vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Что заставило командира?» Почему пилоты сели в Минске и зачем был нужен МиГ-29

Фото: Nguyen Huy Kham / Reuters / Forum

Накануне самолет Ryanair, который следовал из Афин в Вильнюс, совершил экстренную посадку в Минске. После приземления белорусские силовики задержали журналиста, редактора оппозиционных телеграм-каналов Романа Протасевича и его девушку Софию Сапегу. Вероятно, с рейса сошли еще несколько пассажиров. При этом пока непонятно, почему самолет сел именно в Минске, зачем на его сопровождение подняли истребитель и в какие законодательные нормы вписывается это событие. «Вот Так» поговорил с экспертами в сфере авиации, пилотами и юристами, чтобы разобраться в ситуации.

Новости
На борту самолета Ryanair были россияне. Их судьбу после посадки в Минске выясняет посольство – Песков
24.05.2021 12:54

Почему самолет сел в Минске?

В пресс-службе Ryanair накануне нам сказали: Управление воздушным движением Беларуси уведомило экипаж Boeing 737-8AS о потенциальной угрозе безопасности на борту, пилоты получили указание направить самолет в ближайший белорусский аэропорт, то есть в Национальный аэропорт Минск.

Позднее белорусские госканалы опубликовали якобы переговоры аэропорта с диспетчерами. Из них следует, что сообщение о бомбе пришло на электронную почту аэропорта. В Следственном комитете Беларуси уверяют, что завели дело о ложном сообщении о минировании.

Но версия белорусских властей не полностью сходится с фактами. Судя по данным Flightradar, в момент сообщения о якобы минировании самолет был ближе к Вильнюсу, чем к Минску. Авиационный журналист Андрей Меньшенин объяснил «Вот Так»:

«С точки зрения авиационной безопасности если что-то нештатное происходит на борту, то первая реакция – это приземлить самолет в ближайшем аэропорту, чтобы уже на земле разобраться, когда нет угрозы для жизни пассажиров. И разумеется, с этой точки зрения Вильнюс был бы самой очевидной опцией».

Национальный аэропорт Минска.
Фото: ТАСС / Forum

Андрей Гук, украинский юрист, специализирующийся на авиации, уверен: произошедшее не укладывается в нормы Чикагской конвенции (Конвенции о международной гражданской авиации). То есть если бы угроза взрыва была реальной, самолету действительно безопаснее было бы приземлиться в ближайшем аэропорту – в Вильнюсе. Кроме того, белорусские власти воспользовались МиГом для сопровождения гражданского самолета, хотя это крайняя мера. Юрист отмечает:

«Могла ли авиакомпания не выполнять указания диспетчеров и истребителя? Нет, не могла, так как была в воздушном пространстве Беларуси и должна была следовать этим указаниям».

С юридической точки зрения воздушное пространство государства суверенно, как и его территория. Так что страна может принимать собственные меры безопасности, если они оправданы той же Чикагской конвенцией. Андрей Гук уточнил в комментарии «Вот Так»:

«Разворачивать самолет с помощью истребителя, особенно если капитан подчиняется указаниям, – это грубое нарушение. Это подвергает опасности тех, кто на борту. Тем более если уж перехват самолета происходит, он должен быть подчинен цели этого перехвата. Посмотрели, что там нет никакой угрозы, и отпустили самолет. Если же перехват используется с другими целями – это тоже нарушение Конвенции».

Пилоты, которые отвечали за жизни 171 пассажира, приняли решение развернуться и сесть на территории Беларуси по требованию местных властей. При этом нужно понимать: в нормальной ситуации экипаж должен прислушиваться к мнению наземных служб, но всю ответственность за решение несет командир воздушного судна.

«Именно он отвечает за жизнь и здоровье всех: пассажиров, экипажа. И только он всегда принимает финальное решение. Авиадиспетчер может дать ему какие-то рекомендации, указания. Но у пилота есть возможность не согласиться, потому что именно на командире лежит вся ответственность», – уточняет Андрей Меньшенин.

Поэтому авиационный журналист задается вопросом:

«Что заставило командира, который, судя по всему, совсем не собирался лететь в Минск на протяжении всего полета над Беларусью, повернуть в сторону и резко начать менять траекторию полета? Мы можем только догадываться, но, очевидно, это как-то связано с поведением МиГ-29».

МиГ-29 от «батьки»

Как писал близкий к занявшему пост президента Беларуси Александру Лукашенко телеграм-канал «Пул Первого», политик лично «дал безоговорочную команду: самолет разворачивать и принимать». Якобы так он хотел помочь «заминированному» пассажирскому лайнеру. Лукашенко также приказал поднять в небо истребитель. Как сообщали споттеры (люди, хобби которых – наблюдение за самолетами), у этого МиГ-29 были ракеты класса «воздух – воздух».

Андрей Меньшенин объясняет: использование истребителей – нормальная практика, но не в этом случае.

«Относительно недавно на территории Словении поднимали истребитель для сопровождения гражданского самолета, когда у того отказала радиосвязь. Тогда истребитель выступил лидирующим, он проводил гражданский самолет в аэропорт».

«В случае террористической угрозы истребитель – это последнее средство, если гражданский самолет становится угрозой для людей на земле: если он становится летающей бомбой или если там произошел захват. По идее, как это прописано в законе, если исчерпаны другие меры и средств не осталось, то действительно может быть применено оружие по гражданскому самолету, чтобы его сбить».

МиГ-20 белорусских ВВС.
Фото: Василий Федосенко / Reuters / Forum

Ни в одну из описанных ситуаций произошедшее над Беларусью не укладывается. Поэтому, вероятно, смысл для поднятия МиГ-29 в воздух был один – не допустить, чтобы Boeing долетел до Литвы. Андрей Меньшенин говорит:

«Мы не знаем, что конкретно произошло рядом с самолетом. У нас нет переговоров между пилотом и авиадиспетчером, записей из кабины пилотов. Наверняка эти аудиозаписи пролили бы свет на происходящее. Но мы можем лишь предполагать, что, видимо, МиГ-29 подошел на близкое расстояние к гражданскому самолету и с помощью процедуры указал ему необходимость повернуть в сторону Минска».

Пилот гражданской авиации, который согласился поговорить с «Вот Так» на условиях анонимности, поясняет:

«Есть серия команд истребителя. Покачивание крыльями – это “следуй за мной”, “обрати внимание”. Есть и последнее предупреждение, когда истребитель пересекает курс самолета резко снизу вверх. Следующим шагом будет ракета. Мы не знаем, что там было, информации пока мало. Но в любом случае человек, который сидит за штурвалом, понимает: “Все не по правилам. Но у меня сзади сидят 200 пассажиров, за которых я отвечаю”. Да и любой цивилизованный человек понимает, над территорией какой страны он находится. И понятно, чем это может закончиться. Думаю, поэтому пилот послушался».

Наш собеседник рассказал, что сейчас его коллеги из авиации обсуждают произошедшее и не могут прийти к единому выводу: что бы они сделали на месте экипажа борта Ryanair.

«Если есть информация о бомбе или о захвате, то может быть поднят истребитель и может он вести этот самолет с целью, например, сбить его ракетой, если этот самолет вдруг полетит не туда, куда ему скажет диспетчер. А куда-то в сторону стратегического объекта. В этой ситуации решение остается за командиром. Но в то же время истребитель, команды авиадиспетчера, угрозы сбить самолет – все это очень весомый аргумент».

Действия на земле

После осмотра самолета белорусские силовики взрывчатки не обнаружили. Ирландская авиакомпания Ryanair извинилась перед пассажирами, которые более семи часов провели в минском аэропорту:

«Мы искренне приносим извинения всем пострадавшим пассажирам за эту задержку, которая была вне контроля Ryanair».

Позже в пресс-службе компании нам сказали, что расценивают произошедшее как акт «авиационного пиратства». Историю с Романом Протасевичем и Софией Сапегой они не комментируют:

«Сейчас произошедшим занимаются агентства безопасности ЕС и НАТО. Ryanair сотрудничает с ними, и мы не можем давать дальнейшие комментарии по соображениям безопасности».

С юридической точки зрения люди, когда они находятся на борту самолета, оказываются на территории государства, где авиакомпания зарегистрирована. Пассажиров из самолета Афины – Вильнюс вынудили покинуть борт, ведь его нужно было проверить на наличие бомбы. Если бы кто-то отказался эвакуироваться, экипажу пришлось бы помогать вывести человека с якобы опасной территории.

Люди фотографируют самолет компании Ryanair, на котором находился Роман Протасевич. Вильнюc, Литва. 23 мая 2021 года.
Фото: Andrius Sytas / Reuters / Forum

При этом людей, которые покинули самолет, не сразу увели в более безопасное место. Пассажиры рассказывают, что их выводили медленно, четверками, а затем заставили пройти повторный досмотр, вновь проверили все документы. Тогда Роман и сказал попутчикам:

«Здесь меня ждет смертная казнь».

Видимо, журналист понимал, почему, вероятнее всего, его самолет посадили. Причем по международным правилам с момента приземления до прохождения паспортного контроля территория международных аэропортов считается нейтральной. Но именно там задержали Романа Протасевича и Софию Сапегу. Юрист Андрей Гук разъясняет, что здесь был вопрос криминальной юрисдикции:

«Если самолет покинул гражданин Беларуси, он оказался в терминале или в транзитной зоне аэропорта, то очень спорно, имела ли Беларусь право арестовать своего гражданина уже не на борту самолета. Если мы говорим об авиационном праве, то нет. Потому что перехват самолета был незаконен с такой целью».

Авиационный ответ Беларуси

Несколько недель назад таким же маршрутом, как Протасевич и Сапега, летела и лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская. Она объяснила, что на рейсе, летящем над Беларусью, она оказалась из-за отмены другого самолета. Возможно, если бы не экстренная перерегистрация, и она могла оказаться на месте Романа:

«Впредь мы не будем допускать перелетов над территорией Республики Беларусь, если такие будут запланированы, – обходными путями будем лететь. Так вопрос никогда не ставился: можно лететь над Беларусью или нет. Мы не считали это возможным, что самолет могут с помощью военной техники принудительно заставить сесть в Минске».

Авиационный журналист Андрей Меньшенин высказывает опасение, которое появилось и у многих белорусских противников режима:

«Де-факто случившееся означает, что под угрозой может оказаться любой международный перелет, который происходит над территорией Беларуси. В данный момент это выглядит так: они провели эту спецоперацию и посадили самолет из-за того, что на борту находится Протасевич. Но где гарантия, что в следующий раз условному Лукашенко не захочется отомстить любой другой европейской стране и применить тот же самый метод против другого гражданского самолета? Что помешает ему поднять МиГи против какого-то самолета и взять его в заложники?»

Павел Латушко, член президиума Координационного совета (КС) и руководитель Народного антикризисного управления (НАУ), уверен:

«Имеющиеся в распоряжении факты говорят о принуждении экипажа гражданского самолета к посадке на территории Беларуси с использованием Военно-воздушных сил. Диктатор подтвердил, что является международным террористом, его действиям должны быть даны соответствующие правовые оценки мировым сообществом».

Оппозиция требует от европейских стран решительных мер. В том числе добивается исключения Беларуси из Международной организации гражданской авиации (ICAO), Европейской организации международных авиаперевозчиков (EIATA).

Высказываются предложения запретить белорусским гражданским и военным самолетам летать над территорией Евросоюза. Эту кардинальную меру уже поддержала Великобритания, страна отказалась принимать рейсы «Белавиа». Литва запретила прибывать рейсам, которые летели через Беларусь. Если этому примеру последуют и другие европейские страны, то даже на закупку гражданских самолетов у США Минску придется тратить большие суммы для их доставки по обходным маршрутам.

Самолет компании “Белавиа”.
Фото: Leonid Faerberg / Zuma Press / Forum

Европейские авиакомпании поддержали другую инициативу. Лоукостеры Wizz Air и AirBaltic, а также компании Austrian Airlines, SAS и Ryanair уже отказываются от полетов над территорией Беларуси. Это увеличивает расходы перевозчиков, но избавит их пассажиров от угрозы захвата самолета. Аналогичный запрет для национальной авиакомпании LOT готовит правительство Польши. Полеты российских авиакомпаний будут осуществляться в штатном режиме, заявили в Росавиации.

Новости
Часть авиакомпаний прекратили полеты над Беларусью. ЕС готовит санкции против властей Беларуси после ареста Романа Протасевича
24.05.2021 14:28

Как говорит Андрей Меньшенин, нынешняя ситуация нарушила планы белорусского Минтранса, который в 2020 году заявлял о подготовке введения новых свобод использования воздушного пространства. То есть в Беларусь должны были зайти международные авиакомпании, чтобы летать в третьи страны. Например, условная ирландская компания Ryanair могла бы совершать перелеты не только Минск – Дублин (столица Ирландии, где зарегистрирована фирма), но и в другие города. Очевидно, теперь эти планы будут отложены.

«Иностранным авиакомпаниям, в первую очередь европейским, нужно будет пересмотреть свою политику выполнения полетов над территорией Беларуси. Видимо, им нужно будет оценить риски еще раз, проанализировать, насколько это может коснуться их будущих полетов. Если у каких-то иностранных компаний были планы прийти на белорусский рынок, то они будут отложены на неопределенный срок, пока в корне не изменится политическая ситуация. Ну и многие эксперты по безопасности полетов надеются, что эта ситуация будет также проанализирована в ICAO. Потому что должны быть приняты какие-то решения».

О том, что происходит вокруг ситуации с задержанием Романа Протасевича, читайте в нашем онлайне:

Онлайн
Санкции, отмена авиасообщения, высылка дипломатов. Последствия захвата рейса Ryanair
24.05.2021 14:23
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное