vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Наказание без преступления. История Евгения Скиданова, которого больше трех лет незаконно удерживают в СИЗО Краснодарского края

Евгений Скиднов. Фото из личного архива. Коллаж: «Вот Так»

14 января 2019 года грузчика из Краснодарского края Евгения Скиданова задержали сотрудники МВД — под пытками они пытались выбить из него признание в убийстве Натальи Грозиной. С того дня прошло почти три с половиной года, которые мужчина провел в СИЗО. При этом тело пострадавшей не найдено, а полицейские остаются на свободе. «Вот Так» рассказывает запутанную историю Евгения Скиданова.

«Настоящий мужик»

Евгений Скиданов родился 38 лет назад в станице Выселки, в 90 километрах от Краснодара. В Выселках живет примерно 20 тысяч человек, среди них — семья Скидановых. Отцу Евгения, Александру Скиданову, 59 лет, он работает директором небольшой компании «Дорблагоустройство» — больше 10 лет занимается обслуживанием дорог. Мать Евгения, Светлана, на два года старше мужа, работает у него в отделе кадров. У Евгения есть младший брат Максим, бывшая жена Ольга и четверо детей.

Александр Скиданов в беседе с корреспондентом «Вот Так» рассказывает, что его старший сын Евгений — «настоящий мужик: крепкий, честный, пошутить любит и очень любит своих детей».

Евгений закончил факультет аграрных технологий Майкопского государственного технологического института. В 2016 году ушел в армию — год служил только в Ростовской области, в горячих точках не был.

История
Месть Центра «Э». Как бывший сотрудник ФСБ из Дагестана стал «экстремистом»
17.02.2022 16:40

После армии Евгений пошел работать по специальности — начальником участка на промышленном зернохранилище. Женился на своей давней знакомой Ольге. У нее уже было двое детей, еще двое родились от брака с Евгением — дочь в 2011 году, через два года — сын. Чтобы обеспечить семью, Евгений сменил работу: уволился с должности начальника элеватора и пошел грузчиком на завод по производству сахара «Кристалл» — там платили больше.

В середине 2013 года, пытаясь получить дополнительный заработок, Скиданов открыл свой небольшой бизнес. В соседнем хуторе арендовал у некоего Василия Песняка ангар и оборудование для производства комбикорма. К тому моменту на Песняка работали Наталья Грозина и Наталья Русина. Жили они там же, в сарае. Обе женщины периодически убирались в арендованном ангаре, за что получали от Скиданова небольшое вознаграждение.

Исчезновение Натальи Грозиной

17 января 2014 года Наталья Грозина исчезла. Ей было 35 лет. О пропаже в феврале в МВД Краснодарского края заявила ее мать, Антонина Рыдзелева. Полиция вызвала ее напарницу, 33-летнюю Наталью Русину на беседу, во время которой она рассказала, что перед исчезновением Грозина уехала с каким-то мужчиной — не со Скидановым — на автомобиле в неизвестном направлении.

Следователи пытались выяснить обстоятельства, при которых пропала женщина, в течение нескольких лет, однако никакой дополнительной информации у них не появилось — СК в итоге отказался возбуждать уголовное дело. И отказывался еще несколько раз в течение последующих лет. Весной 2014 года Скиданов перестал заниматься производством комбикорма.

Четыре года спустя старший следователь СК Выселковского района Екатерина Крайняя проводила проверку по факту исчезновения Грозиной и вызвала мать потерпевшей Антонину Рыдзелеву в качестве свидетеля. Рыдзелева предположила, что к убийству ее дочери причастна Русина: они вместе жили, вместе выпивали, а одна из таких попоек даже закончилась дракой.

По словам Рыдзелевой, Русина отличалась буйным нравом (в 2019 году ее даже приговорили к 1 году колонии-поселения за нанесение побоев), а у Грозиной проблемы с алкоголем дошли до того, что из-за них ее уволили с прошлого места работы. О том, что работницы регулярно выпивали, также сообщил и владелец ангара Василий Песняк.

История
Антивоенный поэт. Как государство борется с сельским учителем Александром Бывшевым, который с 2014 года пишет стихи в поддержку Украины
21.03.2023 09:24

Версия Русиной отличалась от версии Рыдзелевой. Как и в 2014 году, Наталья говорила, что перед исчезновением за Грозиной приехал какой-то мужчина на автомобиле — они уехали вместе. Спустя почти пять лет с момента первого допроса Русина добавила, что перед этим потерпевшая с кем-то ругалась по телефону.

В октябре 2019 года мать Натальи Грозиной снова подала заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту исчезновения дочери, о котором до сих пор ничего не удалось узнать. Только после этого, 31 октября, спустя пять лет после пропажи Грозиной следователь Крайняя возбудила дело — по факту самого преступления, а не в отношении конкретных лиц. До этого дня у следствия вопросов к Евгению Скиданову не было. С середины ноября ситуация резко изменилась — события для отца четырех детей стали развиваться молниеносно.

14 ноября Русину допросили в качестве свидетеля. Она внезапно забыла о версии про телефонный звонок и мужчину на автомобиле, зато вспомнила, что видела, как Скиданов и какой-то пожилой мужчина били Грозину.

Тем же вечером полицейские забрали 34-летнего Евгения Скиданова с завода «Кристалл» и доставили в отдел МВД Выселковского района. Чтобы обозначить причину задержания, на него составили административный протокол о неповиновении сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП), поскольку Евгений, по их словам, размахивал руками и попытался сбежать.

Отдел полиции станицы Выселки в Краснодарском крае. Фото: Владислав Янюшкин / Медиазона

Пытки в подвале и разные версии событий

В подвале отделения МВД Выселковского района Скиданова, с его слов, пытали несколько часов подряд: избивали, приматывали скотчем руки к ногам, после чего подвешивали вниз головой на ломе, продев его под коленями, били током, душили полиэтиленовым пакетом. Так сотрудники полиции пытались узнать местонахождение костей, то есть останков пропавшей работницы.

Когда мужчина в очередной раз потерял сознание от боли, один из сотрудников предложил его «подзарядить». Позже на допросе у следователя Скиданов рассказал, что его положили на пол, связали скотчем руки и ноги, стали что-то приматывать к большим пальцам ног.

«Меня опять спросили про кости, но я сказал, что не знаю. Мне полили голову и ноги водой, и тут меня пронзила резкая боль в ногах — все свело, меня трясло, ноги свели судороги, я понял, что меня бьют током. Это продолжалось очень долго. Ток выключали, спрашивали про кости, я говорил, что не знаю, после этого снова давали разряд электричества», — говорил Скиданов.

После пыток Евгений предположил, что останки Грозиной могут быть в мусорной яме на территории хозяйства, где она работала и жила. На следующий день, 15 ноября, оперативники и следователи раскопали яму, но никаких останков, похожих на человеческие, не нашли. Их это разозлило, поэтому в отместку Скиданова отвезли в лес, где снова пытали электрическим током. Не узнав новой информации, его вернули в участок.

«Скиданов сообщил нам о том, что его пытали не столько для того, чтобы он признался в убийстве, а чтобы сказал, где он якобы закопал убитую. Он ничего им не сказал, просто потому что не убивал, не закапывал и не знал, где она находится. Поэтому показал какое-то случайное место», — говорит в разговоре с корреспондентом «Вот Так» юрист «Команды против пыток» (КПП) Илья Платонов.

История
ФСБ втягивает в «Сеть» Азата Мифтахова. Как добывают показания для нового дела против анархиста
28.02.2023 06:00

В том же ноябре Русину, которая по-прежнему отбывала срок в колонии-поселении, допросили уже как подозреваемую в убийстве. Она вновь изменила показания и рассказала, что сама несколько раз ударила Грозину по требованию Скиданова. После этого ей предъявили обвинение в умышленном причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшем за собой смерть (ч. 4 ст. 111 УК РФ). На допросе уже в качестве обвиняемой Наталья Русина частично признала свою вину, сообщив, что Грозину не била, но якобы видела, как ее бил Скиданов, а потом по его требованию помогла спрятать труп Грозиной в мусорной яме.

В августе 2020 года следствие переквалифицировало действия Русиной с ч. 4 ст. 111 на ст. 316 УК РФ («Укрывательство особо тяжкого преступления») и закрыло дело в отношении Русиной за сроком давности. В том же году она на вышла на свободу. Сейчас ее местонахождение неизвестно, поэтому дать показания в суде она не может.

Адвокат Скиданова Наталья Воливач считает, что обвинение против ее подзащитного построено исключительно на противоречивых показаниях Русиной. Более того, адвокат уверена, что на Русину тоже оказывалось давление, что было несложно, учитывая тот факт, что на момент следствия она уже отбывала срок в колонии-поселении.

«Когда я читала ее показания, у меня сложилось впечатление, что ей предложили: либо ты указываешь на Скиданова, либо сама пойдешь в тюрьму. Это мои предположения, но они имеют под собой основания. Потому что нельзя нафантазировать в каждых показаниях различные версии против Скиданова», — говорит Воливач в разговоре с «Вот Так».

Прослушка и новые пытки

Экспертизу по заявлению о пытках провели только 21 ноября 2019 года, спустя неделю после избиений. К тому моменту на теле Евгения осталась только ссадина на челюсти и кровоподтек на плече. В своем заключении судмедэксперт Виталий Кимбар написал: «Ссадина в области угла нижней челюсти справа могла образоваться в результате действия предмета с резко ограниченной контактирующем поверхностью, само по себе это повреждение не влечет вреда здоровью; кровоподтек передней поверхности средней трети левого плеча мог образоваться в результате травмирующего действия тупого твердого предмета с ограниченной поверхностью, само по себе это повреждение не влечет вреда здоровью».

В этом же заключении приведена цитата Скиданова: «15.11.2019 г. меня задержали сотрудники полиции, насилия ко мне не применяли. Во все последующие дни меня никто не бил, ни к чему не принуждал». О том, как появилась ссадина на правой щеке, Скиданов сообщил — «когда брился, оцарапал правую щеку».

Протокол о неповиновении полицейскому Выселковский районный суд должен был рассмотреть на следующий день, но отложил заседание и отпустил Евгения Скиданова под обязательство о явке. Однако как только мужчина вышел из здания суда, его снова задержали и доставили к следователю Екатерине Крайней. 16 ноября, в субботу, она допросила его уже как подозреваемого по делу об убийстве Натальи Грозиной (ч. 1 ст. 105 УК).

Сославшись на 51-ю статью Конституции РФ, которая дает право не свидетельствовать против себя и своих близких, Евгений отказался давать показания и сообщил следователю о пытках. В ответ следователь попросила судью арестовать Скиданова. Срок задержания продлили еще на 72 часа. Грузчик провел в изоляторе временного содержания (ИВС) города Горячий Ключ, известном как «секретная тюрьма».

ИВС в Горячем Ключе. Фото: kubanombudsman.org

Там его снова избивали, на этот раз не силовики, а сокамерники. Илья Платонов говорит, что, по свидетельствам других задержанных, этот изолятор используют для оказания давления: «Туда специально привозят тех, из кого нужно выбить какие-то сведения. Это точно не распространенная практика среди других ИВС, а, скорее, специфика ИВС города Горячий Ключ, если верить слухам».

История
Пакет на голову, скотч и электрошокер. Полицейских из Махачкалы обвиняют в том, что они до смерти запытали задержанного
31.01.2023 19:53

Наталья Воливач говорит, что сокамерникам Скиданова дали задание «хоть что-то с него получить, хоть каким-то способом»: их подсадили к Евгению, чтобы выбить из него признание в убийстве. Для записи показаний в камере также установили «прослушку». Аудиозапись приобщили к материалам дела.

«Многочасовую аудиозапись расшифровали не полностью, а только те куски, которые просил расшифровать следователь. Там только отдельные фразы, междометия, послушав которые нельзя с достоверностью сказать, что Скиданов в чем-то признается. Естественно, в суде мы будем просить прослушать запись целиком. Но даже из того, что я услышала, там нет ничего, что можно назвать признанием в преступлении», — говорит Воливач.

Также адвокат отмечает, что Скиданова держали в этом ИВС незаконно: по прописке его должны были поместить в ИВС Выселковского района, а не в изолятор в Горячем Ключе. Таким образом его на несколько дней изолировали от адвокатов.

«В ИВС Выселковского района они могли ходить к нему хоть по нескольку раз в день и проверять, ничего ли со Скидановым не случилось. А в Горячий Ключ нужно ехать несколько часов, — объясняет Воливач. — Я полагаю, что это было сделано специально, чтобы изолировать Евгения от его защитников и поместить в изолятор, где можно сделать аудиозапись, подсадить в камеру того, кого нужно следствию. Как правило, все это делается с какой-то целью, целью очень плохой».

В понедельник суд оправдал мужчину по административной статье о неповиновении сотруднику полиции. 20 ноября его перевели в СИЗО, а 25 ноября уже предъявили обвинение по ч. 4 ст. 111 УК РФ. По версии следствия, Скиданов избил Наталью Грозину, после чего она скончалась. Защита считает, что поскольку тело пострадавшей не найдено, установить причину ее смерти невозможно. Скиданов свою вину не признает. В СИЗО он находится уже три года и четыре месяца.

«Вообще такие вещи только в фильмах бывают, — говорит адвокат Наталья Воливач. — Суд просто тупо продлевает Скиданову меру пресечения, не вдаваясь в вопросы о виновности или невиновности. Евгений никогда не признавал свою причастность к совершению этого преступления — даже после того, как его избили. Я уверена, что Скиданов невиновен».

Полицейский произвол

На следующий день после предъявления обвинения в убийстве Евгений Скиданов обратился за помощью в краснодарский филиал «Команды против пыток». В записке (ее фотокопия есть в распоряжении редакции), которую Евгений передал правозащитникам КПП через своего адвоката, он написал: «Никогда бы не подумал до случая со мной, что в моей стране происходит такое. Сотрудников (иродов) которые заварили эту “кашу”, считаю, надо первых изолировать от общества».

Его жалоба стала одной из первых в длинном списке сообщений других задержанных о незаконных действиях сотрудников уголовного розыска Выселковского отдела МВД. За несколько лет таких жалоб набралось около 10.

В подвале единственного отдела МВД Выселковского района расположен тир. Это и есть место пыток. «Многие заявители рассказывали о схожих способах применения пыток (подвешивание на лом, применение тока) и очень похоже описывали место применения пыток, — говорит Илья Платонов. — Хотя в обычной ситуации простой гражданин не попадет в тир в полиции, потому что это служебное помещение.

Новости
Петербуржца, который пожаловался на пытки в ОВД, признали виновным в насилии над полицейским
22.03.2023 15:01

Имена сотрудников отдела полиции Выселковского района, где в период с 2019 по конец 2022 года пытали Скиданова и еще более 10 человек, известны. Это сотрудники отдела уголовного розыска Павел Потапьев, Игорь Ледков и Роман Граф, начальник отдела Дмитрий Черкасов. Так, пострадавшие говорят, что в одних случаях Черкасов участвовал в избиениях и пытках током, а в других — наблюдал за действиями подчиненных.

Начальник отдела уголовного розыска Дмитрий Черкасов по Выселковскому району (второй справа в первом ряду) с подчиненными. Фото: vlast-sovetov.ru

Кроме них, это также оперуполномоченные Андрей Шамрай, Виталий Маринин, Максим Твердохлебов и Максим Кузин, замначальника отдела уголовного розыска Александр Мащенко и старший следователь Екатерина Крайняя. «Команда против пыток» обращалась в следственный комитет по каждому заявителю, но ответ везде одинаковый — постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

По словам Платонова, все эти сотрудники так или иначе фигурировали практически в каждом обращении: «Насколько я знаю, некоторые из них по-прежнему работают в Выселках, некоторые — в других подразделениях МВД. Никто из них уволен, не был привлечен к дисциплинарной и уж тем более уголовной ответственности».

«Залог успеха в работе участкового — умение найти подход к каждому, ведь в основном благодаря обратной связи с населением удается получать от местных жителей сведения, способствующие раскрытию преступлений», — написано на официальном сайте администрации Выселковского района.

Борьба продолжается

В сентябре 2020 года Скиданову переквалифицировали статью на более тяжелую — умышленное убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ). Ему грозит от 6 до 15 лет лишения свободы. С декабря 2020 года прошло несколько десятков судебных заседаний в Выселковском районном суде первой инстанции, в ходе которых адвокаты Скиданова безуспешно пытались сформировать коллегию присяжных заседателей. Без них не начать судебный процесс по обвинению в убийстве.

Причастные к суду продолжают тянуть время. В ноябре прошлого года дело передали из Выселковского суда в Кореновский районный суд Краснодарского края. Там прошли три судебных заседания, но коллегия присяжных до сих пор не сформирована. Воливач говорит, что это «ненормально долго» — раньше она не сталкивалась с такой волокитой ни в своей практике, ни в практике других адвокатов.

«Я не знаю, как это расценивать. Может быть, это страх, может быть, равнодушие. В любом случае, это печально. Единственная надежда, что процесс в Кореновском суде пойдет бодрее», — говорит адвокат.

Отец Евгения, Александр Скиданов, рассказал «Вот Так», что с момента незаконного задержания его сына они общаются только по электронной почте. Звонки и свидания запрещены. Иногда им удается пообщаться две-три минуты, когда Евгения привозят их Краснодарского СИЗО в суд, то есть примерно раз в месяц.

Самое сложное для Скиданова — разлука с детьми. «Евгений постоянно вспоминает своих детей. Он общается с ними только в перерывах на судебных заседаниях. Но не видит, как его дети растут, какие-то этапы безвозвратно пропускает. Это для него очень тяжело. Ради этого он все готов отдать, лишь бы выйти», — говорит его адвокат.

В невиновности Евгения не сомневается и его бывшая жена Ольга: «Он был нормальный человек, вел нормальный образ жизни — и вот такое получилось. Он не понимает, почему столько времени сидит неосужденным неизвестно за что, почему садисты до сих пор не наказаны, а продолжают работать и получать повышения по службе. Это все кошмар, конечно. Ведь эти сотрудники не перестали быть садистами и дальше пытают».

Эксклюзив
«В руки положили гранату». Обвиняемый в поджоге здания ФСБ рассказал о пытках и насилии
10.01.2023 18:42

Поскольку в армии Евгений служил в войсках МВД, он сидит в специальной БС-камере, то есть камере для бывших военнослужащих внутренних войск, сотрудников правоохранительных органов (полиции, МВД, ФСИН, ФСБ), прокуратуры, следственного комитета, судов. Камера четырехместная, иногда в ней сидит меньше человек, но все они — бывшие сотрудники правоохранительных органов. «Их много поменялось за три с лишним года, а сын все сидит», — говорит Скиданов-старший.

«Особых жалоб именно на условия содержания я от Евгения не слышала. Во всяком случае, каких-то именно ужасов. Но тюрьма есть тюрьма, ничего там хорошего нет», — говорит Воливач.

Александр Скиданов уточняет, что в СИЗО сын занимается спортом и держится молодцом: «Он крепкий духом у нас. А нам с женой уже тяжело. У меня онкозаболевание, диабет, гипертония, я инвалид. Жена тоже уже сдает. Но мы одна семья, мы на сто процентов верим в его невиновность и продолжим бороться».

С момента исчезновения Наталья Грозиной прошло больше пяти лет — до сих пор неизвестно, что с ней произошло на самом деле. По мнению Натальи Воливач, версия о причастности Русиной к исчезновению Грозиной имеет под собой основания, но могут быть и другие: «Русина в своих показаниях говорила о каких-то друзьях мужского пола, с которым общалась Грозина. Якобы перед своим исчезновением она разговаривала с кем-то по телефону, ее куда-то вызывали. Вряд ли она жива, хотя бывают случаи, когда человек находится через несколько лет».

Ирина Новик

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное