vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Сибирский Клондайк. Как золотодобыча в Кузбассе уничтожает реки

Добыча золотого песка в долине реки.
Фото: Георгий Розов / Russian Look / Forum

В Кузбассе отменили аукцион на участок земли в районе реки Палатно-Ударная, где согласно разведданным находятся запасы золота – около 100 килограммов. Стартовая цена за 2500 гектаров и лицензию на 25 лет – всего 2,85 миллиона рублей. Региональные власти это никак не прокомментировали. Экоактивисты связывают приостановку аукциона с шумихой из-за загрязнения старателями региональных рек. Участок находится в Тисульском районе, где сегодня уже добывают золото 12 компаний по 15 лицензиям. Корреспондент «Вот Так» Маргарита Соколова рассказала, как Кемеровская область стала лакомым куском для добытчиков и какими бедами это обернулось для местных жителей.

«Районы традиционной золотодобычи»

Эпоха золотой лихорадки началась в России в XIX веке именно на месте Тисульской тайги. У озера Берчикуль обосновался крестьянин Егор Лесной, который добывал золото в лесу. И хотя он старался это скрывать, но земля полнилась слухами. И в 1828 году купец Андрей Попов и его племянник Феодот открыли здесь прииск «1-я Берикульская площадь» и через год выдали 1 пуд и 20 фунтов золота (чуть больше 25 кг. – Примеч. ред.). Вскоре сюда потянулись и другие купцы, желающие приумножить свои капиталы.

«После революции в 1923–24 годов поднимались вопросы восстановления промышленности, в том числе золотого промысла. Районы Тисульской тайги – это районы традиционной золотодобычи. Но на конференциях, которые проводил Совнарком, стоял вопрос, что там уже нечего делать. Потому что дорого и нецелесообразно. В Восточной Сибири нашли более крупные залежи», – рассказывает Ольга Гутак, историк, доцент Сибирского государственного индустриального университета.

Тем не менее именно Тисульская тайга получила название Сибирский Клондайк. И золотоискатели постоянно сюда возвращаются. А три года назад, после приказа Минприроды о том, что золото может мыть любой, кто зарегистрирует ИП и получит лицензию, легальные и нелегальные артели здесь выросли как грибы.

«В прошлом году мы побили рекорд. У нас было 58 загрязнений рек, из них – 52 в Тисульском районе. И это только те загрязнения, которые мы, как общественники, зафиксировали на земле и со спутника. А реально это еще больше. Из тех, кто работает в Тисульской тайге, я не встречал ни одного нормально работающего предприятия. Наказаны (подвергнуты штрафу. – Примеч. ред.) были абсолютно все. 100%. Работают все одинаково плохо и одинаково загрязняют реки», – говорит резидент общественной группы «Чистые реки Кузбасса» Юстас Бачурин.

«Золотодобытчики в тайге – боги»

Старатели забираются в самую глушь тайги: уезжают на десятки, а то и сотни километров от ближайшего населенного пункта. Расчищают от деревьев и дерна большую площадку и возводят там целые поселки с банями и спортзалами. Благо стройматериалы покупать не надо: под рукой сосны и кедры. А дальше меняют русло реки и бульдозерами перепахивают берега и запруды, чтобы отправить грунт на площадку, где размывают его из водомета. Золото, будучи тяжелым металлом, оседает на фильтрах, а жидкий грунт сливается в отстойник. Чтобы добыть 1 грамм золота, необходимо промыть в среднем 1 кубический метр породы.

«По технологии должна быть система отстойников, а по факту – один. Из одного отстойника вода должна спускаться во второй, потом – в третий. И только когда вода отстоится и будет чистой, ее сливают обратно в реку. Многие не заморачиваются – у них один отстойник с глиной. Если сильные ливни, то все это размывается и бежит в реку», – отмечает Бачурин.

В среднем одна артель в Кузбассе намывает 1,5–3 кг золота в сутки и около тонны за год. Это официально. Сколько в действительности – остается лишь догадываться. Сотрудники прииска заинтересованы, чтобы намыть больше: от этого напрямую зависит их зарплата. Мало кто из них задумывается об уроне для экологии. Как результат, реки Кузбасса постоянно грязные.

Золотой песок.
Фото: Георгий Розов / Russian Look / Forum

Одну из главных местных достопримечательностей – реку Кия – местные жители даже негласно переименовали в Хуанхэ, потому что она постоянно желтая. Общественники регулярно снимают видеоролики, фиксирующие загрязнения, и отправляют в региональное Министерство экологии. По обращениям проводят проверки. Но найти виновных удается не всегда. Пока проверяющие доберутся до места, речка уже сама очистится.

«Грязную воду часто сливают в пятницу вечером, чтобы к утру понедельника река была чистой. А несколько раз было, что сразу четыре реки были грязными. Ощущение было, что золотодобытчики просто договаривались, что завтра все открываем, пусть бежит. Золотодобытчики в тайге – боги, они никого не боятся. Если им назначают копеечные штрафы – несколько сотен тысяч рублей, они оспаривают их в судах. Это при минимальной выручке одной артели более 4 миллиардов рублей. Для них сейчас самое страшное наказание – приостановка деятельности на 90 дней. И то они потом умудряются все же наверстать», – делится Бачурин.

Есть и прииски, работающие без документов и лицензий. Жители ближайших поселков говорят, что сегодня таких нелегальных приисков еще минимум три. Это те, кого можно увидеть из космоса или с воды. Собственников таких предприятий наказать практически нереально.

«Вы сперва накормите людей, а потом уже про экологию думайте»

Помимо нелегальных артелей в Тисульской тайге много и старателей-одиночек. Чаще всего это небольшие компании из трех – пяти человек, которые моют золото чуть ли не дедовским способом. О своем заработке они не распространяются. По закону в России самостоятельно мыть золото запрещено. За это предусмотрено наказание до четырех лет лишения свободы старателю-одиночке и до шести лет, если золото мыли группой.

«Сейчас мужика поставили в такие условия некомфортные, мягко говоря. Вот сидит мужик. Он знает, что сидит на золоте. Реально у нас вся Сибирь от Башкирии до Чукотки – шесть тысяч километров – золото. У него просто другого выхода нет, как идти в тайгу и добывать золото. Грамм золота принимают за 4500 рублей. Старатель может найти 2–3 грамма в день. В среднем 10–15 тысяч в день. На каком предприятии ему будут столько платить? Ни на каком. Поэтому ему проще уйти в тайгу на недельку, нелегально сдать золото и получить 100–200 тысяч, чтобы кормить свою семью», – комментирует старатель и автор книги «Где искать золото. Практическое руководство по поиску и добыче золота» Рудольф Кавчик.

В тайге золото добывают не только мужчины.

«Встретил в тайге как-то двух мужиков и женщину, разговорились. Женщина чуть не плачет. Говорит, мне детей к первому сентября собирать надо, а мне им школьную форму и учебники купить не на что. Я попросилась в компанию мыть золото. Нам скоро уезжать, а я еще ничего не добыла. Она всю ночь стояла богу молилась. И на следующий день она нашла пласт, где добыла почти 100 граммов», – отмечает Кавчик.

По его словам, вред экологии такие старатели наносят примерно такой же, как пенсионеры, которые сажают картошку на поле.

«Если мужикам, которые речку мутят, дать нормальную работу, то они в жизни не пойдут на эту речку. Экология сама собой восстановится. Мужики жрать хотят. Когда человек голодный, он и речку мутит, и тайгу вырубает. Потому что альтернативы нет. Вы сперва накормите людей, а потом уже про экологию думайте», – негодует старатель.

«Картинка красивая. Единственный минус – это притоки, которые мутят»

Север Кузбасса, где сегодня золотодобытчики активно загрязняют реки, региональные власти тем временем решили превратить в туристический кластер. Благо здесь не только золото, но и красивая природа, в реках полно рыбы, в том числе водится сибирская царь-рыба – таймень. Из достопримечательностей – единственное в России кладбище динозавров и место захоронения Тисульской принцессы, которую некоторые считают инопланетянкой.

Леса в Кемеровской области.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС / Forum

Во сколько обойдется создание туристического кластера – пока не посчитали. Только строительство санатория на том самом озере Берчикуль предварительно оценивается в 92 миллиона рублей. Но поедут ли сюда отдыхать – вопрос. Слава о грязных реках уже разлетелась за пределы региона.

«Всего 250 км от Кемерово. И речка, птички. Картинка – да, красивая. Единственный минус – это притоки, которые мутят», – комментирует директор Кемеровского городского клуба туристов Елена Юшкова.

Те, у кого есть возможность, все-таки туризму в Кузбассе предпочитают хотя бы соседние регионы, где нет таких проблем с экологией.

«Я 20 лет ловлю здесь хариуса. Если в 2016 году в реке Кундат водились и таймени, и хариусы, то после того как в 2018 году река стала желтая, рыба просто ушла. Таймень и хариус живут только в чистой и холодной воде. Я общался со многими людьми, которые и в прошлом году сплавлялись по желтой реке, и они сказали, что такой туризм им не нужен. Они начали переключаться на Горный Алтай, поскольку там нет никакой золотодобычи и можно сплавляться по чистой воде», – рассказывает Юстас Бачурин.

Китай и Монголия несколько лет назад отказались от россыпного золота, поскольку экологический ущерб превышает экономический эффект от добычи. В конце 2020-го губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев обратился к министру природных ресурсов и экологии России с просьбой ограничить предоставление лицензий на россыпное золото в Кузбассе. Но общественники уверены, старатели так просто с Сибирского Клондайка не уйдут.

«Прогноз, к сожалению, пессимистический. Спасти ситуацию может только необыкновенно быстрое изменение законодательства и контроль с стороны Росприроднадзора. На каждом прииске должен быть сотрудник, который будет контролировать работу золотодобывающего прииска с большими полномочиями, вплоть до остановки и прекращения всех работ на прииске. Нужно принять законодательство как за границей. Если ты загрязнил реку –то штрафы сразу миллионные, деятельность сразу прекращается. А у нас что? Прииск в год зарабатывает больше 4 млрд рублей, а ему штраф триста тысяч рублей. Я думаю, в следующем году мы увидим гораздо больше загрязнений, потому что ни губернатор, ни министр экологии региона не обращают на это внимания», – резюмирует Бачурин.

Маргарита Соколова, Марк Подберезин / «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное