vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Люди ждут, когда уйдут эти долбоебы». Жители оккупированных городов Украины — о первом дне незаконного референдума

Женщина голосует во время "референдума" на передвижном избирательном участке в Мариуполе, "ДНР". 23 сентября 2022 года.
Женщина голосует во время "референдума" на передвижном избирательном участке в Мариуполе, "ДНР". 23 сентября 2022 года.
Фото: AP / East News

На оккупированных территориях Украины начался незаконный референдум о присоединении к Российской Федерации. Голосование в Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях продлится еще четыре дня. «Вот Так» пообщался с жителями неподконтрольных украинским властям городов и узнал, как проходит первый день референдума.

Донецк

Жители Донецка могут с сегодняшнего дня проголосовать прямо у своих подъездов: там избирательные комиссии «ДНР» организовали пункты для волеизъявления под открытым небом. Основной день голосования — воскресенье, тогда, как обещают оккупационные власти, заработают все избирательные участки.

Справка

Референдумы на оккупированных территориях противоречат как российскому, так и украинскому законодательству. Согласно законам РФ, инициировать, организовать и провести референдум можно минимум за четыре месяца — в этот раз вся подготовка к голосованию заняла всего лишь несколько дней. По украинским законам, вопрос об изменении территории страны может решаться лишь на всеукраинском референдуме, это прописано в 73 статье украинской Конституции.

«Полагаю, что желающих будет мало. Я уже это вижу. Никто не пойдет на эту хуйню, кроме населения за 50. Когда спрашиваешь, зачем они вообще участвуют в этом фарсе, они отвечают, что станет лучше. Как может стать лучше, если такие референдумы (11 мая 2014 года на территории Донецкой области провели голосование, после которого была образована «ДНР». — Ред.) уже проводились? Сейчас мы видим, чем это закончилось», — говорит житель Донецка Алексей.

Представители так называемых избирательных комиссий параллельно проводят поквартирный опрос — правда, как говорит собеседник «Вот Так», двери открывают в первую очередь пенсионеры, которые не боятся мобилизации.

Выездное голосование на референдуме по вопросу присоединения «ДНР» к России. Донецк, 23 сентября 2022 года. Фото: dan-news.info

«Очевидно, что если дверь откроет мужчина, то его данные соберут, а потом за ним придут после референдума, потому что мобилизация усилилась после наступления ВСУ. В руководстве “ДНР” сообщили, что пока на время референдума мобилизация будет приостановлена. Только люди, которые напрямую общаются с сепаратистами, говорят, что таких команд [на самом деле] не было. О чем дискутировать, если даже воду мы получали по паспортам? Очевидно, что идет сбор данных», — рассказывает Алексей.

Во время незаконного референдума Донецк остается под обстрелами: по словам мужчины, армия «ДНР» отстреливается по позициям ВСУ из жилых массивов и сразу же меняет дислокацию. Это, однако, не мешает оккупационным властям собирать людей у пунктов для голосования.

Интервью
«“Референдумы” — это подготовка к мобилизации на оккупированных территориях». Интервью с главой Луганской ВГА Сергеем Гайдаем
22.09.2022 19:28

«Сейчас публикуют видео, как аниматоры ходят по городу и просят людей проголосовать. Цирк, позорище. Сообщают, что в Запорожье якобы проголосовали уже тысячи. За что они пошли голосовать? За тысячу рублей? В 2014 году у нас тоже бабки голосовали за пачку гречки», — говорит Алексей.

Луганск

В преддверии референдума в Луганской области возникли серьезные проблемы с мобильной связью: жители региона рассказали «Вот Так», что на протяжении нескольких недель не могут связаться с родственниками.

«В Сватово (город в Луганской области. — Ред.) большинство против проведения референдума как такового, нет даже смысла говорить об иллюзорном вступлении в Россию. Местные между собой призывают не участвовать в этом мероприятии и не пускать “ходунов” (членов так называемой избирательной комиссии, которые участвуют в поквартирном обходе. — Ред.) в дома. Все подделают и без нашего участия, поэтому лучше стараться обходить стороной», – говорит житель оккупированной Луганской области Артём.

Обзор
Сколько времени займет мобилизация и как она повлияет на ситуацию на фронте? Отвечают эксперты из России и Украины
21.09.2022 16:27

Тамара переехала в Киев из Луганска еще в 2011 году. У девушки остались родственники и друзья в оккупированном городе — она переживает за близких, однако не может дозвониться до них.

Пророссийский военнослужащий “ЛНР” идет с винтовкой после голосования на “референдуме” о присоединении “ЛНР” к России. 23 сентября 2022 года. Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Forum

«Четыре дня коллаборанты из избирательной комиссии вместе с военными собираются ходить по домам и собирать голоса. Люди забились в квартирах и ждут, когда этих долбоебов не будет на улицах. Я очень боюсь за свою бабушку в Лисичанске. Она проукраинская и очень страшно, если кто-то на нее пожалуется, так как она активно показывала свою позицию. Боюсь, что придут люди с автоматами со своей конченой бумажкой и насильно заставят проголосовать», — делится Тамара.

Запорожье

В Запорожье оккупационная администрация заставляет местных жителей голосовать, угрожая увольнением с работы, рассказал «Вот Так» житель Мелитополя Анатолий.

«Я живу в частном доме и вижу, как оккупанты с коллаборантами ходят по домам. Для того, чтобы не лезли ко мне, я повесил замок снаружи — сижу дома, не включая свет. Моя знакомая вынуждена была проголосовать “за” присоединение, так как им на работе угрожали увольнением. Сейчас выехать [с оккупированной территории] практически невозможно. После объявления “референдума” из области почти не выпускают, поэтому многие не могут выехать вслед за проукраинскими жителями», — говорит он.

Обзор
«По факту это никакая не частичная, а всеобщая мобилизация». Как отреагировали на выступление Путина в России и в мире
21.09.2022 13:24

Анатолий уверен, что после фиктивного голосования оккупанты начнут принудительно отправлять жителей региона на войну с Украиной.

«Сейчас в город завезли большое количество автозаков. Скорее всего, будут забирать на фронт. Гауляйтер Балицкий заявил, что с “Запорожской губернии” будет мобилизовано 2 тыс. мужчин. Многие мужчины оккупированной Запорожской области, если придет повестка, не будут сопротивляться и пойдут на фронт, чтобы стрелять россиянам в спины. При этом [они] будут понимать, что после этого уже не вернутся», — признается мужчина.

Владимир Левашов для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное