vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Всё более невыездная Беларусь: виза, приглашение, нотариус, квитанция, ковид и пограничники

Проверка паспорта на границе Беларуси

Белорусская пограничница проверяет паспорт в пропускном пункте «Каменный Лог». 18 марта 2020 года. Фото: Василий Федосенко / Reuters / Forum

Еще недавно россияне воспринимали Беларусь как запасное окно в свободный мир, в Египет или Турцию. При этом для самих белорусов таким окном пока остается Россия – в Европу их могут и не выпустить, несмотря на действующую визу, официальное письмо от вуза или работодателя и даже квитанцию об оплате выездного сбора. Белорусские власти объясняют эти ограничения борьбой с коронавирусом. Корреспондент «Вот Так» Павел Добровольский испытал на себе особенности непересечения границы Беларуси с Польшей.

Утро буднего дня. Участок белорусско-польской границы возле Гродно, погранпереход «Брузги». Полчаса езды до польского Белостока. Огромная очередь из нескольких сотен фур, которые ждут выезда из Беларуси — и менее десятка легковушек. Поляки без проблем впускают на свою территорию – была бы виза, но добраться до них удастся не всем. Белорусские пограничники дотошно проверяют наличие не только визы, но и справки с учебы, приглашения от работодателя или подтверждение командировки от белорусской компании.

Женщина в форме долго вчитывается в несколько абзацев русскоязычного приглашения от Стокгольмской школы экономики в Риге. Ее сомнения можно было бы понять, ведь приглашение могло быть фальшивым, но по указанным в приглашении телефонам так никто и не звонил. Наш спор привлек внимание ее коллег, каждый из них отдельно перечитал мое приглашение. По аналогичному документу меня пропускали весной, но сейчас отказали, заявив: «Тогда вы покидали страну на самолете, а сейчас на машине».

Анализ
«Сделали левой рукой». Белорусам запрещают выезжать из страны, оставляя лазейки
11.12.2020 17:32

В марте 2020 года занявший пост президента Беларуси Александр Лукашенко (тогда он отрицал коронавирус) говорил, что изолироваться от остального мира невозможно: «Нам не нужно закрываться ни от поляков, ни от россиян, ни от украинцев. Нам не надо этого делать, потому что это пустое. Закрываться все равно мы не сможем, это невозможно. Особенно там, где нет границы с Россией: там люди веками ходили и будут ходить, и если, не дай Бог, уже какая-то чума, то мы ее территориально не победим. Именно точечно, профессионально надо действовать, а не территориально: перекрыли, закрыли».

Но, вопреки его словам, 1 ноября власти страны закрыли границы для въезда иностранцев и лиц без гражданства через наземные пункты пропуска. «Временное» решение правительства приостановить выезд из Беларуси, в том числе для граждан страны, начало действовать с 21 декабря.

Более того, на сайте Госпогранкомитета прописан лимит на выезд (дважды за полгода) в «коронавирусном» разделе: «Например, гражданин 1 августа выехал на учебу, а 2 августа вернулся в Беларусь (следующий раз на учебу — только через три месяца после 1 августа). 3 августа этот же гражданин может выехать на работу (следующий раз на работу — только через три месяца после 3 августа)». Там же указано, что временный вид на жительство не является основанием для выезда за границу: «Выезжать из Беларуси могут граждане, имеющие документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве. Это означает, что временный вид на жительство в иностранном государстве не является основанием для выезда за границу».

Белорусский пограничник досматривает багаж автобуса в пункте пропуска «Песчатка» на границе с Польшей. 23 мая 2019 года. Фото: Наталья Федосенко / ТАСС / Forum

Запрет на выезд удивил специалистов-медиков: «Обычно границы закрывают на въезд. Выезд от нас пациентов с коронавирусом — это проблема других стран, а не Беларуси. У этого решения должны быть другие причины, которые официально не называют». Многое указывало на политическую подоплеку закрытия границ – верные Лукашенко власти вели борьбу по большей части с оппозицией, а не с ковидом. После президентских выборов были протесты, их жестоко подавили, правозащитные организации разогнали, а сайты независимых СМИ заблокировали. В такой ситуации усложнение выезда можно расценивать как дополнительное давление на недовольных режимом и желающих уехать.

«Понятно, что коронавирус в данной ситуации – лишь предлог. Власти обращают на него внимание только когда он политически нужен. Ограничение на выезд больше принято для удорожания и усложнения поездок. Не то чтобы это запрещено. Но когда считаешь траты — теряется мотивация. С одной стороны, шанс выехать оставлен, но если тебе не сильно надо — лучше сиди дома и не высовывайся. Мотивацию властей так вижу», — говорит аналитик Института стратегических исследований BISS и член совета Дискуссионно-аналитического сообщества «Либеральный клуб» Вадим Можейко.

Единственным выходом из страны оставались рейсы «Белавиа». Национальному перевозчику нужно было компенсировать убытки от сокращения перевозок в условиях пандемии, и власти не мешали работе авиакомпании. Но потом случилась вынужденная посадка самолет Ryanair с оппозиционным блогером Романом Протасевичем на борту. КГБ считает его террористом, но арест Протасевича был спецоперацией, приведшей к авиаблокаде Беларуси. В большинстве западных стран ситуацию расценили как незаконный захват судна — и последовали санкции. «Белавиа» запретили летать над своей территорией почти все страны Европы, а европейские авиаперевозчики не только прекратили летать в Беларусь, но и над нею. Исключением стали российские авиакомпании.

Анализ
Лукашенко захватил неугодного блогера, но поставил «Белавиа» на грань выживания
26.05.2021 18:28

С введением авиаблокады большинство белорусов потеряли возможность выехать в Украину и страны ЕС. Но бывают и истории успеха: минчанки Дарья и Елена поехали в октябре в Польшу на автобусе и машине соответственно — и белорусские пограничники их пропустили.

Елена проехала в Польшу по командировочному удостоверению с печатью и подписью руководителя. По ее словам, для выезда нужен контракт с иностранной компанией или командировка от белорусской фирмы: например, «для переговоров». Пограничники также требуют квитанцию оплаченного «сбора за пересечение границы» на 29 белорусских рублей (порядка 10 евро). Его взимают с июня 2021 года при поездке в соседнее государство (вновь кроме России).

«По факту пересечение госграницы с ЕС не запрещено, а ограничено, — говорит студентка одного из польских университетов Дарья. — Наличия шенгенской визы точно недостаточно, белорусские пограничники требуют предъявить основание на выезд. Туристов через границу не выпускают без исключений. В моем случае — официальный документ, что я учусь в польском вузе. С приглашениями на курсы, тренинги и прочее людей разворачивают назад, хотя польские пограничники их, конечно же, пропустили бы. Мне проезд разрешили, так как смогла подтвердить разрешение на него. Но мы не можем свободно перемещаться между странами, есть раздражающий лимит на выезды. С лета стало хуже, до этого из Минска в Варшаву можно было долететь самолетом, теперь можно только автобусом или машиной. Ни авиа-, ни ж/д сообщения нет».

Люди на погранпереходе “Каменный Лог”. 17 марта 2020 года. Фото: Василий Федосенко / Reuters / Forum

При этом даже после отмены ограничений белорусам полегчает не сильно: останется проблема недоступности признанных в ЕС вакцин, расходов на ПЦР-тест и 10-дневный карантин за свой счет. В таких условиях популярные ранее однодневные выезды на шопинг в Белосток точно будут неактуальны, просто не окупятся.

2 июня белорусы создали петицию за снятие ограничения на выезд из страны: «Получить подтверждение основания для выезда многим просто невозможно. К примеру, вы устроились на работу в Германию. С вами заключается трудовой договор и высылается на электронную почту. ГПК требует нотариальный перевод договора. Получить его невозможно. Трудовой договор с печатью (нотариальный перевод делается только при наличии печати) вы сможете получить только в первый рабочий день. Более того, в Германии печать на договоре не ставится. <…> Уже зарегистрированы случаи, когда одного из членов семьи разворачивали на границе при отсутствии постоянного вида на жительство. Хотелось бы узнать, как воссоединиться семье, где один супруг уехал раньше другого?»

Обращение подписали всего 2370 человек. Министерство здравоохранения, куда было направлена петиция, отреагировало сухо: ограничение на выезд, мол, приняли с учетом рекомендаций ВОЗ, а также международного опыта. Чиновников не смутило, что другие страны не ограничивали выезд своих граждан и не взимают с них деньги за пересечение границы. В Беларуси такие решения принимают люди на самом верху, а Минздрав на них никак не влияет.

Павел Добровольский для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное