vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Ну что, попался, дружок-пирожок?» Как наказывают за антивоенные граффити в России

ОМОН и задержанные демонстранты во время антивоенной акции протеста в Санкт-Петербурге, Россия. Снимок носит иллюстративный характер. 24 февраля 2022 года. Фото: Peter Kovalev / TASS / Forum

После полномасштабного вторжения в Украину российские власти законодательно запретили любые антивоенные акции. Активисты, чтобы заявить о своей позиции, начали писать на улицах городов фразу «Нет войне». Одним из них оказался Павел (фамилию герой попросил не указывать) из Благовещенска. Сотрудники полиции задержали парня, когда он наносил надпись на стену, и стали составлять один административный протокол за другим. В итоге Павел оказался должен государству 270 тысяч рублей. Как сообщили «Вот Так» в проекте «ОВД-Инфо», это крупнейший совокупный штраф по статье о «дискредитации российской армии».

«Не хочу быть соучастником этого движняка»

Когда мы разговариваем с Павлом, слышно, как в соседней комнате о чем-то громко причитает его бабушка. Она думает, что внука могут признать иностранным агентом за то, что он дает интервью. Перед тем как молодого человека посадили в изолятор временного содержания (ИВС), сотрудники полиции настоятельно посоветовали ему «не светить лицом» — окружающие, дескать, могут отреагировать агрессивно на его позицию.

После месяца в ИВС Павел уже на свободе. Несмотря на переживания бабушки, дать интервью корреспонденту «Вот Так» он все-таки согласился.

история
«Девочка-припевочка-экстремистка». Монолог жительницы Иркутска, жизнь которой разрушили из-за комментария во «ВКонтакте»
30.05.2022 20:16

Вообще у Павла были другие планы — сидеть в изоляторе он не собирался. Во время пандемии, когда ограничения из-за коронавируса стали уже не такими строгими, парень решил поехать работать за границу.

«На одном из заводов Nestle в Швейцарии нужен был упаковщик, а страны СНГ там очень приветствовались. Я же этим занимался раньше, что может быть проще. Но тут война. Позже я узнавал, есть ли еще возможность поехать, но уже было нельзя», — рассказывает Павел корреспонденту «Вот Так».

В свободное время молодой человек любит смотреть YouTube: среди его фаворитов сразу несколько украинских блогеров, например Стас Аскет и Супер Сус. Последний — из Киева, Стас Аскет живет в Донецкой области, и сейчас о нем ничего неизвестно — последнее его видео опубликовано 28 февраля. Когда Россия напала на Украину под предлогом «денацификации», Павел просто не поверил в происходящее.

«Сусанин вроде не нацист, Стас Аскет тоже не похож. Было ведь какое-то общение [через их видеоблоги] с ними. Это [война] как подойти к своему соседу и дать ему в рожу просто так. Отвратительно. И я не хочу быть соучастником этого движняка», — говорит Павел.

Антивоенное граффити в Москве, Россия. Снимок носит иллюстративный характер. 9 мая 2022 года. Фото: Jam Press / SplashNews.com / East News

Бег с препятствиями

Чтобы как-то выразить свое несогласие с происходящим, Павел стал ночью выходить на улицы родного Благовещенска и писать «Нет войне» на любых поверхностях: стены, тротуары — пометки он оставлял в первую очередь в центре города, чтобы их увидело как можно больше людей.

«Я в свою повседневную одежду не одевался, у меня был особенный прикид, поэтому особо камер не боялся», — вспоминает активист. Несмотря на все предпринятые меры предосторожности, Павел признается — было страшно.

В одну из ночей, когда он ходил с баллончиком краски по центру города, к нему стали приближаться двое людей в гражданском. Активист решил не обращать на них внимания и продолжил рисовать, тогда один из незнакомцев крикнул ему: «Ну что, дружок-пирожок, попался?»

Интервью
«Мою родину дискредитировали». Мать-одиночка зашила себе рот, выступив против войны, и теперь ждет суда
10.05.2022 15:25

Павел попробовал скрыться. Так быстро бегать ему никогда не приходилось — от одного двора к другому, уворачиваясь от проезжавших машин. «Пришлось проявить все навыки ниндзя», — говорит он.

Павла остановил крик полицейского: «Стой, стрелять буду!». Граффист решил, что если он продолжит бежать, то силовики и правда могут открыть огонь.

«Я служил в армии и понимаю, что эта фраза звучит второй, когда караул видит кого-то на охраняемой территории. Я оборачиваюсь [на полицейского], и мы смотрим друг на друга», — рассказывает Павел.

Молодой человек остановился, а сотрудник полиции, пытаясь повалить его на землю, упал сам и «завопил, что сломал ногу». При задержании Павлу досталось — его, как он утверждает, «немного отмудохали» за то, что он не сразу согласился отдать свой телефон. После этого, чтобы избежать рукоприкладства, он решил вести себя спокойно и не сопротивляться.

Уже в отделении полиции Павлу рассказали, что погоня якобы длилась целый час, а его телефон передали сотрудникам ФСБ.

Суд в Благовещенске, Россия. Снимок носит иллюстративный характер. 14 декабря 2021 года. Фото: Евгений Земцов / TASS / Forum

«Подумали, что мы снюхиваемся»

Когда активист оказался в отделении полиции, его стали расспрашивать, зачем он оставлял в городе антивоенные надписи.

«Там были люди, кому вроде бы и пофиг [на антивоенную позицию], а кто-то был прямо из тех, кто клеит Z-вастику на стекло. Один дядечка был такой точно. Спрашивал, где мои подельники. Но какие нахрен подельники?» — вспоминает Павел диалог в отделении полиции.

Граффитист решил сразу взять на себя ответственность лишь за часть собственных надписей. Но силовики со временем обнаружили все пометки, оставленные Павлом. «Почерк палится», — объясняет он. Все антивоенные лозунги авторства молодого человека оперативно закрасили коммунальщики.

история
Искусствоведы в погонах. В России впервые оштрафовали СМИ за «дискредитацию» вооруженных сил
06.06.2022 15:54

В качестве наказания за неповиновение сотрудникам полиции (ст. 19.3 КоАП РФ) Павла отправили в ИВС. Кроме того, на него составили девять протоколов о «дискредитации Вооруженных сил РФ» (ст. 20.3 КоАП РФ). На судах по этим статьям активиста никто не защищал.

«Когда был в ИВС, то услышал, что поймали такого же, как я. Оказалось, что это какой-то адвокат. Про него даже новости были, что он писал заявление на президента. Мы с ним на прогулке встретились, он сказал, что может предоставить свои услуги. А они [сотрудники ИВС] подумали, что мы снюхиваемся. Развели нас в разные секции, запретили перекрикиваться. С тех пор я только читал о нем», — рассказывает Павел.

По всей вероятности, Павел говорит о правозащитнике Владиславе Никитенко из Благовещенска. Он действительно подавал заявления в СК и прокуратуру на членов Совета Безопасности, в том числе на Владимира Путина. По мнению правозащитника, президент России несет ответственность за «развязывание агрессивной войны» и «акты международного терроризма». Никитенко арестовали 7 апреля за пост семилетней давности во «ВКонтакте».

Владислав Никитенко перед судом в Благовещенске, Россия. 29 апреля 2022 года. Источник фото: Владислав Нікітенко / Facebook

«Мы знаем, что ты натворил»

На суды по административным протоколам за дискредитацию российской армии Павла возили прямо из изолятора, каждое заседание было похоже на предыдущее. Сами по себе процессы не были длительными, но дожидаться начала приходилось подолгу. Все они были практически идентичными — повторялся один и тот же диалог:

— Ты сделал надпись?

— Да.

— С чем она связана?

— Со спецоперацией.

— Вину признаешь?

— Признаю.

Признание вины работает как смягчающее обстоятельство. Поскольку адвоката на рассмотрении административных дел у Павла не было в принципе, он решил во всем сразу сознаться, чтобы штраф каждый раз не поднимали до 50 тысяч рублей.

По пути на один из судов полицейский дал активисту свой телефон, чтобы тот смог позвонить матери — все это время он был без связи с внешним миром.

«Паша, мы знаем, что ты натворил. Мы тебя ждем и любим, но твои действия не поддерживаем», — вспоминает он первые слова матери.

Сам он объясняет такую позицию своих близких тем, что они подвержены влиянию российской пропаганды.

«Я стараюсь не поднимать этот вопрос с родственниками. Но в целом в семье все нормально, меня не стали ненавидеть за то, что я сделал», — говорит Павел.

Анализ
Силовики путаются в статьях. Кого и как наказывают за «дискредитацию» российской армии
06.06.2022 18:34

С пропагандой активисту пришлось столкнуться самому: каждый день в изоляторе — утром и вечером — его заставляли смотреть программы российского государственного телевидения. Весь процесс зачем-то фиксировали на видеокамеру. Каждый раз после просмотра очередной серии «Бесогона» Павел должен поставить подпись, которая свидетельствовала, что он усвоил материал.

Когда Павел вышел из изолятора и вернулся на работу — разгружать машины, — на него обратило внимание руководство. Начальница, по словам активиста, сразу же стала расспрашивать, почему он «молчал все эти восемь лет, пока бомбили Донбасс».

Демонстрант у стены с антивоенной надписью. Снимок носит иллюстративный характер. Москва, Россия. 24 февраля 2022 года. Фото: Сергей Карпухин / TASS / Forum

«Я думал, что нафиг никому не нужен»

В скором времени Павел понял, что как бы он ни старался, быстро заработать деньги на выплату всех штрафов по административным статьям у него не получится. За девять антивоенных надписей он должен государству 270 тысяч рублей.

Знакомые посоветовали активисту обратиться в проект «РОСштраф». Теперь собрать деньги на выплату штрафа помогают добровольцы. За неделю неравнодушные пожертвовали Павлу 150 тысяч рублей, один штраф при этом он выплатил из собственных средств.

«Я, если честно, очень сильно в этом сомневался, думал, что нафиг никому не нужен буду. А тут даже некоторые мне пишут, мол, давай держись. Это, безусловно, радует, потому что люди на эту тему [войны] либо особо не говорят, либо поддерживают эту дичь. А теперь мне понятно, что таких, как я, много. Оказывается, что бы ни случилось, все решаемо», — говорит активист.

После пережитого Павел практически не бывает в центре Благовещенска, но знакомые рассказывают, что антивоенные надписи продолжают появляться и без его участия.

Денис Блинников для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное