vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Глас народа» или «диванные критики»? Есть ли политические перспективы у «Клуба рассерженных патриотов»

Игорь Стрелков во время пресс-конференции в Донецке. Украина, 28 июля 2014 года. Фото: Bulent Kilic / AFP / East News

Бывший «министр обороны ДНР», Игорь Гиркин (Стрелков) объявил о создании «Клуба рассерженных патриотов» — общественной организации, нацеленной на поддержку российской армии в войне против Украины. Участники клуба — провоенные активисты, политики и военнослужащие — обвинили руководство страны в бездарном ведении войны. «Вот Так» поговорил c членом организации, координатором «Другой России» Михаилом Акселем о целях и перспективах проекта, а также с политологом Аббасом Галлямовым о политическом потенциале клуба.

Об учреждении «Клуба рассерженных патриотов» (КРП) «экс-министр обороны ДНР» Стрелков сообщил 1 апреля. Участниками проекта стали сторонники Z-идеологии Павел Губарев, Михаил Аксель, Владимир Грубник, Виктор Алкснис, Максим Калашников, Максим Климов и Евгений Михайлов — все они почти с самого начала войны критикуют российское правительство за полумеры и неумелое ведение боевых действий.

Справка
17 ноября 2022 года Окружной суд Гааги признал Стрелкова виновным в уничтожении самолета Boeing 777 и убийстве 298 пассажиров и приговорил его к пожизненному заключению.

В своем манифесте «рассерженные патриоты» утверждают, что во власти и крупном бизнесе находятся некие люди, переместившие «свои капиталы и свою лояльность на Запад». «Они готовы к саботажу, а также к прямому сговору с врагом и, следовательно, предательству. Мы не исключаем подготовки ими прозападного переворота, капитуляции и, следовательно, расчленения России», — говорится в заявлении. Этим людям Стрелков и его сторонники намерены противостоять.

Взаимоотношения между провоенными и антивоенными силами в Кремле участники клуба сравнивают с борьбой между «красными и белыми» во время Гражданской войны в России.

«Поражение в войне приведет Россию к катастрофическим последствиям. США и страны НАТО не скрывают своих намерений расчленить РФ и привести русский народ к покорности новому игу, пришедшему на сей раз с Запада», — пишут авторы манифеста.

По мнению «рассерженных патриотов», Россия ведет войну посредственно и не способна победить Украину в ее нынешнем состоянии из-за бездарности военного руководства РФ.

В записанном членами клуба видеоролике бывший «народный губернатор» Донецкой области Павел Губарев называет КРП «сообществом патриотически настроенных людей, которые много лет не словом, а делом служат России». По его словам, члены клуба намерены законными способами, не используя «политику кувалд», воздействовать на власть, чтобы вести Россию «от поражения к победам».

Как рассказал «Вот Так» участник клуба Михаил Аксель, решение об учреждении КРП было принято коллективно. По его словам, пришло время создать площадку, где «патриотические спикеры и организации» будут обмениваться информацией и создавать «информационное напряжение» для помощи российской армии в войне.

«Не исключаем репрессий». О взаимоотношениях КРП с властью

Аксель говорит, что в будущем КРП, возможно, будет напрямую участвовать в политике, но пока у членов клуба нет планов идти на выборы или как-то иначе бороться за власть.

«“Клуб рассерженных патриотов” — это в первую очередь площадка для обмена мнениями, для координации тех людей, которые проявили себя в СВО. Это гуманитарщики, волонтеры, лидеры общественного мнения и блогеры. Для нас это создание необходимой информационной пропаганды, направленной на победу России», — поясняет Аксель.

Он добавляет, что хотя клуб — это дискуссионная площадка, благодаря медийному весу ее участников у КРП есть выход «на десятки миллионов россиян». Так, по словам Акселя, проект может «влиять на политическую волю российских властей для решения военно-политических проблем».

«Там, где российская власть не умеет работать грамотно, мы будем подталкивать ее к принятию необходимых решений с учетом ситуации на фронте <…> Привлекать внимание общественности к проблемам и создавать правильный информационный фон, чтобы власть реагировала на вызовы», — говорит собеседник.

В КРП ожидают, что власть отнесется к ним с недоверием, несмотря на то, что никакой политической угрозы клуб, по словам Акселя, не представляет.

«Мы не исключаем попыток репрессий в отношении членов нашего клуба, но не боимся этого и никогда не боялись. Я, как координатор партии Лимонова, представляю интересы людей, которые постоянно подвергаются репрессиям со стороны российского государства, такова цена политической борьбы. У нас собрались люди, на которых и покушения совершали, и уголовные, и административные дела пытались фабриковать», — говорит Аксель.

Михаил Аксель

Михаил Аксель выступает на съезде незарегистрированной оппозиционной партии «Другая Россия» в Москве. 25 апреля 2021 года. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС / Forum

«Договорняки» и «жесты добрый воли». Что рассердило патриотов

Предпосылки для возникновения группы «рассерженных патриотов», по словам Акселя, появились после первого «жеста доброй воли» в марте 2022 года, когда российская армия отступила из Киевской области. Именно тогда, по его мнению, «патриотическая» общественность увидела, что слова российских властей расходятся с действиями:

«Если мы проводим демилитаризацию, как мы можем отступать с каких-то территорий? Если мы проводим денацификацию, почему мы обмениваем преступников с “Азова”? Если собираемся освобождать Украину, как мы можем вести с ними торговлю, заключать так называемые зерновые сделки? Нам все эти вещи непонятны», — говорит Аксель.

Любые компромиссы, переговоры и «кулуарные договоренности» (такие, как обмен военных из Азова) Аксель считает неприемлемыми. Кроме того, по его словам, освещение войны вызвало «мягко говоря, когнитивный диссонанс»:

«Вместо того, чтобы говорить правду об ошибках и недочетах, сделанных во время военных действий, придумывают нелепые медийные отмазки. Например, “жест доброй воли” или “перегруппировка в Харьковский области”».

Подобные вещи, считает собеседник, нельзя обозначать такими «медийными названиями», поскольку у большинства людей это вызывает лишь злость и осознание того, что их «держат за идиотов».

Аксель уверен, что «рассерженные патриоты» — это «не какая-то кучка людей, это миллионы наших сограждан»: «Только Игорь Стрелков имеет практически миллион подписчиков в телеграме, а каждый его пост смотрит 300–400 тысяч человек. И таких лидеров общественного мнения десятки и сотни по стране — от военкоров до тех, кто занимается гуманитарной помощью».

«Диванные стрелковцы». Есть ли будущее у проекта

Политолог Аббас Галлямов считает, что аудитория «стрелковского типа» составляет от 1,5 до 4% электората, и структуры вроде КРП не имеют под собой реальной социальной базы. По его словам, сейчас большинство провоенно настроенных людей — это лояльная публика, соглашающаяся с «начальством».

«Никаких перспектив КРП в обозримом будущем я не вижу. Сторонники войны могут послушать Стрелкова, но последовать его призывам или объявить нынешнее военное руководство преступниками — не готовы», — считает эксперт. Все, кто способен сейчас на фрондерство, по мнению Галлямова, выступают против войны.

«Сколько протестных акций мы видели, когда, условно говоря, “стрелковцы” были недовольны бегством из-под Харькова, оставлением Лимана, отступлением из Херсона и Киева? Их не было, потому что эта публика “работает” только с дивана»

Отступление из Харьковской области

Украинские полицейские фотографируются на брошенном танке в ходе российского отступления в Харьковской области. Украина, сентябрь 2022 года. Фото: Глеб Гаранич / Reuters / Forum

При этом российские власти видят в аудитории Стрелкова реальную силу, отмечает политолог: «Они не знают реальных настроений людей: выборы давно уже фальсифицируются, социология в условиях репрессий абсолютно неадекватна. Эти люди, как говорил Андропов, реально не понимают страны, которой руководят. Они думают, что Стрелков — глас народа. Вся эта бюрократия [представители власти] подписана на него, внемлет ему и в ужасе думает, что он представляет народ, тогда как в реальности большинство про существование Стрелкова забыли или не знают».

Хотя военно-политическому руководству страны, безусловно, неприятна критика со стороны «разгневанных патриотов», не трогать их, по словам Галлямова, — пока более выигрышная тактика: «Если трогать их, вони будет больше, извините за выражение. В репрессивном обществе возбуждение уголовного дела — реклама этого человека, и чекисты это понимают … Стрелков же еще социально близкий — за войну, против Запада и, строго говоря, не против Путина. Он критикует [Путина] за какие-то ошибки, но он не говорит, что тот преступник и должен уйти».

Обзор
«Проверьте на бред». Как отреагировали Z-блогеры на «самобомбардировку» Белгорода
21.04.2023 14:37

Однако, как добавляет собеседник, если политические процессы будут развиваться в текущей логике, в какой-то момент придут и за Стрелковым — «такова логика репрессий, они требуют все новых жертв, но пока есть другие, более актуальные враги».

«Неудачи на фронте безусловно ударят по лояльности [сторонников войны] возрастут протестные настроения. На такие ситуации власти всегда отвечают раскручиванием маховика репрессий, и у патриотов шанс попасть под него, конечно, возрастает», — заключает политолог.

На признаки раскручивания этого маховика может указывать тот факт, что 14 апреля на Стрелкова написала донос жительница Новосибирска — из-за его стримов и публикаций в соцсетях, в которых он критиковал армию РФ. Mash связался с женщиной, которая пожаловалась на него. «Зачем мне говорить с журналистами, я сама при погонах», — ответила она сотруднику телеграм-канала.

Алена Лобанкова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное