться на клириках.

Как долго удалось простоять с плакатом? Обычно одиночные пикеты длятся не больше минуты?

Больше пяти минут, что уже много. Ко мне за это время подошел один прохожий. Это был мужчина средних лет, он снял меня на камеру и спросил, против ли я того, что людей Донбасса тоже убивают. Потом начал говорить, что у меня своя война, а у него своя. Но я не общалась с ним, это бы шло вразрез с мыслью моей акции.

Анитвоенный пикет Анастасии Паршковой около Храма Христа Спасителя в Москве, 15 марта 2022 года. Фото: @avtozaklive / twitter

Потом пришли полицейские, они в целом были вежливыми, так что мне в этом повезло. В отделе я успела почитать «1984» Джорджа Оруэлла, подписала отказ от дактилоскопии, у меня переписали данные паспорта, но надеюсь, что мою маму пугать не будут. У них там возник вопрос, составлять ли протокол за нарушение правил проведения акции. Они созванивались с кем-то, в итоге сказали, что нет состава преступления, и отпустили.

Как узнали, что фото разлетелось по интернету?

Мне начали писать мои знакомые, интересоваться, все ли хорошо, позвонила семья. Я даже скачала твиттер и удивилась, что фото так распространилось. Для меня это было неожиданностью, потому что обычно пикеты не пользуются такой популярностью, хотя я считаю, что это незаслуженно. Я была уверена, что акцию не заметят больше пары телеграм-каналов.

Самое неожиданное место, где появились кадры с акции?

Думаю, это клип Земфиры «Не стреляйте». Политолог Екатерина Шульман назвала следующий выпуск своей программы «Статус» на YouTube «Не убий», а писатель Дмитрий Быков упомянул акцию в одном из разговоров на канале «Популярная политика». Это было неожиданно, но надеюсь, что такое внимание не закончится печально. Время сейчас такое.

Чем планируете заниматься дальше?

Я в чуть подвешенном состоянии, потому что потеряла работу в связи с последними событиями. Но я всегда занимаюсь искусством, это моя основная деятельность. Пишу картины и сейчас хочу выстроить для себя новый путь в творчестве, понять, каким хочу видеть свое дальнейшее становление как художницы.

Жизнь разделилась на до и после (начала боевых действий. – Примеч. авт.) и я уже не могу высказываться через призму искусства так, как это было раньше.

Работа «Доброе утро» Анастасии Паршковой. Источник: www.parshkova.com

У меня есть идея посвятить сегодняшним событиям серию работ. Но сделать это не только в формате живописи, но и выйти за привычные рамки, попробовать себя в другой роли, возможно, это будет какой-то перформанс.

Сейчас многие молодые люди выбирают путь эмиграции. Думали об этом?

У меня есть знакомые, которые уехали из страны, но я надеюсь, что однажды мы все встретимся в прекрасной России будущего.

Мне будет очень сложно жить без русской ментальности, без своего дома, это несколько философский вопрос, но на данный момент я не собираюсь уезжать.

В России за последние недели резко вырос спрос на антидепрессанты и успокоительные. Как вы эмоционально переживаете эту ситуацию?

Было бы странно, если бы у меня не было стресса. Я надеюсь, что люди покупают эти лекарства по рецептам врачей, а не просто так. У меня было плохое самочувствие, невыносимая боль, страх, отчаяние: все эмоции, все стадии принятия. Но принятия так и не случилось, происходящее невозможно принять ни с человеческой, ни с какой-либо другой точки зрения – политической, экономической. Это все очень больно и страшно.

Беседовал Алик Спиридонов

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное