vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Я понимаю, что в ФСБ взбешены». Основатель Gulagu.net о преследовании в России и планах правозащитников

Владимир Осечкин.
Фото: личная страница в Facebook

Правозащитники приостановили работу проекта Gulagu.net в России, чтобы обезопасить людей, отстаивающих права заключенных. Об этом стало известно накануне. Мы поговорили с основателем проекта Владимиром Осечкиным о том, почему силовики преследуют правозащитную организацию, а также о больших планах волонтеров на будущее.

Ранее Владимир рассказал, что российские силовики, в том числе с помощью провластных СМИ, пытаются обвинить Gulagu.net и в том, что правозащитники якобы берут деньги с заключенных и их семей, и в том, что ими руководят иностранные спецслужбы, и даже в связях с криминальными лидерами и организации бунтов в колониях.

Осечкин объясняет, что причин для такой массовой атаки сразу несколько. Одной из главных проблем для ФСБ стал сам правозащитник. Причем в первые годы существования его проекта.

Социальную сеть и горячую линию Gulagu.net для осужденных и их родственников Владимир создал в 2011 году. Кроме того, Осечкин руководил рабочей группой по защите прав граждан, находящихся в местах принудительного лишения свободы Совета развития общественного контроля при комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

В 2015 году правозащитника попытались завербовать сотрудники ФСБ. От сотрудничества Владимир отказался, а позже опубликовал часть записей этих разговоров. В сентябре того же года в его доме силовики провели обыски, провластный телеканал НТВ назвал его мошенником и коррупционером. После этих событий Владимир Осечкин эмигрировал во Францию, где вместе с семьей в 2016 году его взяли под международную защиту. Однако вербовка не прекращалась и после эмиграции.

«Они [ФСБ] поставили меня перед выбором: либо против меня будут сфальсифицированы уголовные дела, буду объявлен в международный розыск, дальше экстрадиция, тюрьма, пытки и, возможно, убийство. Либо стать рупором, говорящей головой, отдать контроль над соцсетью Gulagu.net».

Главная страница сайта Gulagu.net.
Фото: Вот Так

Контроль над правозащитным проектом, по словам Владимира, должен был перейти оперативникам управления «М» ФСБ России. Куратором мог стать силовик, занимающийся в ведомстве контрразведывательным обеспечением деятельности ФСИН. А это значит, что все публикации и расследования правозащитников должны были согласовываться с силовиками. А все тексты на Gulagu.net могли модерироваться, то есть люди не смогли бы рассказать о нарушении их прав до того, как информацию прочитают и согласуют сотрудники ФСБ.

«Еще я должен был сдать всю сеть источников и информаторов из числа заключенных, действующих сотрудников Минюста и ФСИН, бывших сотрудников, которые нас так или иначе информируют, благодаря которым большинство видео и материалов мы и получаем. То есть я должен был стать предателем, марионеткой и подонком. В обмен мне предлагали членство в Совете по правам человека при президенте, в Общественной палате. В последующем, мне говорили, меня проведут следующим созывом в Госдуму».

А еще с Осечкина обещали снять все обвинения по сфальсифицированному делу о мошенничестве.

«То, что я отказался работать под управлением “М” ФСБ, которое является одним из самых мощных подразделений, которое курирует и контролирует ФСИН, а после это я озвучил публично, – это стало триггером и спусковым крючком».

Gulagu.net начал подвергаться сильному давлению. В 2019 году Владимир еще дважды нажал на «спусковой крючок». Сначала он предоставил материалы для Вестминстерского магистратского суда Лондона, после изучения которых Великобритания отказалась экстрадировать четверых россиян, обвиняемых в России по разным делам, в том числе связанным с ФСБ. Их не отправили на родину, потому что власти страны не смогли доказать, что они окажутся в безопасности, учитывая факты о пытках и изнасилованиях в колониях, предоставленные Осечкиным.

В октябре 2019 года Владимир выступил в Европарламенте в Страсбурге. Тогда он резко критиковал российские власти за пытки в тюрьмах, нарушение прав человека, использование «рабского труда» заключенных.

«Я знаю, что после этого “эмщики” получили отмашку закрывать нас. Потому что мы опасны. Потому что наши материалы могут привести к введению новых санкций в отношении руководства ФСБ, ФСИН, силовых ведомств и руководства России».

После этого в России на правозащитника завели новое уголовное дело о мошенничестве. Осечкина обвинили в продаже «страховых полисов» родственникам заключенных, которые якобы могли помочь людям в местах заключения. В 2020 году в России его заочно арестовали.

При этом Gulagu.net продолжил развиваться. В 2021 году, как говорит Владимир Осечкин, правозащитники все чаще получают уникальные видео с фактами избиений, истязаний, бесчеловечного обращения с заключенными. Эти доказательства ложатся в основу защиты по экстрадиционным делам в отношении россиян.

Новости
Иркутский заключенный, который собирался рассказать о пытках, скончался в больнице
12.04.2021 13:11

Не устраивает силовиков и то, что правозащитный проект обнажает схемы работы ФСИН. Например, после известия о пытках в иркутских колониях они смогли не только вычислить тех заключенных, которые насиловали и избивали людей в СИЗО-1 и СИЗО-6, но и добрались до оперативника ФСИН, который курировал эти действия, а затем и оперативников управления «М» УФСБ по Иркутской области.

«Я понимаю, что в ФСБ взбешены. Они понимают: мы единственная в России правозащитная организация, которая проводит прямую параллель между организацией “пресс-хат” [камер с невыносимыми для заключенных условиями], пыток в целом ряде регионов и ФСБ».

Новости
Правозащитники приостановили работу проекта Gulagu.net в России ради безопасности
25.05.2021 08:25

По словам Владимира Осечкина, сейчас в России силовики собирают целый ряд обвинений в его адрес, чтобы Евросоюз согласился выдать правозащитника и его коллег России. При этом на тех, кто остался в стране, постоянно оказывается давление:

«За ними установлена слежка, к ним домой с угрозами приходят, за ними по темным переулкам ходят люди. На них оказывают давление».

Источники правозащитного проекта рассказали, что силовики готовят масштабные обыски и задержания координаторов в российских регионах. Чтобы защитить активистов, Осечкин решил прекратить работу Совета координаторов в России. Часть правозащитников вместе с семьями покинула страну. Другие прекратили сотрудничество с Gulagu.net:

«Некоторые не согласны с этим решением, они готовы до последнего идти. Но я не имею морального права брать на себя ответственность за их жизни и здоровье. При этом ребята уже переживали обыски, их вызывали на допросы, им предлагали стучать и подписывать ложную информацию обо мне. Они отказывались от этого».

Те, кто остался в России, удалили все архивы проекта, обнулили мессенджеры, сломали рабочие телефоны.

«Даже если завтра будет возбуждено дело об экстремистском или организованном преступном сообществе, проведут обыски, ни у кого ничего не найдут. Все эти люди – просто гражданские, они уже не являются координаторами Gulagu.net. Поэтому мучить их бессмысленно. Разве что склонять к подписанию показаний против меня. На что я им всем дал уже разрешение. Пусть подписывают какие угодно показания, лишь бы только их не били, не пытали, чтобы ни с кем сердечный приступ от пыток не случился. На нас движется танк, а мы просто гражданские люди и не супермены».

Интервью
Длящееся преступление против человечности. Основатель GULAGU.NET о колонии, где сидит Навальный
09.04.2021 16:29

Gulagu.net планирует развиваться. Сайт проекта и горячая линия продолжат работать. Правозащитники будут и дальше расследовать коррупцию и пытки.

При этом если раньше все сотрудничающие с проектом люди были волонтерами и тратили свои деньги, например на оплату работы адвокатов для заключенных, теперь Gulagu.net планирует перейти на новый уровень. Уже зарегистрирован фонд, который может объединить мигрировавших из стран СНГ политиков, блогеров и правозащитников. Эта новая международная правозащитная организация будет претендовать на финансирование со стороны Евросоюза, чтобы проводить новые расследования, нанимать больше адвокатов для российских заключенных и помогать своим источникам, если они оказываются в опасности.

Интервью
«Отбивают все полностью — от паха до стоп» Рассказ человека, который недавно вышел из колонии, где сидит Навальный
17.04.2021 18:10
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное