vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Мы наблюдаем перетягивание каната». Как поддержка Эрдогана экс-кандидатом Оганом повлияет на выборы в Турции

Синан Оган

Лидер АТА Alliance Синан Оган выступает на пресс-конференции в Анкаре, Турция. 22 мая 2023 года. Фото: Adem ALTAN / AFP / East News

Занявший третье место на президентских выборах в Турции Синан Оган призвал своих сторонников голосовать во втором туре за Реджепа Тайипа Эрдогана. Экс-кандидат в президенты от ATA Alliance («Альянс предков») Оган в первом туре набрал 5% голосов. Сможет ли действующий президент забрать их? Как теперь изменится расстановка сил в предвыборной гонке? Об этом «Вот Так» поговорил с востоковедами Русланом Сулеймановым и Юрием Мавашевым, а также кандидатом политических наук Александром Тэвдой-Бурмули.

Руслан Сулейманов, востоковед, автор телеграм-канала SULEYMANOV

— Синан Оган — молодой и достаточно перспективный политик. Этнический азербайджанец, он учился в МГИМО, неплохо говорит по-русски. Раньше состоял в партии отъявленных националистов, которая сейчас в коалиции с Эрдоганом.

В этом году его выдвинула совершенно новая коалиция правых и ультраправых партий, ее называют «Альянсом предков». Изначально были подозрения, что это человек Эрдогана и будущий спойлер. Но в ходе первого тура он стал открытием этих выборов.

Социологические компании пророчили Огану не более 2% [в первом туре], но он набрал в итоге больше пяти — поэтому его стали называть потенциальным «кингмейкером» (человеком, способным своей ставкой на одного из кандидатов во втором туре повлиять на итоговый исход выборов. — Ред.).

Интервью
«У соперника Эрдогана не будет такой химии с Путиным»: востоковед Руслан Сулейманов — о выборах в Турции и будущем отношений с Россией
13.05.2023 17:54

Проблема Огана — его неустойчивый, протестный электорат. Это люди, которые устали и от правящей Партии справедливости и развития Эрдогана, и от Республиканской народной партии Кылычдароглу, которая никак не может добиться успеха на выборах. Это усталость от политической системы в Турции в целом, которая не меняется много лет, и усталость от того, что оппозиция никак не может добиться успеха ни на парламентских, ни на президентских выборах.

По итогам первого тура Оган набрал более 3 млн голосов.

Думаю, не более 50% его избирателей послушаются и проголосуют за Эрдогана 28 мая — я бы не торопился с выводами. Этому электорату нужен молодой лидер. Сомневаюсь, что его [электорат Огана] вообще возможно мобилизовать.

Все будет зависеть от Эрдогана и Кылычдароглу, удастся ли им привлечь людей Огана на свою сторону. Это преимущественно националисты, и мы видим, как Кылычдароглу пытается с ними заигрывать, меняет риторику и много говорит о мигрантах в Турции. Он обещает в короткий срок выслать сразу 10 млн сирийских и афганских беженцев. Если ему удастся склонить этих людей на свою сторону, то возможно, что большая часть тех, кто голосовал за Огана, пойдет выбирать Кылычдароглу.

Но повторюсь, мобилизовать этот электорат крайне трудно. Можно вспомнить, как многие ожидали, что избиратель снявшегося накануне выборов Мухарема Индже проголосует за Кылычдароглу, но этого не случилось: одна часть голосовала за Огана, другая — просто не пришла на выборы.

Я думаю, [заявление Огана] не переломный момент, а дополнительное психологическое преимущество для Эрдогана и его сторонников: оно не перевернуло турецкую политику. Но ведь еще не было заявление партии «Победа», формально выдвинувшей Огана. Судя по всему, она не согласится с Оганом и поддержит Кылычдароглу. Эта партия набрала более 2% на парламентских выборах (более миллиона голосов. — Ред.). Поэтому мы наблюдаем перетягивание каната.

Пока преимущество за Эрдоганом. Вчера появились первые соцопросы, и он опережает конкурента на 5%. Но есть специфика турецкой политики — все может поменяться в течение суток.

Анализ
«Более пропутинский регион, чем любой регион России». Почему в молдавской Гагаузии выбирают пророссийских политиков и стоит ли там ждать войны
04.05.2023 13:07

Александр Тэвдой-Бурмули, доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО, кандидат политических наук

— [Заявление Огана о поддержке Эрдогана] — это чисто тактический и ситуативный вопрос. [Невышедшие во второй тур кандидаты] не обязаны ничего делать, но в силу того, что они внезапно превращаются в ключевого игрока, им нужно капитализировать третье место. Просто так бросать его впустую не очень разумно. Поэтому уместнее дорого его продать, например войти в чью-то команду, как это сделал Александр Лебедь перед вторым туром президентских выборов в 1996 году (он вошел в команду Бориса Ельцина. — Ред.).

Можно просто передать свои голоса — это ничего не гарантирует, но если человек что-то продает, то значит, он что-то взамен получает.

Слушается ли избиратель своего кандидата в таких ситуациях? До известной степени. Это зависит от того, насколько харизматичен кандидат. Насколько программа кандидата, которого он поддержит во втором туре, совпадает с его собственной программой, за которую голосовали его избиратели в первом туре. Здесь у Огана могут быть проблемы: он выступает с антимигрантских позиций и в этом смысле ему ближе Кылычдароглу.

выборы турция эрдоган

Машина избирательной кампании Реджепа Эрдогана в преддверии второго тура президентских выборов. Стамбул, Турция. 22 мая 2023 года. Фото: UMIT BEKTAS / Reuters / Forum

Эрдоган, наоборот, говорит, что не будет высылать мигрантов. Электорат Огана шел не только за его азербайджанской этничностью, но и за тем, чтобы изгнать мигрантов. В этом случае за Эрдогана ему голосовать нет ни малейшего смысла. Лучше отдать свои голоса Кылычдароглу.

Правая риторика Кылычдароглу в последнюю неделю? Ему нужно бороться за колеблющуюся аудиторию. Это стратегия, которая может иметь свои издержки, потому что ты сдвигаешься от собственного электората куда-то вправо — и можешь потерять его.

Электорат Огана — это дистанция разрыва между двумя кандидатами. Если бы он не сделал выбор в сторону Эрдогана, его электорат мог бы инерционно прийти процентов на 70 к Кылычдароглу — он более близок к Огану в идеологическом плане. Но в данной ситуации пропорции могут измениться. Учитывая, что у Эрдогана и так есть преимущество, он просто его реализует.

История
Почему Эрзинь устоял, или Как коррупция в Турции убила 40 тысяч человек
15.02.2023 20:17

Юрий Мавашев, востоковед, автор ютуб-канала maVASHev

— Синан Оган — человек из экспертной среды, образованный, с поставленной речью. Он неплохо разбирается в российских делах и выступает за развитие связей с Россией и Китаем.

Большой вопрос: послушает ли избиратель Огана его призыв. На мой взгляд, сохраняется интрига. Электорат Огана категорически не устраивает тот факт, что Эрдоган превратил в последнее время в притон для беженцев.

Это миллионы только сирийцев — они отнимают рабочие места, ухудшают криминогенную обстановку, понижают зарплаты. Это позиция тех, кто голосовал за Огана в первом туре. Надо понимать, что власти не озвучили каких-то гарантий, что они изменят эту линию [в вопросах миграции]. Поэтому нет уверенности, что сторонники Огана проголосуют за Эрдогана.

Радикализация позиций Кылычдароглу понятна: в Турции большие экономические проблемы, на этом фоне есть еще острый вопрос мигрантов — российских, украинских, сирийских, выходцев с Востока — Пакистана и Афганистана.

Я думаю, заявление Огана способно повлиять на исход предвыборной гонки, но и переоценивать его не надо. Думаю, интрига сохраняется 50/50.

Марк Вальберг

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное