vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Формула НАТО для Украины

Первый со времени начала большой войны России против Украины визит генерального секретаря НАТО в Киев должен был продемонстрировать, насколько Альянс готов к нестандартным решениям на втором году вторжения. Конечно, Йенс Столтенберг, как опытный дипломат, сказал ожидавшиеся слова о том, что Украина обязательно будет в НАТО, «когда придет время», и о том, что вопрос украинского вступления будет обсуждаться на саммите Альянса в Вильнюсе.

Вопрос только в том, каковы могут быть результаты этой дискуссии.

Формула «Украина обязательно вступит в НАТО по окончании военных действий», конечно же, выглядит дипломатически исчерпывающей. Вот только разумность этой формулы очевидна не только для Запада, но и для Кремля. И если естественным следствием окончания войны России против Украины является вступление Украины в НАТО, то захочет ли Россия вообще прекращать эту войну.

Ведь ее продолжение — залог того, что евроатлантическая интеграция Украины застопорится.

Самая верная дорога к прекращению войны

Именно поэтому без нестандартных решений не обойтись — вот только это должны быть нестандартные решения не на уровне генерального секретаря, а на уровне руководителей ведущих стран Альянса. Проще говоря, Россия должна быть уверена, что вне зависимости от продолжения военных действий она не сможет остановить евроатлантической интеграции Украины. И, между прочим, это и есть самая верная дорога к прекращению войны.

столтенберг в киеве, нато

Президент Украины Владимир Зеленский с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в Киеве, Украина. 20 апреля 2023 года. Фото: ABACA / Abaca Press / Forum

Многие политические фантасты до сих пор уверены, что если убедить Украину согласиться с территориальными «приобретениями» России, то и война тут же остановится, и Кремль согласится со вступлением Украины в НАТО и больше не будет настаивать на ее нейтралитете. Но это только если поверить, что Путину действительно были нужны Крым и Донбасс. А на самом-то деле, оккупированные территории — это всего лишь плацдарм для оккупации всей Украины.

Путин должен понять, что плацдарм больше не может быть использован — во-первых. И что Украину не удастся оккупировать — во-вторых. И что приоритет международного права останется определяющим моментом во взаимоотношениях России с цивилизованным миром — в-третьих.

Одобренная заявка — гарантия безопасности

Именно поэтому не только Украине нужно членство в НАТО ради гарантий ее безопасности и уверенности в том, что российское нападение больше не повторится. И НАТО нужно членство Украины, чтобы продемонстрировать, что Альянс надежно защищает сами принципы международного права и безопасности и не готов мириться с их нарушением.

Но это общие подходы. О них может говорить и генеральный секретарь НАТО. Что же касается конкретных мер, о них и должны договариваться руководители стран-членов Альянса. Украина не может стать членом НАТО до окончания войны? А может ли быть одобрена в Вильнюсе ее заявка, о чем говорил с Йенсом Столтенбергом Владимир Зеленский? Могут ли быть Украине предоставлены гарантии безопасности по образцу тех гарантий, которые после подачи заявок в НАТО получили Швеция и Финляндия? Могут ли эти гарантии быть распространены на всю территорию страны или же только на ту территорию, где нет военных действий и необоснованных претензий России?

От ответов на эти вопросы на самом деле зависит и судьба Украины, и судьба Европы. Можно, конечно, думать, что ответы могут подождать до конца войны, а сейчас нужно, в первую очередь, вооружить Украину. Вот только конца войны придется в этом случае ждать очень и очень долго.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное