vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Кролецып и Хомяк Тьмы»: цыпленок пареный

Кадр из мультфильма «Кролецып и Хомяк Тьмы». Источник: nWave Pictures

В прокат выходит «Кролецып и Хомяк Тьмы» – сделанный по серии комиксов бельгийско-французский мультфильм про полукролика-полуцыпленка, который стесняется своей двойственной природы, а зря. Специально для «Вот Так» Роман Черкасов рассказывает об очередной попытке анимационной студии nWave Pictures посоревноваться с Голливудом на его же поле.

Индиана Джонс и королевство шаблонов

В некоем населенном антропоморфными животными королевстве фильмы об Индиане Джонсе, видимо, являются государственной религией: здесь все почему-то помешаны на приключениях и поисках древних артефактов, а возвращающихся с трофеями искателей неизменно встречает ликующая толпа. В одной из экспедиций братцы-кролики – добродушный Питер и надменный Ле Кроль – находят странного младенца. Наполовину кролик, наполовину цыпленок, он лежит, словно маленький Моисей, в лодочке на берегу реки и непонятно откуда тут взялся. Питер усыновляет неведому зверюшку и логично нарекает Кролецыпом (Chickenhare), потому что ну а как еще.

Спустя годы Питер становится королем, а юный Кролецып переживает из-за своей гибридной внешности и мечтает стать знаменитым искателем приключений. Когда вконец озлобившийся Ле Кроль отправляется на поиски одной волшебной штуки под названием «Хомяк Тьмы», чтобы с ее помощью захватить власть, наследный принц хочет помешать дяде и берется найти артефакт раньше него. Героя сопровождают ворчливая черепаха и бойкая девушка-скунс.

«Кролецып и Хомяк Тьмы» – очередной продукт бельгийской студии nWave Pictures, которая специализируется на создании коммерческой анимации по американским шаблонам, но за меньшие деньги и преимущественно для европейского рынка. Американское детское кино последних лет любит вести проникновенные беседы об идентичности и непохожести, и «Кролецып» заимствует эту проблематику, упаковывая ее в традиционный сюжет о поиске сокровищ.

Кадр из мультфильма «Кролецып и Хомяк Тьмы». Источник: nWave Pictures

Заимствуется и многое другое. Помимо эксплицитных и рассчитанных на узнавание отсылок к голливудским сюжетам (например, к тому же «Индиане Джонсу») здесь немало такого, что на узнавание не рассчитано и граничит с плагиатом. Важным источником вдохновения для авторов мультика служит «Король Лев», откуда взяты некоторые сюжетные решения, включая борьбу дяди с племянником и сцену над пропастью. И даже облик вероломного Ле Кроля срисован с облика злодея Шрама, даром, что один кролик, а другой лев.

Механическому калькированию шаблонов американской культуры обязана своим появлением в сюжете и девушка-скунс, с которой никто не хочет дружить, потому что она скунс. Образ это совершенно американский: в Европе такого стереотипа о скунсах нет, в Европе и скунсов-то нет. Конечно, от бельгийского мультика хотелось бы ожидать большей самобытности. Тупо подражать Голливуду – дело нехитрое, а подражать не тупо все равно мало у кого получается.

Кадр из мультфильма «Кролецып и Хомяк Тьмы». Источник: nWave Pictures

Главный герой представляет собой кролика с куриными лапами и несколькими редкими перышками на голове и плечах – немного жидковато для того, чтобы по-настоящему захватить воображение своей странностью. Его гибридная природа, по мысли авторов, видимо, должна быть прозрачной метафорой трагической раздвоенности, двойственной идентичности, а быть может, и небинарности.

В поисках утраченной задумки

«Высокая» идеологическая семантика персонажа вступает в забавное противоречие с его культурным бэкграундом: полукролик-полуцыпленок – образ, конечно, абсолютно идиотский и наследующий не столько благородным гибридам из седой древности (античным грифонам с кентаврами или шумерской птице Зу), сколько пародийной треш-культуре – на ум сразу приходят сериал про Робоцыпа, «Атака куриных зомби» и прочие «Помидоры-убийцы». Впрочем, авторы «Кролецыпа» в упор не замечают этого противоречия и ведут рассказ с серьезным выражением лица (если, конечно, за всей этой немудреной компиляцией можно усмотреть хоть какое-то выражение авторских лиц).

Кадр из мультфильма «Кролецып и Хомяк Тьмы». Источник: nWave Pictures

Американская анимация владеет приемами, заставляющими зрителя сопереживать, как себе самому, любому персонажу – каким бы, на первый взгляд, дурацким и нелепым он ни был. Будь он хоть крыса-повар, хоть скелет в шляпе, хоть трогательно беспонтовый Мистер-картошка из «Истории игрушек». Бельгийскому режиссеру Бену Стассену формула такого сопереживания неизвестна. Зритель, конечно, идентифицируется с Кролецыпом (как по законам искусства должен идентифицироваться с любым героем художественного произведения), но нелепость самой идеи кролика с куриными ногами мешает дальнейшему «вчувствованию» в героя и полноценному сопереживанию.

В таком случае могло бы помочь другое, противоположное решение, завещанное еще Уолтом Диснеем: бойкая эксцентрика, быстрый темп действия и упор на гэги. Но этого тут тоже нет: «Кролецып» медленно запрягает, неспешно ездит, за каждым словом лезет в карман и не всегда его там находит.

Действие оживляется только когда возникают квадратные хрюшки-«свиндейцы» – не знаем, оригинальная ли эта идея или тоже откуда-то заимствована, но, право, это лучший момент фильма.

Кадр из мультфильма «Кролецып и Хомяк Тьмы». Источник: nWave Pictures

Словом, у авторов не выходит сделать так, чтобы зрители вчувствовались в героя и, несмотря на его пародийно-трешевый образ, приняли историю Кролецыпа всерьез. И не подучается сделать повествование достаточно безумным, чтобы на героя, как на эксцентричную диковинку, было интересно смотреть со стороны.

Как и в любой современной киноистории о «не таких, как все», в «Кролецыпе» имеется нехитрая и заранее известная мораль – всегда одна и та же для всех таких историй. Надо, мол, просто принять себя, и тогда все будет хорошо, и все препятствия преодолеешь, и социальное одобрение получишь. Жаль, что «Кролецып» не следует своей же философии. Если бы он отказался от попыток выглядеть «пиксаровским» продуктом, честно принял, что он – недорогая бельгийская картина с дурацким главным героем, и постарался это с умом использовать, то по крайней мере наше одобрение ему бы было гарантировано.

Роман Черкасов для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное