vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Китай победил, а мы? Насколько эффективно в России борются с бедностью. Показываем на примере цен на продукты

Стоимость товаров меняется не линейно: в один год цены увеличиваются, в следующий падают.
Фото: Владимир Гердо / ТАСС / Forum

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что для решения проблемы бедности в стране «есть препятствия». Какие именно, он не уточнил. «Вот Так» провел собственное исследование и выяснил, на что хватало жителям России четыре года назад, а на что теперь.

После заявления председателя КНР Си Цзиньпиня о том, что страна полностью победила бедность, высказался и пресс-секретарь российского президента Владимира Путина. Ничего конкретного Дмитрий Песков так и не сказал, а лишь отметил, что в стране с решением этой проблемы пока не все идет гладко.

«Да, не все получается. Да, различные факторы иногда серьезно мешают в этой работе. Но никто руки опускать не собирается, и работа эта будет продолжаться», – цитирует агентство ТАСС слова Пескова.

Он также добавил, что лично для Путина эта тема «является абсолютнейшим приоритетом».

Согласно данным Росстата, по итогам первого полугодия 2020 года в России за чертой бедности проживало 19,4 млн человек — это почти на миллион больше, чем год назад. В то же время это 13,2% от общего населения страны. Более актуальных данных официальная статистика пока не предоставила. При этом Всемирный банк прогнозировал рост бедности в России по итогам 2020 года до 14%. «Вот Так» проверил, как менялся за последние четыре года прожиточный минимум в стране, и что происходило с ценами на продукты за это время. В наше небольшо исследование вошли по годам цены на мясо птицы, макароны, хлеб, огурцы, растительное масло и молоко.

Жизнь не по прямой

Инфляция – это показатель, который демонстрирует, как в целом подорожала жизнь. Например, Росстат сообщает, что инфляция по итогам года составила 5%. Это условная цифра, которая включает в себя общую стоимость продуктов. Но при этом в течение года условные помидоры могли подорожать на 20%, а, например, бананы подешеветь на 40%.

Важно понимать, что цены на разные товары меняются по-разному по сравнению с предыдущим периодом. Но все же общий показатель инфляции важен, потому что благодаря ему мы понимаем, насколько в целом стали дороже продукты. Так, инфляционный пик был зафиксирован в 2015 году – тогда по сравнению с 2014-м цены в общем взлетели на 20-25%. После этого она постепенно снижалась вплоть до минимума в конце 2019 года на уровне около 4%.

«Я не думаю, что кто-то умышленно манипулирует показателями инфляции. Дело в том, что попытка искажения в одном периоде может потом очень негативно сказаться в следующем. Условно говоря, мы можем в этом году занизить официальную статистику по ценам, но тогда в следующем году нам неминуемо придется отыграть это занижение. А значит, уровень будет выше. Хотя нельзя на 100% исключать, что в какой-то момент времени кто-то пытается дергать за эти нитки, связанные с манипуляцией с цифрами», – говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.

Цена одних и тех же продуктов в разных городах России может существенно отличаться из-за логистических издержек. На снимке – супермаркет в Екатеринбурге.
Фото: Донат Сорокин / ТАСС / Forum

По его словам, существует проблема – та методология, которую использует Росстат для расчета инфляции, очень серьезно устарела и не соответствует сегодняшним реалиям.

«Чаще всего люди жалуются на то, что инфляция выше, чем официально озвученная, потому что не все разбираются, какую именно инфляцию мы измеряем. Есть инфляция потребительских товаров, это одна цифра. Есть инфляция с точки зрения стоимости жизни, которая включает в себя транспортные услуги, услуги связи и прочее, –объясняет эксперт. – Поэтому споры о том, соответствует реальная инфляция официальной или нет, шли раньше, идут сейчас и будут идти в будущем. В реальности инфляция может быть другой, но не всегда она завышена».

Тонкости расчета

Стоит понимать, что стоимость одних и тех же продуктов в разных городах России может существенно отличаться, поэтому мы в нашем исследовании ориентировались на «среднюю температуру по больнице». Цены в регионах разнятся из-за множества факторов.

«Самое важное – это величина издержек по логистике, что сильнее всего влияет на стоимость продуктов в отдаленных регионах. Вы можете себе представить, что значит привезти апельсины или яблоки в Магадан или Анадырь? И сравните стоимость этих же яблок в Краснодаре, где они и растут. Поэтому величина логистического плеча очень важна», – подчеркивает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Также надо учитывать издержки производителей. В них входят, в том числе, и стоимость топлива, которая также разная в зависимости от региона, стоимость хранения и развитость торговых сетей. Чем лучше развита система торговли, тем больше возможностей для удешевления товаров.

«Наличие крупных ретейлеров в регионе играет за снижение цен, а маленьких продуктовых магазинов – напротив. Поэтому продуктовая инфляция в стране отличается в разы. Тот же сахар, который подорожал в два раза в Москве, на Дальнем Востоке, особенно в районах Крайнего Севера, подорожал более значительно», – пояснил Алексей Коренев.

Непобедимая российская бедность

«Вот Так» подсчитал, как менялись реальные доходы жителей России в последние несколько лет. Мы выбрали несколько продуктов и узнали, сколько в среднем по стране они стоили в тот или иной год. Также посмотрели, каков был официальный прожиточный минимум по годам, начиная с 2017-го. После этого высчитали, сколько штук, литров или килограммов продукта человек мог купить на прожиточный минимум, если тратил все свои деньги только на него.

Например, в 2017 году каждый гражданин России должен был получать минимум 10,3 тыс. рублей. А килограмм макарон в среднем стоил 125 рублей. То есть человек мог купить всего за месяц 82 килограмма макарон. Руководствуясь той же логикой, мы посчитали, сколько можно было в этот год купить килограммов мяса птицы и огурцов, штук хлеба и литров растительного масла и молока. Затем эту же схему применили и к последующим годам. Таким образом, мы смогли увидеть тенденцию – как менялся объем товара, который люди могли себе позволить на официальный прожиточный минимум.

Бедность в России не могут победить, потому что не хотят и не пытаются, считает экономист Ирина Ясина, бывший член президентского совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека.

«В России преодолению бедности мешает, как минимум то, что люди наверху, обладающие способностью присваивать ренту, совершенно не желают ею делиться. Поэтому все ресурсы загребают в центр, а потом распределяют не так, как надо, а так как им самим нужно для того, чтобы контролировать ситуацию в стране. Поэтому любой край и любая область, которые могли бы сами своих бедных обеспечивать и кормить, а нужные пособия направлять в нужные места, этого не делают, потому что выпрашивают подачки из центра. Такое перераспределение одним придает силу, а других силы совершенно лишает. Проблему с бедностью у нас не решают потому, что наверху люди не хотят делиться властью. Не хотят иметь не вертикаль, а любую другую пригодную для жизни систему. Исправить ситуацию при нынешней власти, боюсь, невозможно», – резюмировала Ирина Ясина.

Ирина Ананина для Вот Так

При подготовке материала использовались данные Росстата, Минсельхоза РФ, порталов https://agro24.su/ , http://tsenomer.ru/ , http://mix-research.ru/ , https://mintrud.gov.ru/ , http://www.consultant.ru/ и других открытых источников.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное