vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Быть громоотводом. Правозащитница Наталья Звягина о суде над Николаем Платошкиным

Николай Платошкин
Лидер движения «За новый социализм» Николай Платошкин у здания Гагаринского районного суда Москвы после объявления приговора по делу о подстрекательстве к массовым беспорядкам и дезинформации. 19 мая 2021 года.
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС / Forum

В среду, 19 мая, Гагаринский районный суд Москвы назначил видеоблогеру и лидеру движения «За новый социализм» Николаю Платошкину пять лет лишения свободы условно по делу о склонении к массовым беспорядкам и распространении фейков. На суде, который вынес политику приговор, присутствовала российская правозащитница Наталья Звягина. В своей авторской колонке она рассказывает не только о процессе над Платошкиным, но и о его месте в общественно-политической жизни России.

Российская реальная политическая поляна не часто подбрасывает поводы искренне порадоваться. Условный срок лидеру движения “За новый социализм” Николаю Платошкину – один из таких, ведь прокуратура требовала шесть лет лишения свободы. На фоне ситуации в Минске, реального заключения архангельского активиста Андрея Боровикова всего лишь за репост клипа группы Rammstein и других случаев угроза политику оказаться за решеткой не была призрачной.

Неслучайно еще до официального окончания оглашения приговора участники группы поддержки политика и узника совести Николая Платошкина, ожидающие решения, ликовали под окнами так, что их было слышно сидящим в зале суда. Толпа скандировала: “Адвокатам, спасибо!”, “Ура!”, “Победа-победа!”. И было невероятно радостно за всех женщин и мужчин, что в акции поддержки смогли воочию увидеть своего кумира, провести свои стримы и ощутить торжество справедливости, даже горько-сладкой, какой только и возможно добиться сегодня в условиях существующих ограничений. И конечно, именно эти люди – мои герои.

Спрос на политических героев

Сложно не заметить, что в России теплится спрос на сказочного и чрезмерно смелого борца с драконом, откровенно закрывающего глаза на очевидные риски. Именно такого богатыря ждет политически активное население, сдерживающее свои амбиции и критичность до того, как придет герой, ледокол и фактически самоубийца, обещающий “волшебный пендель” истеблишменту. Этим объясняется популярность фигуры якутского шамана Александра Габышева, заявившего о повторном походе на Кремль и сейчас ожидающего решения о чуть ли не пожизненной принудительной госпитализации.

Николай Платошкин – одна из фигур, способных объединять и мотивировать российскую публику, ухватившись за поколенческий ценностный запрос. Его вполне можно сравнить с политиком Алексеем Навальным, поскольку он оказался успешным блогером, только не для молодежи, а для старшей возрастной группы. Видеоканал Платошкина на YouTube разрастался на глазах.

Суд над Николаем Платошкиным
Сотрудник полиции наблюдает за сторонниками Николая Платошкина возле Гагаринского районного суда Москвы во время слушаний по делу о подстрекательстве к массовым беспорядкам и дезинформации. 19 мая 2021 года.
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС / Forum

Особенно хорошо дело пошло с началом пандемии, когда к интернету пришлось прильнуть даже тем, кто до последнего держал дистанцию. При этом Платошкин сумел в короткий срок отстроить сеть региональных отделений, каждое из которых уже упомянуто в судебном решении по его делу. Он активно ездил по регионам и районным центрам, собирая на встречи сначала сотни слушателей, а ближе к аресту уже и тысячные залы людей, желающих услышать об альтернативах путинизму.

Но не блогерством единым. Николай Платошкин не только призывал к политизации, но и активно законно использовал политические инструменты. В 2019 году он принял участие в довыборах в Госдуму от Хабаровского края. Не выиграл, но занял второе место после кандидата от ЛДПР, обогнав кандидатку от ЕР, известную певицу Вику Цыганову. Ситуация в Хабаровске, разумеется, один из ключевых триггеров возбуждения против него уголовного дела.

Обкатать очередной закон

Год назад, в июне 2020 года, Николаю Платошкину было предъявлено обвинение по ч. 1.1 ст. 212 (склонение к совершению массовых беспорядков) и ст. 207.1 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации). Обе статьи буквально накануне стало возможно использовать против критиков власти. Президент России Владимир Путин подписал закон об уголовной ответственности за фейки о коронавирусе 1 апреля прошлого года. Уже на этапе спуска закона в парламент правозащитники резко критиковали его за расплывчатость формулировок, риски для свободы слова и неочевидность пользы, что не замедлило его молниеносного прохождения всех трех слушаний.

Николай Платошкин стал одним из первых подопытных кроликов для обкатывания законотворческих новелл. Популярность его влога росла, а сам он критиковал недальновидные действия правительства и региональных властей в условиях наступавшей пандемии и высказывался – о ужас! – против внесения поправок в Конституцию.

Николай Платошкин в зале суда
Николай Платошкин на слушаниях по делу о подстрекательстве к массовым беспорядкам и дезинформации в Гагаринском районном суде Москвы. 19 мая 2021 года.
Фото: Гагаринский районный суд / ТАСС / Forum

По версии обвинения, Николай Платошкин намеревался “прийти к власти незаконно”. Он рассчитывал “осуществить победу на выборах кандидатов движения “За новый социализм”” и “заменить действующую власть другими лицами”, для чего “через аудиовизуальные материалы” начал подстрекать своих последователей и других интернет-пользователей к “совершению массовых беспорядков и участию в них под видом митингов протеста”.

По мнению суда, Платошкин высказывал “под видом достоверной информации ложные сведения” о деятельности власти. Все эти обвинения подтверждены в основном впечатлениями нескольких следователей и эксперта от его видеообращений. А обвинительное заключение и решение суда содержат лишь список его роликов и предположения о неустановленных лицах, которые потенциально могли бы пойти бить витрины, оказавшись неспособными, как и эксперт в деле, увидеть разницу между словами “митинг” и “погром”.

Экспресс-суд

Николая Платошкина преследуют исключительно за его критику действий власти. Однако у защиты не было полноценной возможности оспорить обвинения по сути, рассмотреть каждый тезис со всех сторон. Суд прошел стремительно – два заседания и решение. На его написание у суда, кстати, ушло три-четыре часа рабочего времени, поскольку заседание закончилось лишь 18 мая поздно вечером, а оглашать начали 19 мая в 13:00 следующего дня. Я печатаю быстро, но даже просто на набор под диктовку и вычитку такого количества текста у меня бы ушло больше времени, а ведь предполагается еще и творческое осмысление судом представленных сторонами материалов и аргументов.

В ходе самих заседаний у защиты не было шанса оспорить, например, пояснительные записки губернаторов и региональных минздравов, которые запросили прокуроры. Судя по тексту решения, они стали ключевым доказательством распространения Платошкиным опасной информации о неготовности страны к пандемии на раннем этапе, которая могла дестабилизировать общество. Получилось, что, если губернаторы и Минздрав сообщают, будто манипуляций статистикой не было, что койко-мест всегда хватало и все получали медпомощь бесперебойно, то спорить тут не о чем.

Адвокат Николая Платошкина Александр Обозов рассказывает собравшимся у суда об итогах заседания.
Фото: Наталья Звягина для «Вот Так»

В итоге текст судебного решения – это перечисление роликов с критичными заголовками на Youtube, с одной стороны, и бодрые рапорты об успехах борьбы с пандемией – с другой. Ролики ужасны, хоть и до степени смешения повторяют все то, о чем писали все СМИ и все очевидцы, пытавшиеся получить медпомощь в первые дни пандемии. Отчеты, наоборот, прекрасны. Такого рода документы в принципе не подразумевают сомнений, перечислений ошибок и недостатков в работе исполнительных органов. Таков жанр. В итоге в одном тексте решения суда – два параллельных мира. Нет и намека на попытку найти золотую середину, сравнить эти две правды, критически оценить ситуацию на момент создания роликов, оценить отчеты региональных властей, взвесить реальность рисков и пропорциональность грозящего наказания.

Фактически суды, которые могли бы корректировать практику применения ограничительных новых законов, не ищут баланса между критикой и бравурными отчетами, чем формируют автоматизацию наказания. Если протокол за материал составлен – наказание неизбежно. Суд на основании наштампованных законов в итоге тоже действует как принтер. Впрочем, спасибо, что пока гранью разумности обозначен условный срок за умозрительную общественную опасность.

Громоотвод

Гагаринский районный суд Москвы 19 мая признал Николая Платошкина, бывшего дипломата, заведующего кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, основателя движения «За новый социализм», виновным в инкриминируемых ему преступлениях. Он был приговорен к пяти годам лишения свободы условно и штрафу в размере 700 тысяч рублей. Судимость также означает, что ему запрещено баллотироваться на выборные должности. Последнее подтверждает, что политическая функция преследования достигнута. Еще один популярный в народе кандидат отстранен от выборов.

Но, что верно делают его сторонники у здания суда – не унывают. Условный срок активистами воспринят как победа. Крики ликования группы поддержки совершенно точно были слышны судье, которая продолжала монотонно оглашать резолютивную часть решения. Такова уж функция публичного лидера в эпоху “протестной публики”. Этот концепт используют политологи для обозначения все набирающей обороты во всем мире истории, когда протесты все реже ведомы одним актором – лицом или институтом. Все чаще популярность набирают безлидерные движения, когда трудно выявить единого главу всего, как в протестах BLM в США или в акциях солидарности с журналистом Иваном Голуновым в Москве.

Николай Платошкин
Лидер движения «За новый социализм» Николай Платошкин и его сторонники празднуют возле Гагаринского районного суда Москвы после объявления приговора по делу о подстрекательстве к массовым беспорядкам и дезинформации. Платошкин получил пять лет условно. 19 мая 2021 года.
Фото: Антон Новодережкин / ТАСС / Forum

Так вот, одна из важнейших функций политического и общественного лидера сегодня в России – быть громоотводом. Обозначаешь амбиции – и получаешь по голове, попадаешь под репрессивные ограничения неприятными статусами иноагентов, штрафы или сроки. Однако собака лает – караван идет. Все это не страшно, если есть сторонники, союзники, сеть поддержки и продолжатели. В этом смысле у движения “За новый социализм ” все гладко. Есть региональные отделения, активисты последователи и сторонники, способные собраться у здания суда.

К слову, все три дня, которые длилось судебное слушание в Москве, напротив Гагаринского суда стояли сторонники движения из Ульяновска, Нальчика, Рязани и других городов. В наши дни именно вот эти акции солидарности по почти неизбежному плану Б с фонариками или шариками и определяют субъектность и всамделишность политика. В итоге перед зданием суда – ликование. Я, сидя на заседании, слышала громогласное скандирование сторонников под окнами суда в течение всего процесса и восторг, когда первые буквы резолютивной части решения прорвались к людям во вне через телеграм.

Сам Николай Платошкин, выйдя из зала суда, комментирует СМИ свои планы просто:

“Да, я не смогу пойти на выборы в Госдуму, но я не один”.

Разумеется, не исключено и будет логичным продолжением реакции репрессивного аппарата признание экстремистским всего движения. Но не в лейбле сила, не в имени, а в солидарности и готовности людей поддерживать разных по взглядам лидеров, готовых публично озвучивать сомнения и чаяния многих даже под угрозой серьезной уголовной ответственности.

Наталья Звягина, российская правозащитница – для “Вот Так”

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное