vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Подземелья и драконы: Честь среди воров» — легкомысленная экранизация очень важной настольной игры

Подземелья и драконы: Честь среди воров

Кадр из фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров». Источник: Paramount Pictures

В мировой прокат вышла киноадаптация знаменитой ролевой игры, сильно повлиявшей на современную поп-культуру и послужившей моделью для многих компьютерных RPG. Специально для «Вот так» Валерий Сорокин рассказывает об этом веселом комедийном фэнтези с Крисом Пайном в роли хорошего парня и Хью Грантом в роли плохиша.

Человек в телогрейке, или просто ЗеКа

Когда-то бард Эдгин Дарвис (Крис Пайн) был членом ордена Арфистов и боролся за все хорошее против всего плохого. Потом злые Красные волшебники убили его жену, и Эдгин отчаялся: променял Арфистов на аферистов, сколотил шайку и стал промышлять воровством. Однажды он задумал выкрасть Скрижаль воскрешения, чтобы с ее помощью вернуть к жизни погибшую жену, но из-за предательства вероломного напарника Форджа Фицуильяма (Хью Грант) оказался в остроге в Долине Ледяного Ветра. Вот уже два года он сидит в заточении, а завладевший скрижалью Фордж пришел к успеху: разбогател, стал мэром города Невервинтера и вдобавок воспитывает несовершеннолетнюю дочь Эдгина, настраивая ее против отца.

Свою печальную предысторию Эдгин рассказывает в первых минутах фильма комиссии по условно-досрочному освобождению, а едва окончив рассказ, совершает дерзкий побег — очень смешным способом. Чтобы отомстить Форджу, выкрасть у него заветную скрижаль и забрать дочь, герой вновь собирает команду. В нее входят драчливая женщина-варвар (Мишель Родригес), застенчивый волшебник-неумеха (Джастис Смит), девушка-друид с рожками (София Лиллис) и — ненадолго — зануда-паладин, не понимающий шуток (Реге-Жан Пейдж).

Про сериалы и кино
«Покерфейс»: комедийный детектив Райана Джонсона про девушку в бегах
05.02.2023 14:54

Настольную ролевую игру Dungeons & Dragons несколько раз пытались перенести на экран и каждый раз более или менее неудачно. В 80-х был мультсериал (его одно время показывали и по российскому ТВ) — слишком детский для такого материала и отмененный в середине третьего сезона из-за падения рейтинга. Потом — сделанная едва ли не на чистом энтузиазме киноадаптация с Джереми Айронсом, которую некоторые считают одним из худших фильмов в истории кино. За ней последовали два малобюджетных сиквела, первый из которых снимался уже для телевидения, а второй и вовсе вышел сразу на DVD для узкого круга заинтересованных лиц.

Подземелья и драконы: Честь среди воров

Кадр из фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров». Источник: Paramount Pictures

Режиссеры и сценаристы Джон Фрэнсис Дейли и Джонатан Гольдштейн верно рассудили, что новая экранизация должна проявлять уважение к оригинальной игре, но при этом не идти слепо на поводу у фанатских ожиданий, а быть интересной широкой аудитории, в том числе той ее части, которая никогда в жизни не играла в D&D. Несколько лет назад Дейли и Гольдштейн участвовали в написании сценария для фильма «Человек-паук: Возвращение домой» и теперь, имея за плечами этот успешный опыт перезапуска кинофраншизы, действуют по той же модели и снимают приключенческую комедию.

Между «Стражами Галактики» и «Монти Пайтон»

Впрочем, эстетически их картина ближе, кажется, не к киновселенной Marvel, а к проектам более скромным и более пародийным — «Принцессе-невесте» Роба Райнера или даже фильмам «Монти Пайтон». Авторы совмещают драматический пафос с иронией и экшн с юмором, но в отличие, скажем, от «Стражей Галактики», где эти вещи идеально сбалансированы, в «Чести среди воров» равновесие ощутимо нарушается в пользу «несерьезной» составляющей. Остросюжетные сцены тут ценны не столько сами по себе, сколько как повод для гэгов и смешных диалогов. А сентиментально-драматические элементы всего лишь сюжетная условность, помогающая эмоционально закруглить повествование и не дать ему распасться на серию комедийных скетчей.

Для фэнтезийного эпоса важно плотное погружение зрителя в сеттинг вымышленного мира, но «Честь среди воров» пренебрегает этой традицией: двигаясь легкой, пританцовывающей походкой, фильм уходит от любых подробных объяснений. Зрителю толком не сообщают, чем хороши Арфисты, кто такие Красные волшебники или чем, к примеру, исторически обусловлены претензии разных фэнтезийных рас друг к другу. Достаточно знать, что одни хорошие, другие плохие, а девушка с рожками, хоть и не доверяет людям, так и быть, поможет им обокрасть противного Форджа.

Сюжетно это фильм об ограблении со всеми обязательными составляющими жанра: выход из тюрьмы, сбор команды, остроумный план ограбления. Присутствует даже мотив «последнего дела», после которого грабитель обязательно завяжет с преступной жизнью и «уйдет на покой». Помещая узнаваемые черты криминального жанра в контекст костюмированного юморного фэнтези, авторы подвергают их комическому переосмыслению. Команда профессионалов превращается в разношерстную шайку неудачников, а как бы идеальный план ограбления — в неидеальный, запутанный и вообще непонятно как реализуемый.

Подземелья и драконы: Честь среди воров

Кадр из фильма «Подземелья и драконы: Честь среди воров». Источник: Paramount Pictures

Пародируются здесь и многие элементы фэнтези и ролевых игр. Входя в режим берсерка, героиня Софии Лиллис превращается в уморительный гибрид медведя и совы. Встреченный в подземелье дракон оказывается излишне тучным животным: видно, разжирел, лежа без движения в своей пещере. В компьютерных RPG персонажи постоянно натыкаются на сундуки с артефактами, словно кто-то очень заботливый специально расставил их на пути героев, чтобы сделать им приятно, и в фильме мы видим остроумное обнажение этого приема в эпизоде на арене.

Чехарда макгаффинов

Американские критики дружно хвалят актерскую игру, но, положа руку на сердце, ни перед кем из артистов здесь не стоит задач, которые требовали бы действительно хорошей игры: каждый из них строит свой образ из немудреных и хорошо известных деталек. Крис Пайн привычно иронизирует над своим картинно-мужественным обликом. Изображающая брутальную воительницу Мишель Родригес смотрит исподлобья и иногда с суровым лицом что-то жует. Хью Грант, которому с возрастом все чаще достаются роли скользких типов, использует свой дежурный арсенал ужимок, знакомых по его работам последних лет — от второго «Паддингтона» до «Операции “Фортуна”». Однако смотреть на всех персонажей чертовски приятно, в первую очередь из-за обаяния всего происходящего на экране.

Рассказ строится вокруг обладания макгаффинами, в роли которых, как и положено в фэнтези-RPG, выступают магические предметы: героям нужно завладеть Скрижалью воскрешения, а для этого сперва необходимо раздобыть нечто под названием «Шлем размыкания». Если в ролевых играх подобные артефакты воспринимаются как должное, то в «Чести среди воров» все эти Шлемы размыкания и сопутствующие им Посохи туда-сюда неизбежно вызывают комический эффект уже одними своими дурашливо-торжественными названиями.

Про сериалы и кино
«Одни из нас»: постапокалиптическое роуд-муви про хмурого мужика и девочку
29.01.2023 21:32

Но главным и наиболее чистым воплощением макгаффина оказывается дочь Эдгина — непонятно, зачем Фордж держит ее у себя, растит как родного ребенка и настраивает против отца. Никакого смысла в его поведении нет, и авторы, к их чести, не пытаются делать вид, будто он есть, и придумывать антигерою какие-то сомнительные психологические мотивации. Конструируя свой фильм из шаблонов и условностей, Дейли с Гольдштейном демонстративно обнажают искусственность нарративных клише и иронически их обыгрывают. Прием, конечно, не нов, но авторы и не стремятся к новаторству: их фильм как-то даже вызывающе вторичен. Их цель: создать зрелище, которое было бы веселым, остроумным и ни при каких обстоятельствах не принимало бы себя всерьез. И вот это у них получается очень даже хорошо.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное