Первые итоги контрнаступления ВСУ на юге: соотношение потерь не в пользу украинцев
Нидерландский военно-аналитический проект Oryx, который фиксирует подтвержденные потери техники ВС РФ и ВСУ, подвел первые промежуточные итоги украинского контрнаступления на юге страны. Потери ВСУ предсказуемо выше — они штурмуют один из наиболее укрепленных участков российской обороны на всей линии фронта. Однако эти потери не носят критического характера, а если учесть, что часть брошенной техники украинцы с поля боя позже эвакуировали, то вполне сопоставимы с российскими.
Цена наступления
20 июня пользователь твиттера Naalsio, который помогает проектам Oryx и WarSpotting документировать потери российской и украинской военной техники, разместил первые с момента начала контрнаступления ВСУ систематизированные данные. В отличие от ежедневных сводок Oryx, в которых учитываются все потери без их привязки к конкретному участку фронта, Naalsio обобщил лишь понесенные сторонами на юге Запорожской и Донецкой областей.
По состоянию на 19 июня соотношение потерь не в пользу ВСУ. Начиная с 4 июня, когда украинцы перешли в наступление на российские позиции на юге страны, и до 19 июня они потеряли как минимум 105 единиц техники (55 уничтожено, 43 оставлено на поле боя, 4 повреждено и 3 захвачено противником).
Структура потерь типична для наступающей стороны. Основная часть украинских потерь — это танки, бронетехника и инженерные машины, которые используются для прорыва линии обороны.
За две недели интенсивных боевых действий ВСУ лишились 22 американских бронемашин International MaxxPro со специальной противоминной защитой (17 уничтожены, 5 оставлены на поле боя). Всего, по данным Bloomberg, в рамках западной военной помощи Киев должен был получить не менее 440 этих бронемашин. Ранее Oryx уже документировал потерю 14 украинских International MaxxPro на других участках фронта.
В районе так называемого Веремеевского выступа на стыке административных границ Донецкой и Запорожской областей, где с начала контрнаступления ВСУ добились наибольшего успеха, освободив шесть населенных пунктов, были потеряны 17 бронемашин. Еще три — между селами Новоданиловка и Работино в Запорожской области, где продвижение украинской армии было минимальным и сопровождалось самыми большими потерями.
В этом же районе украинцы остались без 17 американских БМП Bradley (7 уничтожены, остальные оставлены). Ранее США поставили Киеву 113 машин, однако неделю назад с учетом понесенных потерь в рамках экстренного пакета военной помощи согласовали поставку еще 15 БМП.
Bradley — высокоманевренная и хорошо защищенная бронемашина, обладающая к тому же высокой для этого типа техники огневой мощью. Украинские бойцы отмечают, что в условиях интенсивных боевых действий на юге страны она обеспечивает надежную защиту экипажу и десанту.
В списке потерь ВСУ и другие бронемашины. В районе до сих пор оккупированного поселка Новодонецкое (восточная часть «Времовского выступа») 4–7 июня украинцы лишились сразу 8 британских тяжелых бронемашин Mastiff с противоминной защитой. Лишь одна из них была полностью уничтожена, тогда как остальные 7 оставлены на окраине населенного пункта, куда ВСУ смогли прорваться на начальном этапе своего штурма. До этого за весь минувший год украинцы потеряли всего 7 таких машин.
Среди украинских потерь также три американских бронемашины Oshkosh M-ATV (две уничтожены, одна оставлена), три французских колесных танка AMX-10 (все брошены под Новодонецким), четыре HMMWV, по одному VAB и YPR-765.
Кладбище «леопардов»
Отдельно следует выделить танки. Наиболее ощутима для ВСУ потеря немецких Leopard 2A4 и 2A6. Всего, по данным Oryx, украинская армия лишилась шести этих машин. Пяти из них — к югу от Новоданиловки и Малой Токмачки во время безуспешного наступления на село Работино 7–9 июня. Еще один «Леопард» был поврежден 15 июня в неназванной локации Запорожской области.
Там же, на подступах к Работино, 9 июня были повреждены и впоследствии оставлены три финских инженерных танка (машина для устранения преград и разминирования. — Ред.) Leopard 2R. Всего Финляндия поставила шесть таких танков.
Таким образом, большая часть потерянной ВСУ за две недели боев на юге Украины техники западного происхождения поставлена специально для подготовки и проведения контрнаступления в Запорожской и Донецкой областях. Кроме нее россияне уничтожили и повредили в общей сложности 12 танков отечественного производства Т-64 и Т-72 различных моделей, четыре украинских дрона «Лелека» и «Мара», три гаубицы, один радар и четыре военных грузовика.
Безуспешные контратаки
Если почти половина потерь ВСУ приходится на брошенную на поле боя технику, то практически все потери ВС РФ безвозвратные.
По данным Oryx, россияне за две недели боев на южном фронте лишились 65 единиц военной техники. Среди них больше всего бронемашин и танков. В ходе боевых действий украинские бойцы уничтожили 16 БМП-1, БМП-2 и МТ-ЛБ, две машины захватили, а еще одну повредили. Как минимум 10 бронемашин были уничтожены в районе «Времовского выступа».
Кроме того, ВСУ уничтожили 16 танков противника (еще два захватили в качестве трофеев). Опять же, большая часть потерь россиян (13 машин) — на стыке Запорожской и Донецкой областей, где украинская армия добилась самого большого за две недели боев успеха. Как минимум 10 танков — это различные модификации Т-80, включая три Т-80БВМ (одни из наиболее современных российских танков).
Наступая, ВСУ уделяли особое внимание подавлению российской артиллерии. Результат этого — уничтожение либо повреждение не менее 16 российских артиллерийских систем. Выделяются пять самоходных 152-мм гаубиц «Мста-С» (все —14 июня возле села Ялинское Донецкой области в 13 километрах от линии фронта, фактически в одном поле).
ВСУ также уничтожили три 152-мм самоходных гаубицы «Акация», три РСЗО «Град» (две из них — 12 июня возле села Володино южнее «Времовского выступа»), одну РСЗО «Ураган» и один ТОС-1А «Солнцепек». Досталось и российским системам ПВО. За две недели на счету ВСУ одна пусковая установка «Бук» и две «Тор».
В целом анализ российских потерь, значительную часть которых составляют танки и бронемашины, позволяет предположить, что россияне, выбитые ВСУ со своих передовых позиций, много и не всегда успешно контратаковали. В украинских телеграм-каналах каждый день появляются видео таких попыток.
Евгений Чернухин