vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

В поисках нацистов

21 марта с самого раннего утра сотрудники Следственного комитета и центра «Э» провели в Москве обыски у сотрудников московского «Мемориала» и их родственников, а также в помещениях на Каретном Ряду и в Малом Каретном переулке.

В постановлениях на обыски указывалось, что они проводятся по делу о реабилитации нацизма (п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК РФ). Очевидно, это основная статья обвинения, которое у разных фигурантов дела будет дополняться другими статьями Уголовного кодекса. Например, у сопредседателя правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова в обвинении фигурирует «дискредитации армии РФ».

Статья УК «Реабилитация нацизма» была принята Госдумой 5 мая 2014 года, сразу после аннексии Крыма. Весьма прозрачный намек все поняли: кто осмелится осуждать новые территориальные захваты и проводить исторические параллели с захватами прошлыми, тот будет считаться защитником нацизма со всеми вытекающими из этого уголовно-репрессивными последствиями.

Долгое время статья была в полумертвом состоянии. В 2016 году в России по ней было осуждено два человека, в 2017 – три, в 2018 – один, в 2019 – тоже один. Затем где-то что-то щелкнуло и все изменилось. В 2020 году по этой статье к суду привлекли восемь человек, а в 2021 — уже 30. За все это время одного человека оправдали, а двоих приговорили к реальным срокам лишения свободы.

Чудовищная статья

Интерес власти к поиску нацистов в России и вне ее обострился после того, как президент Путин объявил нынешнюю украинскую власть нацистской. Обвинение абсолютно голословное и ничем не подкрепленное, но для пропаганды этого хватило. Слово «нацизм» укрепилось в пропагандистском лексиконе. Этот штамп усиленно внедряется в общественное сознание. Понятно, что к пропагандистским штампам желательно добавить что-нибудь материальное: например, уголовное дело по подходящей для этого статье.

Эта чудовищная статья, попирающая конституционное право на свободу слова, выглядит так: «Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран Оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные публично…»

Эксклюзив
Засекреченное сотрудничество с нацистами. «Вот Так» рассказывает, из-за чего к «Мемориалу» пришли с обысками
22.03.2023 17:14

Эта статья не только противоречит фундаментальному праву на свободу распространения информации, она еще и невероятно глупа сама по себе. Как можно преследовать за «отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала», если в отношении упомянутых в приговоре фактов у трибунала не было единого мнения? Например, судья трибунала от СССР Иона Никитченко после провозглашения приговора выразил свое особое мнение, не согласившись с оправданием дипломата Фрица фон Папена, пропагандиста Ганса Фриче и рейхсминистра Ялмара Шахта, «мягким» наказанием (пожизненное заключение вместо смертной казни) для экс-заместителя фюрера Рудольфа Гесса и отказом признать преступными германское правительство, генеральный штаб и высшее командования вермахта. Сейчас бы этот советский судья, один из самых активных сталинских опричников, попал под статью 354.1 УК РФ!

Судья от СССР Иона Никитченко (в центре) на Нюрнбергском трибунале. Фото: Wikipedia

Отрицание фактов, установленных приговором в Нюрнберге, уже было, и носило оно не бытовой или публицистический характер, а сугубо правовой. Дело генерал-полковника Вермахта Альфреда Йодля через семь лет после его казни было пересмотрено судом в Мюнхене и посмертно он был полностью оправдан. Не следует ли теперь Следственному комитету России возбудить уголовное дело по ст. 354.1 против судей в Мюнхене, оправдавших генерала Йодля?

Возрождение традиций сталинского террора

Наказаний по разным частям статьи 354.1 много, они разные. «Мемориальцам», например, грозит до 5 лет лишения свободы. Обвинение их сводится к тому, что в списке жертв сталинских репрессий, который ведет «Мемориал», оказались три человека, причастные, по данным следствия, к сотрудничеству с нацистами в годы Второй мировой войны. Так ли это на самом деле, сейчас сказать трудно, да это и не важно.

Даже если они действительно были коллаборантами, это не исключает того, что они стали жертвами сталинского террора. Разве преступник не может стать жертвой другого преступления? Разве маршал Тухачевский, в 1921 году расправившийся с помощью химического оружия с крестьянским восстанием в Тамбове и подавивший Кронштадское восстание матросов, не стал в 1937 году жертвой сталинского террора?

Комментарий
«Им хотелось фашизма, они его получили». Что известно об уголовном деле сопредседателя центра «Мемориал»
21.03.2023 19:34

Если завтра председателя Следственного комитета генерала юстиции Александра Бастрыкина расстреляют без суда и следствия за сегодняшние фальсификации судебных дел, то он тоже станет жертвой произвола. И, весьма вероятно, попадет в список жертв политических репрессий «Мемориала» или какой-нибудь другой правозащитной организации. Нахождение в таком списке — это не признание заслуг и не награда потомков, это констатация исторического факта, который разные люди могут оценивать по-разному.

Одно во всей этой истории несомненно: репрессии против «Мемориала», как и само существование в Уголовном кодексе статьи о реабилитации нацизма, — это возрождение традиций сталинского террора и практики преследований за политическое инакомыслие.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное