vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Правила игры заданы: если ты с нами — не бойся, деньги будут на долгие годы». Виктор Шендерович о российском шоу-бизнесе и лояльных артистах

Виктор Шендерович

Виктор Шендерович в русском книжном магазине «Бабель» в Тель-Авиве, Израиль, 18 июля 2022. Фото: Corinna Kern / Laif / Forum

Почему Путин не закончит как Каддафи и каким артистом нужно быть, чтобы зарабатывать в России сегодня? Об этом писатель Виктор Шендерович рассуждает в программе Игоря Винявского «Ход мысли».

Почему Путин уже выиграл войну для себя?

Игорь Винявский: Неоднократно вы говорили, что война закончится, как только изменятся цены в ресторанах на Патриарших прудах. На днях Собянин и Путин запустили речной трамвайчик в Москве. Он на электричестве. Аналогов, как было заявлено, нет. Город живет полной жизнью! Мне подумалось, что мы все время смотрим на эту войну не со стороны Путина. Может, с его точки зрения, он уже выиграл войну и ему ее не надо заканчивать?

За год войны он добился того, чего не мог добиться многие годы: дедолларизация российской экономики, разворот торговли от ЕС на Восток, популяризация армии. Те процессы, что годами тормозились из-за коррупции и разгильдяйства, сейчас очень быстро начали функционировать. То есть долго запрягали и, наконец, быстро поехали.

Виктор Шендерович: Тут переплетено несколько ниточек. В политическом смысле, разумеется, он победил, потому что вся политическая жизнь закончена и он делает, что хочет. Совершенно не связан Конституцией, Уголовным кодексом, правилами приличия. В этом смысле да, он победил. А победила ли Россия — это совершенно другой вопрос.

Путин добился своих целей: он у власти, нет никакой политики, которая может помешать ему оставаться у власти, и ядерное оружие позволяет ему держаться на плаву, то есть с ним никто не поступит, как с Милошевичем или Каддафи.

Но что касается его целей, которые были заявлены когда-то, то они все выброшены на помойку. Речь шла о снятии России с нефтяной иглы, об интеграции в западную экономику, Сколково было нашим ответом Силиконовой долине и так далее. Ничего этого никогда уже не будет. Сам же Путин может оставаться у власти, пока не рванет экономика. Пока плоды этой антигуманистической войны не отразятся на большей части публики.

История
«Я остался на улице. Кому я нужен, кроме господа бога?» Монолог жителя Херсона о том, как разрушение Каховской ГЭС лишило его дома
20.06.2023 17:23

Ядерное оружие гарантирует Путину, что он не закончит, как Каддафи

ИВ: Вот вы говорите «пока экономика не упадет». А если она не упадет? Уменьшился товарооборот с ЕС, зато увеличился с Китаем, делается ставка на страны Африки, на увеличение сотрудничества с ШОС. Может, судьба Каддафи и не настигнет Путина?

ВШ: Разумеется. У Каддафи с Милошевичем не было ядерного оружия. Поэтому Путин может себе позволить гулять по буфету. Что касается санкций, увы, по опыту Северной Кореи мы видим, что под ними можно жить. Можно жить вырванными из мирового сообщества, и на жизни какой-то части элиты, которая принимает решения, санкции никак не будут сказываться. Ну да, они выброшены из мировой экономики, но прекрасно существуют по другим правилам. Дырки в санкциях проделываются. В этом смысле тактически Путин побеждает.

Стратегически выигрыш Путина — это катастрофа для России. Он может довольно долго продержаться, потому что Россия — страна с ресурсами и с таким низким уровнем представления о допустимом в экономическом смысле, что народ может затягивать пояса бесконечно, а для бенефициаров этого процесса все будет нормально.

Продолжаются распилы и довольно благополучная жизнь. Это делает более болезненным будущий удар, потому что не было случая, когда бы страна вошла в конфликт со всей цивилизацией, как это сделал Путин, и победила. Значит, проигрыш просто отложенный, но более тяжелый.

Если бы Путин потерпел поражение в течение двух-трех лет, это можно было бы считать легким выходом из ситуации. Но, к сожалению, он может держаться десятки лет, просто выход и плата будут тяжелее.

Поэтому сообщения о благополучии внутри условного Садового кольца очень неблагоприятны для всей России. Значит, бенефициары войны не имеют никаких оснований что-то менять.

Интервью
«Эта война может идти бесконечно». Экономист Андрей Илларионов — о российской оппозиции и о том, как санкции Запада влияют на происходящее в Украине
19.06.2023 06:30

Будут ли от российских артистов требовать лояльности авансом?

ИВ: Со стриминговых платформ внезапно исчезли пять сезонов сериала «Ольга», где главную роль играла Яна Троянова, и еще несколько фильмов, а также шоу «Последний герой», где она была ведущей. Троянова несколько недель назад дала большое интервью Юрию Дудю, где критически высказывалась о власти, войне и ситуации в России. Раньше она участвовала в акциях в поддержку Алексея Навального. Мы не в первый раз уже видим, как «удаляют» деятелей искусства, но получается тенденция. ТНТ уже просто теряет деньги, потому что один из успешных проектов пришлось удалить.

Шоу-бизнес сталкивается с ситуацией, когда нужно убирать нелояльных актеров. Как вы думаете, дойдет ли до того, что, прежде чем начать какой-то проект с актером, от него будут требовать подписать некий документ лояльности, чтобы потом не оказалось, что проект понесет издержки?

ВШ: Это уже существует вовсю. Я знаю несколько случаев, когда от актера отказывались, потому что он замечен в компании оппозиционеров, не поддерживает СВО и так далее. Бизнес — вещь по определению практическая. Они, конечно, терпят убытки, но если пойдут на принцип, их просто закроют. Тот бизнес, который остался, очень уважает правила. Сказано — сделано. Да, они что-то потеряли, но за хорошее поведение получат новые заказы, для бизнеса все это окупится.

Другое дело, что все это — игра на понижение, что очень печально для общества. Людей, которые публично не соглашались с правилами — Ходорковский, Зимин, Петров, — быстро в бизнесе не стало. Один сел, другой в бегах, а третий просто был выброшен вон.

История
20 лет аресту Алексея Пичугина. Рассказываем историю первого узника «дела ЮКОСа» и самого долгосидящего политзаключенного в РФ
19.06.2023 17:38

ИВ: Кстати, точно не вспомню, сколько «Любэ» получили за год войны…

ВШ: Под миллион долларов.

ИВ: Да, больше, чем за все предыдущие восемь лет. Это демонстрация того, что лояльным государство готово платить, а тех, кто заявляет протест, в лучшем случае не трогает, в худшем — старается с ними разобраться. Значит ли это, что в ближайшем будущем артисты, люди искусства, будут понимать, что, если ты хочешь сейчас в России заработать, то должен не дожидаться, пока тебя спросят, а сам обозначить свою лояльную позицию?

ВШ: Это давно происходит.

Шаман, «Любэ», Певцов и так далее — все будет в порядке с теми, кто за. Для них будут открыты остатки казны. Она все-таки большая — для своих найдется! Правила игры заданы: если ты с нами — не бойся, деньги будут на долгие годы.

А как плохо тому, кто не подсуетился или выступил против. Это впечатляющая педагогика. Сукины дети, как всегда, набегут на очередное финансирование. «Любэ» вообще любимая группа нашего, прости господи, президента. Тут полная гармония формы, содержания и вкуса. Батяня-комбат за спины не стал прятаться, вперед вышел и взял свой миллион долларов.

Мы недооценивали год назад степень катастрофы

Была иллюзия год назад, что эта катастрофа, происходящая с Россией, очевидна большому количеству людей и не может продолжаться слишком долго. Мы ошибались! У Путина есть ресурсы на дальнейшее обнищание страны, на кормление своей обслуги, на демонстрацию силы, на безнаказанность. Он может продолжать губить украинцев и свой народ, потому что механизмы обратной связи отрублены им же. Выясняется, что мы недооценивали степень катастрофы.

Мне в том числе казалось, что счет идет на год максимум. Но война идет уже второй год, и конца не видно. А не видно именно потому, что Путин из-за ядерного оружия сохраняет безнаказанность.

Силами российского общества уже сделать ничего нельзя, потому что оно разгромлено и все сидят в тюрьме, или выброшены, или маргинализированы, а мировое сообщество замерло перед перспективой ядерной катастрофы. И это тактически развязывает Путину руки. «Что вы мне сделаете?!» — говорит он, держа палец на ядерной кнопке. Ситуация беспрецедентная, и мир не пришел к решению, что он с этим сделает.

Расшифровала Анастасия Ривина

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное