vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Фон в 400 раз выше нормы». Челябинцы около года ходили по зараженному радиацией тротуару

Сотрудник спецслужбы в защитном скафандре около источника радиации в Челябинске. 23 ноября 2021 года. Фото: МЧС России

В Челябинске обнаружили сильнейший очаг радиации – на тротуаре практически в самом центре города зафиксировано 400-кратное превышение естественного для этого места радиационного фона. Источником излучения оказались остатки срезанной металлической трубы, на которой раньше держалась рекламная конструкция. Как в открытом доступе могли появиться частицы радия – радиоактивного металла с периодом полураспада в 1600 лет – и насколько это опасно для людей, выяснил корреспондент «Вот Так».

Информация о «фонящем» источнике появилась в посвященном радиационному контролю аккаунте в инстаграме еще в начале ноября. Спустя пару недель эта новость дошла до критика атомной энергетики, физика-инженера из Москвы Андрея Ожаровского, который случайно оказался недалеко от Челябинска – в соседнем Кургане. Ожаровский добрался до указанного места и измерил фон возле дома по улице Труда, 22 сразу несколькими приборами. Детекторы зафиксировали более 40 микрозиверт в час, что эквивалентно 4000 микрорентген в час. Нормальный фон для этого участка – около 10 микрорентген в час.

Ожаровский позвонил в 112 и МЧС – вместе со специалистами пожарно-спасательной части на место через два часа приехали представители местного Министерства общественной безопасности, сотрудники Роспотребнадзора и полицейские. Новость об «изотопном столбе» в тот же день облетела городские СМИ. Сам Ожаровский пояснил, как получилось, что остатки рекламной конструкции начали излучать радиацию.

«Скорее всего, материал столба – фрагмент нефтепровода, и внутри него отложились радионуклиды. Известный факт, что в нефти содержатся природные радионуклиды, например радий. И мы видим здесь просыпи дочерних продуктов распада радия, они тоже фонят. И люди так по нему ходили, разносили на своих стопах радионуклиды», – комментировал Ожаровский в своем видео в фейсбуке.

В разговоре с корреспондентом «Вот Так» он отметил, что по нормам такие трубы с остатками нефти относят к радиоактивным отходам, но, поскольку избавляться от них дорого, остается еще вариант почистить их и продолжить использование. Возможно, кто-то сэкономил на очистке, считает эксперт.

«Я дал показания полиции, потому что важно узнать, кто завез этот опасный радиоактивный столб, откуда он взялся, и нет ли у этой фирмы других таких же. Трубы нефтепроводов нужно очищать изнутри. Если предприятие этого не делает и в таком виде их раздает, это создает серьезную угрозу. Городским властям надо просто “поднять книжечку” – какая фирма занималась установкой? Если фирма существует, они должны сейчас давать показания в полиции. Где они взяли эти трубы? Может, в городе стоят такие же конструкции или есть такие же радиоактивные спилы», – сказал Ожаровский.

Могли бы сказать: «Вы все врете»

Физик похвалил работу оперативных служб: хоть ждать их и пришлось два часа, наличие мощного источника излучения они сразу подтвердили, часть зараженного грунта увезли на исследования, а территорию огородили.

«Нормальная реакция – могли бы сказать: “Вы все врете”. И даже не включить свои приборы», – заметил Ожаровский.

Остатки трубы после проведенных работ накрыли большой бетонной плитой, рассказала министр общественной безопасности Челябинской области Светлана Костина. Корреспондент «Вот Так» съездил на место и убедился в этом – в диаметре плита превышает «фонящий» срез примерно в десять раз, а зараженный участок оцепили сигнальной лентой на несколько метров во все стороны.

 

Несмотря на принятые меры, в министерстве считают, что здоровью людей и раньше ничего не угрожало.

«Эта дорога находится в малопосещаемом месте: когда человек идет мимо, то никаких угроз здоровью не существует. Угроза может возникнуть при очень длительном пребывании. Тем не менее нормативными документами предписывается исключить это радиоактивные загрязнение, убрать этот источник», – сообщила министр.

Процедура, как пояснили чиновники, выглядит следующим образом. Под контролем Роспотребнадзора остатки загрязненного грунта будут извлекать до тех пор, пока радиационный фон не станет нормальным, затем срежут часть трубы и сделают бетонную пробку-заглушку – слой таким образом изолируют. На это потребуется всего несколько дней, заключила Костина.

«Фонящая» труба под ногами – онкологическая угроза

Ожаровский одобрил решение специалистов накрыть плитой и огородить столб, перекрыв поступление радиации в воздух. При этом с министром он согласен далеко не во всем: значения мощности дозы гамма-излучения слишком велики, а концентрация радия столь значительна, что последствия могут возникнуть даже в том случае, когда человек просто идет мимо, считает физик.

«Главное не то, что кто-то там время проводить будет, а то, что эта пыль, эта ржавчина, она разносилась – на два метра в одну и другую сторону зафиксирован повышенный гамма-фон. Там же поток пешеходов, я насчитал несколько десятков в час. В том числе мамы с колясками, дети. Это сейчас все покрыто снегом, а летом, когда сухо, представляете, какая пыль летит?» – говорит Ожаровский.

Физик объяснил, что основная опасность исходит не от внешнего облучения, а от попадания радионуклидов внутрь. «Если пыль вдохнуть, когда она уже внутри легких, она ничем не задерживается. Происходит альфа-бомбардировка изнутри. Технически доза очень маленькая, потому что попала пылинка, но последствия для здоровья крайне разрушительны», – уточнил он.

Результатом вдыхания таких частиц может стать рак легких. Его, например, часто диагностировали у пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. Медики даже придумали специальное выражение «звездное небо в легких»: так из-за характерных светящихся точек они называли рентгеновские снимки людей с онкологией.

Понять масштабы опасности можно будет, когда появится результат анализа проб взятого грунта. По словам физика, нужно тщательно изучить уровень концентрации радия. Не исключено, что это вещество, которое вызывает повышенный гамма-фон, может относиться к категории радиоактивных отходов. Тогда для захоронения зараженного грунта нужно будет заказывать специальные контейнеры.

«Взяли пробы грунта и засыпали все снегом. “Захоронение” уже фонило 1000–1500 мкР/ч. По всей видимости, грунт будет отнесен к радиоактивным отходам. Какого класса и опасности – будет ясно после спектрального анализа. Следовательно, необходим будет проект по дезактивации территории и вывозу отходов в Чишму. На моей памяти в последний раз радиационные аномалии находили в теле шлакоотвала ЧЭМК (Челябинского электрометаллургического комбината. – Ред.). А здесь, около областного суда, в центре Челябинска!» – сообщил челябинский эколог Андрей Талевлин, который вместе с Ожаровским встречал сотрудников всех служб.

Столб с баннером, которые стали источником радиации. Челябинск. 2019 год. Фото: Google maps

Излучение вокруг нас

В московском Новогиреево был похожий случай, связанный с обнаружением источника радиации в необычном месте. Отличие от челябинской истории в том, что столб служил опорой для освещения и не был срезан. Мощность дозы через толстый металлический столб составляла около 3 микрозиверт в час, а у челябинского столба – 40 микрозиверт. Эти величины сопоставимы, считает Ожаровский.

«Там радионуклиды запаяны внутри столба, стоять там час не надо, обниматься со столбом не надо, но нет такого сценария, чтобы радионуклиды из столба в Новогиреево могли попасть в легкие человека. А у вас (в Челябинске. – Ред.) это на поверхности во всех смыслах этого слова», – объясняет эксперт.

Интересно, что среди десятков таких столбов неподалеку, радиацию возле которых измерил физик, не нашлось больше ни одного с критически высоким фоном. Возможно, при очистке одной трубы произошел сбой оборудования, предположил собеседник «Вот Так».

Аналогичная ситуация сложилась в 2012 году в московском районе Отрадное: радиоактивный источник нашли на стройплощадке – снова в трубах и их обрезках. Они служили средством для обсадки котлована и, по всей вероятности, тоже были «родом» с нефтедобычи. Тогда работы остановили, а всех рабочих эвакуировали, вспоминает Ожаровский. Фон при этом достигал только 1 микрозиверта в час.

По мнению физика, челябинские власти не должны ждать повторения еще одной опасной ситуации с радиационным заражением. Администрации города следует проявить инициативу, считает Ожаровский.

«Не очень тяжело обеспечить радиационный контроль. Сейчас доступны приборы, самый дешевый из хороших стоит 11 тысяч рублей. На месте администрации я бы купил прибор в каждый район и сам проводил оценку. Сейчас властям было бы важно заявить: “Мы обошли все столбы, опасности больше нет”. Чиновники также могут обратиться к жителям и предложить самим осуществлять контроль. Я уверен, в личном пользовании есть у кого-то приборы, не вредно советовать людям ходить по улице с включенными. За радиационной обстановкой надо следить», – подытожил он.

Дарья Бакулина для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное