vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Год назад я понял, что не учел имперский код в русских людях». Художник Влад Бохан — об акциях в школах и изучении порабощенного человека

«Полет над четырьмя позициями, откуда на Беларусь готовилось нападение, и превентивный удар». Фото: @ula_bo_93 / Instagram

Владислав Бохан — анархист, художник и акционист из Беларуси. Одну из самых громких своих акций он устроил в школе подмосковного города Клин: там учителя по его просьбе сфотографировались с перефразированными нацистскими лозунгами, приняв письмо Бохана за указание от руководства. «Вот Так» записал монолог Владислава о том, как ему пришлось уехать из Беларуси, об отношении к россиянам после начала войны и политических акциях, которые он продолжает проводить.

«Дома я себя здесь не чувствую»

Я уезжал из Беларуси в 2021 году после задержания. Меня собирались судить за активное участие в митингах 2020 года, но после допроса отпустили. В тот же вечер я сначала лесами, а потом на лодке через Днепр бежал в Украину, а оттуда — в Польшу. Сейчас я живу в Белостоке, но куда меня дальше занесет — не знаю. Дома я себя здесь не чувствую.

Я позиционирую себя как политический художник и рисовал на политические темы еще до того, как это стало мейнстримом. В 13 лет расклеивал с другом по Минску антилукашенковские стикеры. За исключением портретов на заказ и еще одной картины, у меня все работы политические. Моя семья переживала, когда я выходил на митинги, но спрашивать, буду я в них участвовать или нет — бессмысленно. Вопрос только в том, вернусь я домой или нет.

Не могу сказать, что начало войны сильно повлияло на мое творчество. Я всегда достаточно цинично оценивал политическую ситуацию, а после 2020 года уже был готов ко всему. Хотя, конечно, не понимал, как это возможно, чтобы бомбили Киев.

@ula_bo_93 / Instagram

«Даже в русских либералах просвечивает имперскость»

Что поменялось с началом войны для меня, так это отношение к россиянам. Раньше мне казалось, что белорусы и русские похожи: у нас схожие режимы, примерно один уровень жизни и инфополе. Но год назад я понял, что не учел имперский код в русских людях. В Беларуси даже сторонники Лукашенко не поддерживают войну активно, а в России поддержка СВО со стороны народных масс колоссальная. Просто мои знакомые россияне — в основном художники, активисты. Понятно, что у них другие взгляды.

Надо сказать, что даже в русских либералах просвечивает имперскость. Совет народных депутатов собирается представлять всю Россию, но состоит только из русских. А кто будет представлять другие народности? Российская диаспора за границей дезорганизована. Хорошо им удается организовывать только Z-пробеги в европейских городах.

У российских художников, работающих на массовую аудиторию в ироничном ключе, я замечаю некоторое пренебрежение к другим странам и национальностям: те всегда «младшие». Но с такими я не общаюсь

Интервью
«Мы уже год живем в одном и том же дне». Украинская иллюстраторка Наталья Козеко о своей работе во время войны и о том, что нужно запретить россиянам
19.02.2023 18:23

Мне сложно понять образ мыслей россиянина, поддерживающего войну. Когда работал над картиной «Гойда», просто отключил мозг и выплеснул свои эмоции от новостей. Обычно я скрупулезно продумываю сюжеты картин, эта же была сугубо инстинктивной. Мои работы это мой политический рупор, визуализация моих размышлений.

«Осень пахана»

В 2019 году ко дню рождения Путина мы с «Ассоциацией худших художников» организовали в Москве выставку «Осень пахана». Однако туда приехали фсбшники, заварили дверь и сказали, что выставка отменяется. В этот момент я понял: хочу сделать искусство чем-то большим, чем просто хобби. Выставку мы все же провели. Эту историю подхватили все крупные независимые СМИ, в итоге нам дали возможность забрать картины, и мы организовали закрытую экспозицию по спискам.

Зимой 2021 года, после бегства из Беларуси, меня накрыло ПТСР, в голову стали лезть суицидальные мысли, и я решил, что нужно «вернуть себе город» (Влад цитирует гродненскую анархопанк-группу Contra la Contra. — Ред.), развеяться. Тогда я провел акцию у белорусского консульства в Белостоке: взял пятилитровые бутылки и сделал из них «гусеницы», которые «лязгали» в обращении Лукашенко. Реакция людей на мои акции всегда сильнее, чем на картины. Наверное, воздействие акций на адресата глубже.

Сейчас я с несколькими художниками работаю над большим культурно-образовательным проектом. Я считаю, что во всем мире растет влияние право-популистских партий и риск прихода к власти диктаторов. В странах Восточной Европы уже выросло поколение, которое знает об авторитарных режимах только из учебников и наивно полагает, что переход к диктатуре сейчас невозможен.

Интервью
«Украинцы набивают татуировки с моими рисунками, потому что им откликается». Российский художник BFMTH — о своем антивоенном творчестве
12.02.2023 11:36

В рамках проекта мы пытаемся понять и продемонстрировать, на чем держится диктатура. С нами работает художница, которая раньше трудилась психологом в силовых органах. Она разбирает трансформацию личности в условиях работы в подобных местах. С этим проектом у нас было уже две выставки — в Висбадене и Дармштадте, где на нее пришел мэр города. Обе выставки мы делали на свои средства, реквизит частично находили на мусорках, а картины я сам тащил [из Польши в Германию] на [автобусах] FlixBus. Дело это затратное, но в минус мы не ушли.

«Диктатуру люди порождают сами»

Мне интересно рассматривать диктатуру изнутри. Когда-то я работал в Беларуси в школе учителем мировой художественной культуры. У меня было ощущение, что как ученый наблюдает за дикой природой, за поведением зверей, так же и я изучал, как себя ведет человек порабощенный, вот этот маленький винтик, конечная точка всей системы. И я понял, что диктатуру люди порождают сами.

У меня было несколько акций, связанных с системой образования. Недавно я, представившись чиновником, сделал рассылку в школы с просьбой к 100-летию СССР оформить информационные стенды, выслал фотографии, которые нужно использовать. Под лозунгом «100 лет доступного образования» было фото детей врагов народа, учащихся в лагере. Под «100 лет достойного труда» — каторжники ГУЛАГа. Под «100 лет уважения к трудящимся» — фото с митинга новочеркасских рабочих перед тем, как их расстреляли. Все это повесили на информационный стенд в одной из школ и прислали мне отчет.

А школа в Клину по моему указанию провела субботник с плакатами и нацистскими лозунгами «Один народ, одна нация, один праVитель» и «Труд освобождает».

Россией и Беларусью правят люди прошлого, и образа будущего у них нет. Это называется деградация.

Записала Анастасия Дубровина

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное