vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Новое крепостное право. В беларусских медицинских вузах резко выросло число «целевиков» — они вынуждены годами отрабатывать свои дипломы

Студенты и преподаватели Беларусского государственного медицинского университета.
Фото: bsmu.by

После подавления массовых протестов, охвативших Беларусь в августе 2020 года, и последовавших за ними репрессий беларусские медики оказались одной из наиболее пострадавших профессиональных групп. Несколько тысяч квалифицированных специалистов уехали из страны, сотни подверглись репрессиям, а власти включили административный ресурс и фактически распространили современное крепостное право на медицинские вузы Беларуси, выпускники которых годами отрабатывают свои дипломы. «‎Вот Так» рассказывает, как это выглядит на практике и с какими трудностями вынуждены столкнуться молодые беларусы, которые хотят стать врачами.

Исход врачей

В августе 2020 года одной из движущих сил протестов против фальсификации президентских выборов и жестоких действий силовиков стали медицинские работники и студенты. Поэтому в 2024 году именно система здравоохранения выглядит одной из наиболее искалеченных сфер беларусского общества — лучшие медики покинули страну или оказались за решеткой, больницы и поликлиники испытывают хронический кадровый голод, а положение студентов и выпускников медицинских вузов все больше сравнимо с положением крепостных крестьян.

В ноябре 2023 года беларусский правозащитный центр «Вясна» подвел промежуточные итоги противостояния режима Александра Лукашенко и медицинских работников: как минимум 35 человек осуждены по уголовным политическим делам, несколько сотен были задержаны по административным делам. Периодически появляются сообщения о массовых арестах и преследовании представителей той или иной врачебной специализации — к примеру, весной 2022 года большой резонанс вызвало так называемое дело ортопедов.

Как следствие, за последние три с половиной года Беларусь покинули, по разным оценкам, до 5 тысяч квалифицированных медицинских работников, а дефицит врачей-специалистов, как следует из открытых данных Государственной службы занятости, в середине апреля 2024 года достиг почти 4,8 тыс. вакансий.

Целевое рабство

Беларусские власти пытаются решить возникшую проблему за счет медицинских вузов, перед руководством которых, по всей видимости, поставлена задача подготовить как можно больше молодых специалистов в кратчайшие сроки. Для этого используются два инструмента: увеличение количества студентов и переписывание законодательства, которое регулирует их обязательства перед государством за получение бесплатного образования.

«‎Вот Так» проанализировал данные о том, как менялось количество абитуриентов в медицинских вузах Беларуси в период с 2020 по 2023 годы. Публикуемые университетами данные показали существенный рост как студентов-бюджетников, так и «‎целевиков», которые после получения образования обязаны трудоустроиться в направившей их организации здравоохранения. У них свои условия поступления, которые, как правило, мягче, чем у абитуриентов, поступающих на общих основаниях.

В 2020 году на первый курс Беларусского государственного медицинского университета в Минске (БГМУ) на бесплатной основе поступило 620 первокурсников (из них 295 «‎целевиков»), в 2023 — 790 (513 «‎целевиков»). В процентном соотношении доля «целевиков» среди всех бюджетников выросла с 47,6% до 64,9% При этом число первокурсников, обучающихся на платной основе, за этот же период снизилось с 315 до 200.

Акция протеста студентов Беларусского государственного медицинского университета против результатов президентских выборов. Минск, 1 сентября 2020 года.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС / Forum

Похожую ситуацию можно наблюдать и в других медицинских вузах страны — Гомельском государственном медицинском университете (количество бюджетников на первом курсе выросло с 320 до 410, «‎целевиков» — со 160 до 246, то есть с 50% до 60%); Витебском государственном медицинском университете (количество бюджетников выросло с 380 в 2017 году до 480 в 2023 году, «‎целевиков» — со 152 до 306, то есть с 40% до 63,7%); Гродненском государственном медицинском университете (количество бюджетников выросло с 395 в 2020 году до 490 в 2023 году, «‎целевиков» — со 195 до 320, то есть с 49,4% до 65,3%).

Монологи
Лукашенко предложил ужесточить систему распределения после вузов в Беларуси — «Вот Так» спросил у школьников и студентов, что они думают об этом
26.09.2023 16:35

В каждом из четырех беларусских медицинских вузов тенденция одинакова — рост количества бюджетников, уменьшение числа поступающих на первый курс «‎платников» и значительный рост пропорции «‎целевиков». Логика понятна — студенты, получившие бесплатное образование, после получения диплома обязаны будут отработать до пяти лет обязательного распределения, либо продолжить учебу в ординатуре (от трех до пяти лет) и отработать пять лет после нее. «‎Целевики», к тому же, привязаны к конкретным учреждениям или населенным пунктам подписанными перед поступлением договорами.

Таким образом, в течение 15 лет обучения в университете, ординатуре и обязательной отработки специалист фактически находится в полной зависимости от начальства, не имея права самостоятельно увольняться, менять место работы и даже сферу деятельности. Единственный способ вернуть себе свободу — «‎выкупить» диплом, оплатив все расходы государства на свое обучение. Для медиков размер этой суммы может достигать 20 тыс. долларов США.

Однако даже полное возмещение стоимости образования, по словам собеседников «‎Вот Так», не гарантирует быстрого и легкого «‎освобождения». Руководство больниц, где проходят или должны будут проходить обязательную отработку выпускники, может просто отказаться подписывать увольнение. О таких случаях рассказывали «Вот Так» выпускники беларусских медицинских вузов. В условиях многотысячного кадрового дефицита в сфере здравоохранения таких случаев становится все больше.

Лидия Тарасенко, координатор Фонда медицинской солидарности Беларуси и медиапроекта «Белые Халаты»

— В беларусской системе здравоохранения сразу бросаются в глаза усиление репрессий и растущий градус безумия. В качестве зарисовки: буквально вчера появилась информация о том, что преподавателям БГМУ (Беларусского государственного медицинского университета в Минске) администрация запретила посещать любые образовательные мероприятия, которые не согласованы с Минздравом.

Вроде, казалось бы, мелочь, но на самом деле это просто не поддается какому-то человеческому, профессиональному пониманию. Для меня это явное посягательство на право личного передвижения, на личную жизнь. Никто не вправе мне запретить участвовать в семинарах, которые касаются моей профессиональной деятельности, даже выступить там. Однако университетские власти таких заявлений совершенно не стесняются, говорят об этом публично.

История
«Наследства у меня, похоже, не будет». Уехавшие из страны беларусы — о запрете выдавать паспорта за границей
07.09.2023 05:00

Начиная с 2020 года, у руководства беларусских медицинских вузов появились заместители по кадровой безопасности, которые полностью взяли на себя все управление кадровыми вопросами. И ситуация в настоящий момент такова, что ключевым моментом при приеме на работу становится лояльность действующей власти, отсутствие задержаний, административных статей за политику. По факту, лояльность практически заменила собой профессиональные качества.

Набирают все больше студентов. Причем делают это на фоне оттока преподавателей, самых лучших преподавателей, которые вели, например, занятия на английском языке для иностранцев. В итоге, группы не успевают со своим учебным процессом, планом, потому что их просто некому учить. Группы разрастаются до 12, даже 16 человек, притом что в медицинских вузах они должны быть маленькими — не более 10 студентов — чтобы эффективно усваивать весь материал, знания, которые приобретаются непосредственно в больницах. Вы можете представить, как два десятка студентов заходят в больничную палату или заглядывают пациенту в рот в стоматологии?

Студенты Беларусского государственного медицинского университета.
Фото: Karsinora Fenriz / Вконтакте

С распределением и раньше было все плохо, просто бессмысленно. Теперь же сроки увеличили еще больше. Все больше давят на «платников», чтобы они шли отрабатывать. Все меньше хотят выдавать так называемые свободные дипломы. Весь этот процесс, если посмотреть на него вблизи, похож на проигрывание в карты крепостных крестьян. Хуже будет, только если станут в наручниках выводить на распределение.

Из того, что существенно изменилось: ординатура по хирургическим специальностям осталась только в очной форме. То есть человек не может, как раньше, ходить на работу и два раза в год уезжать на сессию. Теперь человек обязан отучиться это время в ординатуре. Приехать и физически ходить туда каждый день. При этом самое интересное в том, что за этим человеком сохраняется рабочее место. По сути, ситуация аналогична уходу в декрет. То есть оголяется рабочее место на его первоначальной работе, туда ищут кого-то на подмену, как на декретную ставку. Желающих, как вы понимаете, не особо [много]. Но зато этот человек будет обязан после ординатуры вернуться и отработать еще одно распределение. Это самое настоящее рабство.

Мнения
Массовый исход граждан из Беларуси приобрел характер национальной катастрофы
20.01.2024 06:00

За время обучения в ординатуре ему не положена зарплата. Он получает просто какие-то нищенские копейки, стипендию в размере четырех бюджетов прожиточного минимума [1627 беларусских рублей, или около 500 долларов США], на которую должен будет несколько лет существовать. И после этого снова вернуться в кабалу отработки.

Логика государства такова, чтобы всех сделать крепостными, всех максимально унизить, максимально лишить человеческого достоинства. Я не знаю других государств, где бы вообще такая дебильная практика — с принудительным распределением и «целевиками» — применялась.

Тому, кто идет по целевому направлению, нужно принести свой аттестат и сдать один экзамен. Прямо в университете. В прошлом году самый низкий балл был 110. То есть если предположить, что у человека может быть 100 баллов максимально за экзамен и 100 баллов за сертификат, то это фактически половина. Получается, чтобы пройти в медицинский вуз, достаточно иметь лишь по 55 баллов из 100 и там, и там. Требования к «целевикам» стабильно снижаются. Однако на оставшиеся бюджетные места конкурс по-прежнему высокий.

Анна, студентка Витебского государственного медицинского университета

— Я на целевом обучении. Подписала договор с городской поликлиникой, после учебы отработаю там положенное. Меня это сильно не напрягает — родной город, родители, есть, где жить. Если честно, то и поступить было проще. Это немаловажный фактор. Пока меня все устраивает, ничего менять не хочу. Я сделала свой выбор.

Студентки Витебского государственного медицинского университета.
Фото: ВГМУ | Официальная страница / Вконтакте

Знаю, что настроения среди студентов разные. Есть те, кто тоже поступали как «целевики», но уже через год-два сильно разочаровались. Некоторые вообще хотят уйти из профессии. Поступали, потому что хотели важно в белых халатах ходить, думали, что будет легко, что «целевикам» будет больше поблажек. Некоторые вот вообще не знали, чего хотят от жизни. Таких вообще, может, и большинство. Фанатов медицины я среди «целевиков» особо и не встречала.

С отработкой тут вообще все очень странно — я должна буду отработать после окончания универа пять лет, а знакомой девчонке написали три года. Не знаю, почему так — может, жребий они там у себя какой-то тянут.

Интервью
«Лучшие силы используются для отлова противников Лукашенко». Руководитель организации бывших беларусских силовиков BYPOL Александр Азаров — о том, как меняется криминальный мир в стране
07.01.2024 06:00

Когда прошлой осенью появилась информация о том, что отрабатывать надо будет еще больше, и даже «платников» отправят батрачить, мы с подругами подумали, что больше никто к нам поступать не будет. Ну подумайте сами — вы платите деньги, а потом вас в какой-нибудь райцентр на два года отправят за копейки работать, в какую-то глушь. Про «целевиков» я вообще молчу, еще до пенсии на принудиловке досидим. Я знаю, что после этого некоторые мои знакомые передумали в «мед» поступать. Я бы тоже, может, уже не поступала.

Я вообще разочаровалась в том образовании, которое нам тут дают. Если по 10-балльной шкале, то на слабую троечку. Да и коллектив такой, что про учебу мало кто думает — от силы человека три-четыре. Есть даже те, кто уже не может дождаться, когда же отработает все и уйдет из медицины. По большому счету, такое чувство, что всем на всех пофиг. Руководству главное, чтобы мы в политику не лезли. Когда на эту тему инструктаж, вот где у них по-настоящему глаза горят.

Иван Лысюк

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное