vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Российские протесты на руку Лукашенко

Политизированные белорусы внимательно следят за сюжетом протестов в России и сразу подмечают параллели с отечественными реалиями: превентивные задержания активистов, нейтрализация знаковых фигур уличных акций, проблемы с мобильной связью и интернетом, выстраивание задержанных в отделении полиции в позе «руки на стену»…

По белорусским понятиям, впрочем, это только цветочки. В Хабаровске вон люди устроили на улице хоровод, полагая, видимо, что за такую забаву ничего не будет. А вот в Бресте на днях начали судить первых десять человек (всего там более полусотни фигурантов) по «хороводному делу» — им светит до трех лет лишения свободы.

От штрафов за «революционные» штаны до планов создать лагеря

Да что там хоровод: штрафуют и арестовывают за бело-красно-белую (это цвета белорусской революции) символику на лоджиях, хотя это вроде бы частная территория. Теперь обывателям надо думать, в каком порядке развешивать на просушку полотенца или трусы, чтобы не получилось крамольного цветового сочетания.

Или вот свежая новость: молодую маму из Гродно продержали ночь в каталажке, а потом оштрафовали за… белые спортивные брюки с красными лампасами. В протоколе, по словам женщины, было написано, что «цвет штанов нарушает общественно-политическую обстановку». Это уже похоже на практики тоталитарных режимов.

Но если преследование за штаны выглядит фарсом, живым анекдотом, то в целом репрессии в Беларуси за последние месяцы достигли таких масштабов и такой жестокости, что впору говорить о национальной трагедии: более 30 тысяч задержанных, почти две сотни политзаключенных, несколько погибших и множество прошедших через пытки, издевательства, искалеченных мирных граждан.

Акция поддержки Навального на Пушкинской площади в Москве. 23 января 2021 года.
Фото: Андрей Золотов / Vot Tak TV

На недавно слитой в Сеть аудиозаписи человек, чей голос напоминает голос большого милицейского начальника, рекомендует подчиненным безжалостно стрелять в упор из травматов в жизненно важные органы манифестантов и возвещает о намерении создавать концлагеря. А вообще скандирование «фашисты!» стало уже привычным для белорусских улиц в те минуты, когда силовики бьют дубинками по головам манифестантов, волочат по земле их обмякшие тела.

Кладезь опыта для российского режима

В России до таких массовых брутальных расправ пока не дошло. Но в плане репрессивных инстинктов две авторитарные системы очень похожи. Как только поднимается волна уличной активности, лоск с путинского режима сразу слетает. Достаточно вспомнить «Болотное дело».

В Беларуси за последние месяцы завели десятки таких «болотных дел», многие выходившие на манифестации уже получили реальные сроки. На днях двух 18-летних минчан осудили за то, что они на акции протеста расписали баллончиками щиты средств заграждения: Софии Малашевич дали два года лишения свободы, Тихону Клюкачу — полтора.

Отмечу: сама акция была еще в сентябре. Но режим мстителен и хочет посеять тотальный страх. Александр Лукашенко дал указание разобраться со всеми участниками протестов («Мы в спокойном режиме найдем каждого»), так что «правоохранители» роют землю, откапывают активных, как выражается вождь, «протестунов» и через месяцы.

Сегодня на акцию во Владивостоке вышел Юрий Дудь. Пока его вроде как не тронули. Но вот в Беларуси публичных персон за участие в протестах преследуют особенно прицельно, устраивают им показательные отсидки в ужасных условиях: без постельного белья, с неработающей сантехникой и вшами в камере.

Не хочу накаркать, однако боюсь, что с ростом протестной активности в России ее власти станут перенимать самые мерзкие практики белорусского режима. Ведь это, по их логике, работает.

Лукашенко, удержавшись во власти несмотря на мощнейшую революционную волну прошлого года, показал, что жестокость делает свое дело. Даже массовый мирный протест оказался не в состоянии свалить режим, опирающийся на хорошо оснащенные, натренированные подразделения ОМОНа, спецназа и прочих силовых структур.

Полицейский задерживает мужчину во время митинга в поддержку Алексея Навального в Москве. 23 января 2021 года.
Фото: Максим Шеметов / Reuters / Forum

Вдобавок они идеологически зомбированы и получили карт-бланш. Лукашенко, которого иронично стали называть «президентом ОМОНа», полностью развязал руки силовикам. За зверства никто не наказан, вообще не заведено ни одного уголовного дела. Безнаказанность же развращает окончательно, порождает беспредел.

Как метко высказался Константин Эггерт, «Кремль выучил (или считает, что выучил) урок, преподанный Александром Лукашенко: не сдаваться и хорошо кормить разнообразных “космонавтов”».

Белорусский вождь потирает руки

Вообще нынешняя смута в России на руку белорусскому правителю. Он, к слову, даже из беспорядков в Вашингтоне пытался извлечь пиаровскую пользу.

На встрече с руководителем Международной федерации хоккея Рене Фазелем 11 января в Минске, пытаясь доказать, что отбирать у белорусских властей чемпионат мира нет нужды, вождь режима подчеркивал, что у нас «недовольные не штурмуют правительственные учреждения и Капитолий». Чемпионат, правда, все равно отобрали, но белорусская пропаганда продолжает топтаться по американской теме, вещая, что Вашингтон-де утратил моральное право кого-то учить жизни.

Чем шире будут протесты в России, тем жестче станут действовать силовики, это и к бабке не ходи. А коль так, то у Москвы будет все меньше оснований по-отечески журить Лукашенко за перегибы в отношении протестующих, настаивать на диалоге с ними. Да и просто не до того будет Владимиру Путину: своих забот полон рот.

Кроме всего прочего, ожесточенная борьба против Алексея Навального и его сторонников еще сильнее портит и без того скверные отношения России с Западом. А это тоже подарок для Лукашенко, которого Евросоюз и США объявили нелегитимным, обложили санкциями. Перед белорусским вождем открываются новые возможности играть на антизападных обидах и фобиях Кремля: мол, мы в одном окопе и все такое.

Путин и Лукашенко: рулит классовая солидарность

К слову, Лукашенко еще в сентябре пытался сыграть на кейсе Навального, доказывая Москве свою верность и полезность. Тогда он сенсационно заявил: радиоэлектронная военная разведка Беларуси якобы перехватила разговор между Берлином и Варшавой, из которого следует, что «никакого отравления Навального не было».

Тот похожий на плохую пародию «разговор Майка и Ника» стал мемом. Но как бы ни посмеивались в Кремле втихаря над неуклюжими манерами и топорными приемами белорусского вождя, в критические моменты срабатывает то, что политологи называют диктаторской солидарностью.

Путин и Лукашенко — фигуры очень разные по характеру, манерам, бэкграунду. Ходят даже упорные разговоры, что они с трудом терпят друг друга при общении. Но при этом два авторитария — братья по классу. Как там у Киплинга: «Мы с тобой одной крови, ты и я».

ОМОН задерживает участников несанкционированного митинга в поддержку активиста российской оппозиции Алексея Навального на замерзшем пруду в Екатеринбурге.
Фото: Донат Сорокин / ТАСС / Forum

Поэтому Путин четко вписался за Лукашенко, когда в Беларуси грянули протесты против фальсификаций после выборов 9 августа. Чем, в общем-то, в значительной мере и спас попавшего в переплет союзника.

Поэтому наивны упования некоторых противников режима в Беларуси, что сейчас вот Москва начнет-де убирать ставшего токсичным партнером Лукашенко. Да, он не подарок, но на кого менять? И потом, для Путина главное — в принципе не допустить, чтобы улица победила. И в Кремле, и во дворце Лукашенко рулит общая ненависть к тем всплескам народного протестного духа, которые на сленге авторитарных правителей называются цветными революциями.

Соответственно, и у противников двух режимов есть общая платформа. Это классика жанра: за нашу и вашу свободу.

Александр Класковский, политический обозреватель — для Vot Tak TV

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное