vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«С точки зрения ХАМАС, как обмен людьми, так и его отсутствие — это выигрыш». Военный историк Яков Фальков — о сорвавшемся освобождении заложников

Израильский солдат на севере сектора Газа, 22 ноября 2023 года. Фото: RONEN ZVULUN / Reuters / Forum

Прекращение огня в Газе и освобождение заложников, запланированное на сегодня, так и не состоялось. По данным изданий The Wall Street Journal и Haaretz, переговоры не сорвались окончательно, однако стороны были вынуждены отложить обмен пленными и временное перемирие как минимум до 24 ноября. Ранее власти Израиля подтвердили сделку об освобождении до 100 заложников из плена ХАМАС в обмен на 300 палестинцев из израильских тюрем. «Вот Так» обсудил, как продвигается переговорный процесс, с израильским военным историком, бывшим ведущим аналитиком Министерства обороны Израиля Яковом Фальковым.

Сделка откладывается до завтрашнего утра. Стоит ли предполагать, что что-то пошло не так и она может сорваться?

Совершенно очевидно, что возникли какие-то препоны, непредвиденные обстоятельства, потому что вчера вечером мы все уже ждали объявления от израильского правительства, что сделка состоится буквально сегодня утром. Накануне в полночь было объявлено, что ждать сделки сегодня все-таки не стоит, она переносится на следующий день.

Что-то неизвестное нам пошло не так. В такой ситуации может случиться, что и вообще все будет отменено, поскольку мы ведем переговоры с террористической организацией, у которой совершенно своя логика — они выигрывают от всего. Если они освободят своих людей из наших тюрем, они объявят о том, что они великие и непобедимые и продолжают борьбу.

Обзор
ХАМАС и Израиль договорились о перемирии. Оно должно начаться утром 23 ноября
22.11.2023 16:45

Если они никого не отпустят, то уже выиграли, потому что они давят на нас и демонстрируют всему миру, что сопротивляются, не сдаются, что у них есть возможности что-то навязывать Израилю. С их точки зрения, как обмен людьми с обеих сторон, так и его отсутствие — это, в общем, выигрыш. К сожалению для нас.

Многие аналитики считают, что Израиль проигрывает информационную войну. Согласны ли вы с этим?

В информационном поле — да, к сожалению. С самого начала ситуация была не в нашу пользу, так это остается и сегодня. К сожалению, в мире не очень хорошо понимают наши проблемы, что мы вынуждены бороться с противником, который окапывается в районах проживания гражданского населения. Нормальные люди так не живут, потому до обывателей и даже до западных политиков это с трудом доходит. И средства массовой информации этого часто не показывают на Западе. В данном случае ситуация все еще не в нашу пользу, но она постепенно начинает меняться, потому что здесь, в Израиле, делают большую работу.

Оружие, которое, по утверждению израильских военных, было оставлено боевиками ХАМАС в больнице Аш-Шифа, выставлено в медицинском комплексе в городе Газа. 22 ноября 2023 года. Фото: Ahikam SERI / AFP / East News

В данной ситуации Израиль представляется как такой сильный игрок, а с другой стороны вроде как находятся слабые палестинцы. Хотя на самом деле это совершенно не так: с другой стороны находится совершенно кровавая, страшная террористическая организация. Мы надеемся, что в конечном итоге заложники, которых они захватили, будет освобождены.

Как в Израиле отнеслись к тому, что страна дает трех палестинцев, находящихся в израильских тюрьмах, за одного заложника? Есть ли вопросы к тому списку, который опубликовали израильские власти накануне?

Это обычная практика. Мы как государство и как общество, которому дорога каждая жизнь нашего гражданина, особенно когда речь идет о детях и о пожилых людях, находящихся в плену ХАМАС, мы готовы освободить и больше палестинских заключенных, чем освобождают наших заложников.

К списку пока вопросов нет, потому что речь идет о тех [заключенных], у кого меньше крови на руках или вообще нет. Одна из тех, кого должны освободить, — молодая палестинка, которая пыталась зарезать израильскую мать и ее детей в Иерусалиме. К счастью, у нее это не получилось. В любом случае она предстала перед судом и отправилась в тюрьму. Поэтому формально у нее нет крови на руках, она не убийца, она выйдет на свободу, если сделка состоится.

Анализ
Что будет с Газой после войны. «Вот Так» рассказывает, как может закончиться конфликт на Ближнем Востоке
21.11.2023 18:27

В этом списке — люди, которые пытались совершать теракты, пытались как-то противодействовать силам Армии обороны Израиля. Они выйдут во время первой фазы сделки, что будет потом — посмотрим. Очевидно, потом будут люди с более сложным профилем и тогда уже нужно будет принимать решение. Видите, у нас список публикуют, ХАМАС ничего не публикует. У нас демократическое общество, у нас списки тех, кто подлежит освобождению, публикуются для того, чтобы люди, которые пострадали в терактах или их родственники, могли заранее подать апелляцию в нашу судебную систему. Пока, насколько я понимаю, особых возражений по поводу нынешней фазы сделки нет.

Протестующий держит ложку, ставшую символом чествования шести палестинских заключенных, которые прорыли туннель из израильской тюрьмы Гильбоа. 10 сентября 2021 года. Фото: AP Photo/Ariel Schalit/East News

В этом списке из 300 палестинских заключенных 121 человек моложе 18 лет. Как так получается?

Дело в том, что речь идет о существенной разнице между палестинским и западным обществом. Нам, людям, которые не живут там, совершенно непонятно, как можно отправлять детей в специальные лагеря, в которых их с раннего возраста, с трех-четырех лет, учат убивать израильтян. Это такие специальные подготовительные лагеря для малышей, буквально для малышей. Там их учат стрелять из автоматов, метать гранаты и так далее.

К 13–14 годам это уже вполне сложившиеся боевики, которые готовы как в физическом, так и в психологическом плане убивать израильтян. Поэтому в 15–16 лет эти люди активно принимают участие в столкновениях с силами Армии обороны Израиля. Они участвуют в массовых демонстрациях, во время которых бросают бутылки с зажигательной смесью, гранаты, камни.

История
«‎Никто из нас не хотел этой войны». Палестинские и израильские христиане хотят Святой земле мира, но путь к нему видят по-разному
08.11.2023 06:01

Конечно, такие молодые люди попадают в наш плен, а потом в тюрьмы, потому что речь идет о настоящих боевиках, которые ничем не отличаются от взрослых. Но когда они ведут огонь по израильской армии, если они погибают, то палестинское так называемое министерство здравоохранения записывает их как невинных подростков, которые погибли от огня израильской армии. Этим обусловлено значительное присутствие молодых людей в списках освобождаемых.

Иван Гордеев

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное