vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Наблюдая за Украиной. Роман Попков о том, как Китай оценивает риски оккупации Тайваня

58-летний ветеран боевых действий в военной форме, которую он носил во время службы на Цзиньмэнь – месте, где проходили боевые действия между Тайванем и Китаем в 1958 году. Тайвань, октябрь 2021 года. Фото: Ann Wang / Reuters / Forum

В Гонконге прошли первые после подавления демократических протестов местные выборы. В условиях фактического запрета на оппозиционную деятельность, репрессий и крайне низкой явки победу одержали сторонники Пекина. Гонконг окончательно аннексирован. Теперь Китай подбирается к Тайваню. С Тайванем сложнее: у него есть своя армия. Но без поддержки других стран и Тайвань долго не продержится.

Китай пытается сейчас понять, поддержат ли Тайвань на Западе и как именно поддержат, что будет грозить за агрессию против Тайваня. На данный момент ситуация для Пекина выглядит обнадеживающе.

Город, уходящий в изгнание

Что общего может быть у России или Беларуси с бывшей британской колонией, портовым городом в южных морях? Атмосфера страха, фрустрация, оцепенение – вот что объединяет и Россию, и Беларусь, и Гонконг.

Много месяцев гонконгцы, чувствуя, что тьма вокруг сгущается и хочет поглотить их полис, сражались на своих улицах и площадях. Маленькая нация горожан, подлинных буржуа, интересный исторический феномен – китайцы по крови, но волей исторической судьбы европейцы по духу.

Этот удивительный дух Гонконга проявляется даже в очаровательном сочетании китайских фамилий и английских имен у жителей города. Они хотели быть верны своему историческому выбору, своему культурному коду и образу жизни. Они сражались под старыми колониальными флагами британского Гонконга с «Юнион Джеком».

И они потерпели поражение. Причем гонконгцев, в отличие от русских и белорусов, даже нельзя обвинить в нерешительности, инфантильности, нежелании применять силу ради защиты свободы. В Гонконге люди сражались всерьез, насколько это было возможно. Врывались в административные здания. Структурировались, превращаясь в уличную армию. Давали отпор полиции и завезенным с материка бандам китайских «титушек». Не помогло.

Протестующие против законопроекта об экстрадиции захватили здание законодательного совета Гонконга и повесили там колониальный флаг. У граждан Гонконга были опасения, что законопроект поставит жителей Гонконга и приезжих под юрисдикцию материкового Китая, что подорвет автономию региона и ограничит права граждан. 1 июля 2019 года. Фото: Justin Jin / Panos Pictures / Forum

Кстати, также отчаянно билась недавно против военной хунты молодежь Мьянмы. Их баррикады были разрушены, не было сил выстоять перед войсками, стрелявшими на поражение. Но повстанцы ушли из своих оккупированных городов в леса. Они создают там тайные партизанские базы и учатся обращаться с автоматическими винтовками М-16. Люди сделали выбор. Раз не получилось остановить тиранию с помощью уличных протестов и баррикад, значит, мы будем воевать. По-настоящему, долго и кроваво, так как свобода и честь того стоят.

Но жителям Мьянмы есть куда отступить, а куда уйти гонконгцам со своих улиц? У них нет подходящих горных хребтов и лесов.

Проиграв, свободный Гонконг уходит в изгнание. Исход из захваченного города уже сопоставим по масштабам с новыми волнами белорусской и российской политэмиграции.

Демократия с гонконгскими чертами

На первых после подавления протестов выборах в Законодательный совет Гонконга победу одержали сторонники Пекина. Теперь Компартия Китая трубит о победе патриотов (разумеется, имеются в виду патриоты КНР), а также говорит о «демократии с гонконгскими чертами».

Впрочем, слово «победа» тут мало подходит, так как не было никакой борьбы. За последний год Гонконг политически закатан в асфальт не хуже Беларуси. Приняты репрессивные законы, криминализована практически любая независимая от Пекина политическая деятельность, лидеры демократического движения или в тюрьмах, или в эмиграции. Кандидатов на выборы в Законодательный совет тестировал на лояльность Китаю специальный комитет. Такова «демократия с гонконгскими чертами».

Полиция Гонконга задерживает участника акции протеста против закона о национальной безопасности. Закон «О совершенствовании правовой системы и правоприменительного механизма Гонконга» дает китайским властям широкие возможности для ограничения гражданских свобод в автономии. За преступления, угрожающие национальной безопасности, жителям Гонконга теперь может грозить пожизненное заключение. 1 июля 2020 года. Фото: Willie Siawillie Siau / Zuma Press / Forum

Но главное, что нужно знать про эти выборы: на их пришли всего 30% избирателей, и это рекордно низкая явка. Играют роль и неверие в то, что выборами теперь можно что-то изменить, и желание молчаливым бойкотом выразить свой протест. При этом публичные призывы к бойкоту выборов были запрещены.

Полностью подконтрольные Пекину власти Гонконга на время выборов сделали проезд в общественном транспорте бесплатным, но люди предпочли отправиться за покупками или на прогулку. Те, кто не может уехать за границу, уходят во внутреннюю эмиграцию.

Глава администрации Гонконга Кэрри Лам сразу после выборов поехала в Пекин отчитываться перед коммунистической верхушкой КНР. Она отправилась на поклон в чужую столицу, как русские князья ездили в Золотую Орду. Эта женщина – символ сломленного города.

Кэрри Лам выступает на пресс-конференции после выборов в Законодательный совет в Гонконге. Китай, 20 декабря 2021 года. Фото: SIU / Reuters / Forum

Хотя Пекин лицемерно утверждает , что принятый в 90-е годы в отношении Гонконга принцип «Одна страна – две системы» сохраняется, всем ясно, что он растоптан. Вероломство властей КНР можно сравнить лишь с вероломством Кремля, растоптавшего в 2014 году «Будапештский меморандум».

Запад в оцепенении наблюдает, как превращаются в прах ничего не стоящие бумажки, которые когда-то подписывались с азиатскими империями. Сил хватает только на произнесение бессмысленных заявлений-заклинаний.

«Мы, министры иностранных дел Австралии, Канады, Новой Зеландии и Великобритании, а также госсекретарь США, отмечая результаты выборов в Законодательный совет Гонконга, выражаем нашу серьезную озабоченность по поводу размывания демократических элементов избирательной системы Специального административного района». Это типичный и свежий пример такого заклинания.

Украина как лаборатория для КНР

История Китая насчитывает несколько тысяч лет, но никогда еще эта страна не была так сильна и так близка к глобальному лидерству, как сейчас. Англосаксонский мир спешно пытается выстроить антикитайскую коалицию на Тихом океане. Но Запад наполнен противоречиями: строит атомные подводные лодки для войны с Китаем и одновременно играет с Пекином в поддавки, наблюдая как восточный гигант, проглотив Гонконг, подбирается к Тайваню.

Некоторые представители западного бизнеса заискивают перед китайской Компартией, желая сохранить крупнейший мировой рынок. Чего стоит только рассказанная агентством Reuters история присутствия Amazon в Китае – с изданием подобострастных книг про успехи китайской политики в Синьцзяне.

Впрочем, в отношениях с путинской Россией у Запада поведение схожее. Кремль продолжает создавать на украинских границах ударные армейские группировки, а западные лидеры один за другим заявляют, что не введут на территорию Украины свои войска для защиты этой страны. Даже если у Владимира Путина и не было планов начинать новую агрессию против Украины, после таких заявлений некий соблазн все же появится.

Китай сейчас холодно и внимательно всматривается в происходящее на востоке Европы. В Пекине заняты разработкой планов аннексии Тайваня, идут ускоренные военные приготовления. И китайцы хотят знать, что они могут себе позволить. Судя по всему, Запад, стремясь избежать кровавых мясорубок для своих собственных солдат, позволит тираниям многое.

Обзор
Война между Китаем и Тайванем к 2025 году? Что сейчас происходит в Восточной Азии
06.10.2021 15:04

Роман Попков

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное