vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Постелили на пол украинский флаг и заставляли на него наступать». Украинские волонтеры рассказали об условиях в российском плену

Волонтеры Анна Ворошева, Константин Величко и Станислав Глушков, освобожденные из плена «ДНР», во время пресс-конференции «Более 100 дней плена. Как это было» в Белорусском молодежном хабе. Варшава, Польша. 21 июля 2022 года
Волонтеры Анна Ворошева, Константин Величко и Станислав Глушков, освобожденные из плена «ДНР», во время пресс-конференции «Более 100 дней плена. Как это было» в Белорусском молодежном хабе. Варшава, Польша. 21 июля 2022 года
Фото: Татьяна Веремеева / Белсат / «Вот Так»

Несколько украинских волонтеров, которых похитили в конце марта, смогли выбраться из расположенной на территории «ДНР» тюрьмы. На пресс-конференции, которая прошла в Варшаве, они рассказали о том, как провели в плену 100 дней.

Анна Ворошева, волонтер, находившаяся в плену на территории «ДНР», рассказывает журналистам о заключении на пресс-конференции «Более 100 дней плена. Как это было» в Белорусском молодежном хабе. Варшава, Польша. 21 июля 2022 года Фото: Татьяна Веремеева / Белсат / «Вот Так»

До начала войны в Украине Анна Ворошева более 20 лет занималась организацией праздников и свадеб в Мариуполе. Волонтером она стала, когда город начали обстреливать российские войска. Другой бывший пленник, Константин Величко, до 24 февраля работал в IT-компании, а в марте пришел в волонтерский центр. Он помогал людям выезжать из Мариуполя в Бердянск, организовывал колонны и координировал деятельность других волонтеров. В основном из города вывозил только женщин и детей. Станислав Глушков до российского вторжения работал водителем, с началом боевых действий он решил, что кто-то должен доставлять в город продукты и медикаменты.

Задержание

Величко и Глушкова российские солдаты задержали 28 марта на блокпосту при въезде в Мариуполь. Сначала мужчин обвинили в том, что они вывозят людей из города за деньги, а затем военные и вовсе заявили, что волонтеры помогают выбраться из Мариуполя бойцам ВСУ. Величко и Глушкову замотали руки и глаза скотчем, надели мешки на головы и повезли в неизвестном направлении.

До того как они попали в колонию №120 в поселке Еленовка на территории «ДНР», какое-то время их держали в Донецком управлении по борьбе с организованной преступностью и в изоляторе временного содержания. Там, по словам волонтеров, людей пытали током и постоянно избивали.

«Если мы не так сидели или стояли или что-то не нравилось нашим конвоирам, то они нас били. Если я не так сидел, то мне били по ногам. Если я опускал руки, то сразу же били по рукам. Это продолжалось на всем пути до так называемой тюрьмы», — вспоминает Величко.

История
Похищенные в Мариуполе волонтеры нашлись в ИК Еленовки, где находятся пленные с «Азовстали»
04.06.2022 08:00

Волонтер Константин Величко рассказывает журналистам о своем опыте пребывания в плену на территории «ДНР» во время пресс-конференции. Варшава, Польша. 21 июля 2022 года Фото: Татьяна Веремеева / Белсат / «Вот Так»

100 дней в колонии

Сначала волонтерам сказали, что их задержали «только для проверки» на 30 дней. Но потом этот срок дважды продлили еще на месяц.

«Когда подходила эта дата, то нас просто арестовывали заново. То есть они не соблюдали даже свои собственные законы», – говорит Глушков.

В колонии в Еленовке к тому моменту содержалось около 800 человек. Число пленных постоянно менялось, а в какой-то момент достигло четырех тысяч. О количестве людей в камерах можно было только догадываться по числу порций еды, которые готовили для пленных, поясняет волонтер Анна Ворошева. Она тоже попала в Еленовку в конце марта.

«Ежедневно нам выдавали 150 граммов серого хлеба и разваренные макароны с небольшим количеством мелкой морской рыбы. Это холодное месиво, которое невозможно было есть, приносили исключительно в грязных мисках. Мы могли рассчитывать на 150 мл воды на человека в день. Иногда нам и этого не доставалось», — рассказала «Вот Так» Ворошева.

Условия содержания в этой тюрьме волонтеры описывают как нечеловеческие. В 20-метровой камере, рассчитанной максимум на 8–10 человек, могли находиться до 50 мужчин. Они были вынуждены спать по очереди на бетонном полу. Теплой одежды всем не хватало, многие начали болеть.

Бывшая пленница-волонтер Анна Ворошева рассказывает журналистам о своем опыте заключения на территории «ДНР». Варшава, Польша. 21 июля 2022 года Фото: Татьяна Веремеева / Белсат / «Вот Так»

«Из каждой камеры был слышен лающий кашель, но ни медицинской помощи, ни просто лекарств, да даже кипятка мы не могли получить», — продолжает Ворошева.

Иногда пленным удавалось получить немного технической воды, но этого было недостаточно для того, чтобы помыться. Эту воду экономили для очистки туалетов. Сами конвоиры называли колонию «ямой» — это единственное, в чем волонтеры были с ними согласны. Бывшие пленники рассказывают о холоде, антисанитарии и постоянных болезнях. В таких условиях им пришлось провести более трех месяцев.

Самое страшное, по словам Ворошевой, было «слышать звуки избиения людей и их крики о помощи» из соседних камер. Пребывание в колонии сопровождалось физическим насилием, допросами и унизительными приказами. Например, в одном из туалетов сотрудники этой колонии, по словам собеседников «Вот Так», постелили на пол украинский флаг и заставляли пленных наступать на него. За отказ лишали права выходить из камер для выполнения ежедневной работы на кухне или во дворе тюрьмы. При этом флаг до момента их освобождения оставался чистым, рассказывает Ворошева.

Волонтеры Анна Ворошева, Константин Величко и Станислав Глушков отвечают на вопросы журналистов во время пресс-конференции «Более 100 дней плена. Как это было» в Белорусском молодежном хабе. Варшава, Польша. 21 июля 2022 года Фото: Татьяна Веремеева / Белсат / «Вот Так»

В чем обвиняли волонтеров

Всех волонтеров изначально задержали «для проверки» на причастность к каким-либо украинским силовым ведомствам. Но позже в ходе допросов выяснилось, что почти всем пытаются инкриминировать участие в террористической организации.

«Нас в принудительной форме заставляли подписывать протоколы допроса. На этих документах не было дат. Статей в протоколе было очень много. И как мы поняли, российские военные пытались доказать, что на подконтрольных территориях “ДНР” мы якобы проводили какие-то террористические акции», — рассказал Глушков.

Новости
Два псковских бизнесмена поехали раздавать гуманитарную помощь в Харьковскую область и пропали
16.07.2022 15:24

Бывший пленник Станислав Глушков рассказывает журналистам о своем опыте заключения на территории «ДНР». Варшава, Польша. 21 июля 2022 года Фото: Татьяна Веремеева / Белсат / «Вот Так»

В первой половине дня 4 июля тюремщики приказали 21 волонтеру собрать вещи и выйти из камер. Их построили возле ворот, вручили постановления из прокуратуры, в которых сообщалось, что претензий к ним больше нет, и просто выставили за двери.

«Мы надеялись, что это освобождение, но сначала не верили и думали, что это просто следующий этап», — говорит Глушков.

Правда, отпустили почему-то не всех. В колонии №120 в поселке Еленовка остался волонтер Сергей Тарасенко. До сих пор никакой информации о его деле не появилось.

При помощи знакомых волонтерам удалось доехать из «ДНР» до России. Оттуда они смогли выехать в Латвию и через Литву добрались до Польши. Через некоторое время они надеются вернуться в Украину и продолжить работу в волонтерском центре.

Тамара Тимченко

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное