vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Война войной, а референдум у Лукашенко по расписанию

Война войной, а конституционный референдум — по расписанию, решили власти Беларуси. Он назначен на 27 февраля, но досрочное голосование уже идет ударными темпами. Власти хотят показать, что народ-де просто толпами рвется поддержать новую Конституцию, инициированную Александром Лукашенко.

Голосование проходит на фоне агрессии Кремля против Украины, причем там заявляют, что были атакованы российскими войсками и с белорусской территории (на которую те вошли под предлогом совместных учений).

Лукашенко сейчас слишком зависим от Кремля, чтобы не идти в фарватере Путина, даже если речь идет о чудовищной авантюре. Поддержка же Минском агрессии, пусть и косвенная, наверняка не добавляет очков белорусскому вождю. Идея участия в войне против Украины, как показывает независимая социология, очень непопулярна среди белорусов.

Девушка голосует на избирательном участке № 65 в Гродно. 22 февраля 2022 года. Фото: Леонид Щеглов / ТАСС / Forum

Но это не помешает продавить новую Конституцию. Ведь считать голоса будут сугубо свои люди. Электоральный процесс, который в Беларуси и прежде не блистал прозрачностью, демократизмом, ныне и вовсе превратился в фарс.

Досрочное голосование зашкаливает

Досрочное голосование по белорусскому законодательству растянуто аж на пять дней. За три дня, по официальным данным, «исполнили свой гражданский долг» (именно такую фразеологию используют чиновники, хотя на самом деле речь идет о праве, а не обязанности) более 24% избирателей.

Лукашенко в четверг предположил, что к воскресенью явка превысит 51%, а значит референдум уже можно будет считать состоявшимся даже до основного дня голосования. Вертикаль, надо думать, постарается это завуалированное указание выполнить.

Александр Лукашенко общается с представителями государственных СМИ. 24 февраля 2022 года. Фото: president.gov.by

На досрочку в пресловутом добровольно-принудительном порядке выпихивают студентов, солдат и прочих служивых, бюджетников — короче, всех, на кого легко нажать. Противники режима убеждены, что досрочка создает дополнительные возможности фальсифицировать голосование: мол, ночью бюллетени легко подменить.

Во всяком случае, проконтролировать подсчет голосов невозможно. Если раньше в избиркомы для блезира пускали хотя бы толику оппозиционеров, то сейчас комиссии стерильны, целиком сформированы вертикалью из своих, на 120% проверенных кадров. То же касается и наблюдателей: только железные лоялисты. Миссию БДИПЧ ОБСЕ, которая строго мониторит соблюдение демократических стандартов, Минск не пригласил. А наблюдатели от СНГ заранее настроены заявить, что всё тип-топ.

Стратегия двух крестиков вряд ли сработает

При этом власти все равно в напряжении, нагнетают атмосферу. На участках концентрируют тьму надзирателей — это и сами члены избиркомов, и провластные наблюдатели, и милиция, и так называемые дружинники, и эмчеэсники, которых тоже превращают в полицейскую силу, и «представители ветеранских организаций», и члены БРСМ (лукашенковского комсомола 2.0). Плюс группы быстрого реагирования на случай «осложнения оперативной обстановки». Все это очень напоминает большую спецоперацию.

Силовики рапортуют о поимке врагов, которые хотели-де сорвать праздник народного волеизъявления, угрожали членам избиркомов и пр. Хотя речь идет, похоже, лишь о рассылке призывов считать голоса честно (жуткий террор!). Заводятся уголовные дела за призывы к порче бюллетеней.

Светлана Тихановская вместе с помощниками во время встречи с министром иностранных дел Франции в Париже. 25 февраля 2022 года. Фото: Benoit Tessier / Reuters / Forum

При таком массированном устрашении вряд ли сработает должным образом так называемая стратегия двух крестиков, предложенная штабами Светланы Тихановской, Павла Латушко и другими зарубежными структурами оппозиции. Замысел в том, чтобы противники режима делали бюллетени недействительными, проставив отметки как в графе «за», так и в графе «против». Также предлагается по возможности фотографировать свои бюллетени для альтернативного подсчета на платформе «Голос». Мол, покажем, что на самом деле референдум провалился.

Но это тот случай, когда оппозиционные генералы готовятся к прошедшей войне. Такой мобилизации несогласных с режимом, как в августе 2020 года, сейчас добиться немыслимо. Противники системы Лукашенко деморализованы жесточайшими репрессиями, тотальной зачисткой «крамолы». Понятно, что за действиями избирателей на участках будут цепко следить. Мало кто в таких условиях решится фоткать бюллетень на мобильник. Да и в принципе тайна голосования стала очень условной: по рекомендации ЦИКа с кабин для голосования сняты передние шторки — как объясняют, в целях профилактики ковида. Кто бы сомневался.

ЦИК Беларуси снял шторки в кабинках на референдуме по изменению конституции. Чиновники объяснили запрет «высоким риском заражения коронавирусной инфекцией». На снимке – игроки ФК “Динамо-Брест” голосуют на избирательном участке № 1 Бреста во время досрочного голосования. 22 февраля 2022 года. Фото: Вадим Якубенок / ТАСС / Forum

Авторы стратегии двух крестиков сами не ожидают, что она обрушит режим, но твердят: важно, по крайней мере, увидеть, что нас, сторонников перемен, много. Поэтому давайте дружно придем на участки 27 февраля в 14:00, будем приветствовать друг друга по-белорусски и пр.

Однако нетрудно предвидеть, что к урочному часу ОМОН и автозаки будут наготове. При этом белорусскоязычных, как показывает опыт, винтят особенно рьяно. И потом, не очень понятно, ради чего рисковать. В 2020-м была альтернатива — проголосовать за Тихановскую и попытаться отстоять свой выбор. Сейчас выбор лишь между старой и новой Конституцией Лукашенко. Тот уже потроллил врагов по этому поводу: мол, вы в цугцванге. И сообщил, что его спецы способны в два счета повалить платформу «Голос».

Главная же закавыка вот в чем: в Беларуси голоса на выборах, как многие убеждены, давно не считаются, цифры в протоколах берутся с потолка. А если так, то сторонники перемен просто не узнают, каков оказался на самом деле процент недействительных бюллетеней.

Спектакль для «ябатек»

В общем, для Лукашенко дело в шляпе. По новой Конституции вождь, скорее всего, только усилит свою власть, заняв еще и кресло председателя Всебелорусского народного собрания. Такая возможность открытым текстом прописана в проекте.

Власти пиарят как великий демократический шаг то, что предусматривается ограничение президентства двумя сроками. Но на действующего президента это ограничение станет распространяться только со следующих выборов, которые должны пройти в 2025-м. То есть Лукашенко, который у власти уже шестую каденцию, проворачивает, как ранее Владимир Путин, фокус с обнулением сроков и в принципе может править до 2035 года.

Мужчина голосует на избирательном участке № 5 в Витебске во время досрочного голосования на конституционном референдуме в Беларуси. 22 февраля 2022 года. Фото: Александр Хитров / ТАСС / Forum

Но позволит ли это Путин? После августа 2020 года была популярна версия, что Кремль решил подтолкнуть токсичного Лукашенко к транзиту власти. Потому, мол, и навязал ему идею конституционной реформы как плавного выхода из кризиса. Так или нет, однако теперь, во-первых, протесты закатаны в асфальт, белорусский вождь показывает себя хозяином положения. Во-вторых, Путину, который сам вошел в жестокую конфронтацию с Западом, начал войну против Украины, как нельзя кстати союзник, которому некуда деваться. В-третьих, обоих вождей наверняка впечатлило фиаско елбасы с его, казалось бы, хорошо подстрахованным транзитом. Так что по крайней мере до 2025 года Москва вряд ли будет толкать Лукашенко в плечи, чтобы уходил.

Впрочем, военная авантюра против Украины может сильно спутать карты и Москве, и белорусскому правителю.

Справка
«Вот Так» в онлайн-режиме следит за вторжением российских войск на территорию Украины: «Владимир Путин начал войну против Украины. Онлайн». Подробности нападения России на Украину также в нашем проекте «Россия — Украина: Что происходит».

Пока же он, похоже, связывает с победой на референдуме надежды подлатать легитимность. Вот видите, мол, народ меня по-прежнему любит и поддерживает.

Но независимая социология показывает другое. По данным ноябрьского исследования Chatham House, президенту доверяют лишь 32% городских белорусов. А вот 46% ответивших не проголосовали бы за него на президентских выборах ни в коем случае. Центризбиркому доверяют и вовсе только 16% респондентов.

К тому же ныне процесс «народного волеизъявления» обставлен особенно грубо, топорно. И хотя пропаганда наверняка станет трубить про новую убедительную победу вождя, уже очевидно, что Запад и большая часть белорусов итоги плебисцита не признают. Так что Лукашенко проводит ритуал прежде всего для себя и своих «ябатек».

Александр Класковский, политический обозреватель, публицист — для «Вот Так»

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное