vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

В ожидании мотоциклетов с пулеметами. Публицист Иван Давыдов о "признаниях" Александра Федуты

Александр Федута.
Фото: личная страница в Facebook

Понадобилось уточнить цитату из «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана. Так вышло, что у меня несколько изданий этого романа, снял с полки то, которое первым бросилось в глаза. Толстенная книжка, вышедшая в издательстве «Амфора», куплена, кажется, в вокзальном киоске, когда нечего было почитать в дороге. Вариант для невзыскательного читателя – только текст, да еще небольшое предисловие. 2015 год, юбилей, на обложке – орден Победы.

Стал листать и вдруг в предисловии застрял. Спокойный рассказ о том, как арестовывали текст (именно текст, не автора – времена ведь уже сравнительно либеральные, великий вождь в могиле, однако и серый Суслов на посту, и не прорваться крамоле в журнал “Знамя”). Спокойное сравнение двух людоедских режимов. Спокойные слова о подвиге. Все просто, все доходчиво. Ни надрыва, ни истерики.

«Оказывается, в 2015-м еще можно было так писать, а вернее – такое большим тиражом печатать», – удивился я. Перезрелый путинизм вошел ведь уже в решающую фазу своего развития, телевизор рассказывал о подвигах донецких добровольцев с кликухами вместо имен и зверствах карателей, а сограждане ликовали, вспоминая возвращение в родную гавань потерявшегося полуострова. Но, получается, да, еще можно было, книга – вот она. Книга – материальный объект, эмпирический факт или даже вещественное доказательство.

И подпись – «Александр Федута». Никаких уточнений, но – как оказывается, тесен мир идей, – это тот самый Александр Федута, который признал в воскресенье свою вину по делу о подготовке госпереворота в Беларуси.

Александр Лукашенко.
Фото: Василий Федосенко / Reuters / Forum

Это он вместе с несколькими коллегами готовил убийство всенародно избранного президента Александра Лукашенко (да еще и на параде 9 мая, чтобы выстрел наемного снайпера пришелся не только в национального лидера, но и в историческую память народа!), он планировал расхитить имущество вождя, по его команде должны были прорваться с территории Литвы 150 джипов с крупнокалиберными пулеметами, по мановению его руки вошли бы в Минск солдаты НАТО. Замыслы, в общем, настолько чудовищные, что даже Владимиру Путину пришлось вспомнить о них в ежегодном послании Федеральному собранию.

Понятна цена таких признаний, и вовсе не хочется думать, что сделали в тюрьме с человеком, который это все подписал. Откровенное безумие обвинений ничего нового, конечно, про Александра Лукашенко не рассказывает – Лукашенко, скорее, даже немного успокоился, если вспомнить его фантазии времен массовых протестов. Тогда он ждал со стороны Литвы бомбовозов врага с ядерными зарядами, теперь – всего лишь внедорожников с пулеметами.

И опять странная рифма – вот только что, получается, случайно я перечитал рассуждения Федуты о сути сталинского террора против собственных граждан. Я читал, а с ним в тюрьме творили что-то такое, что от методов старинных палачей не сильно отличалось. Я искал цитату, а в это время его жизнь превращали в цитату из протокола заседания «особой тройки».

Новости
Лукашенко рассказал, что на его «убийство» было выделено $10 млн, а конечной целью было нападение НАТО на Россию
24.04.2021 17:27

Открытка остаткам гражданского общества

С действиями белорусских властей, повторюсь, все понятно, но немного непонятно, почему в России среди тех, кто пытается осмыслить происходящее, преобладающей реакцией оказался поток веселых шуток. Вспоминают в основном – мы народ литературоцентричный, – другой великий роман и пять мотоциклетов с пулеметами, которые требовал выслать в район Патриарших прудов для поимки иностранного консультанта поэт Иван Бездомный.

Отчего бы и не вспомнить, да и своих бед у России хватает, чередой обыски с арестами, но дело ведь не только в том, что прямо вот на наших глазах, буквально в прямом эфире уничтожают жизни и судьбы людей, не стесняясь в средствах и не особенно маскируя методы. Дело еще и в том, что происходящее с Федутой и другими «заговорщиками» – адвокатом Юрием Зенковичем и политиком Григорием Костусёвым – открытка остаткам гражданского общества в России, причем открытка вовсе не от соседей.

Юрий Зенкович.
Фото: Радио Свобода

Зенковича и Федуту задержали в Москве и передали коллегам из белорусского КГБ сотрудники родного нашего ФСБ. Директор ФСБ Александр Бортников в эфире соловьевской программы «Москва. Кремль. Путин» подтвердил: да, все так, готовили страшный переворот, собирались сдать страну врагу и похитить соленья из погреба Александра Григорьевича. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова не без радости намекает, что к «акту государственного терроризма» могут оказаться причастными власти США. Хотя, говорит, расследование по линии ФСБ еще ведется и окончательные выводы делать рано. Она ведь дипломат, тонкая натура.

Смысл открытки прост, как хруст костей, которые ломает следователь обвиняемому в ходе допроса: имейте в виду, можно еще и вот так. Если нам понадобится, то вы свои нынешние административки и даже уголовки вспоминать будете как приятный утренний сон. Мы готовы, и вы будьте готовы.

Ах да, цитата, я ведь искал цитату из Гроссмана. Что ж, нашел, вот она:

«Возник новый тип политических заключенных, созданный национал-социализмом, – преступники, не совершившие преступлений.

Многие заключенные попали в лагерь за высказанные в разговорах с друзьями критические замечания о гитлеровском режиме, за анекдот политического содержания. Они не распространяли листовок, не участвовали в подпольных партиях. Их обвиняли в том, что они могли бы все это сделать».

Публицист Иван Давыдов для “Вот Так”

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное