vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Рост списка экстремистских материалов в Беларуси не остановить: за 3 года он увеличился более чем в десять раз и продолжает расти

Участник митинга против результатов президентских выборов в Беларуси, Минск. 4 октября 2022 года. Фото: Reuters / Forum

Республиканский список экстремистских материалов — один из символов стабильности Беларуси Александра Лукашенко. Насчитывающий уже более 750 страниц документ увеличивается без остановки, практически ежедневно пополняясь новыми запрещенными ресурсами, счет которых идет на тысячи. От попадания в список не застрахованы ни каналы-многотысячники, ни крошечные чаты — достаточно проявить нелояльность по отношению к текущему политическому режиму. Наказание за подписку на такой ресурс для обычного беларуса — вплоть до лишения свободы.

Как становятся экстремистами в Беларуси

Республиканский список экстремистских материалов состоит из перечисления «символики, атрибутики и информационной продукции, предназначенной для публичной демонстрации… в целях вовлечения в экстремистскую деятельность». Найти его несложно, он размещен на интернет-страницах многих госучреждений — от министерств до больниц и даже техникумов. Следует отметить, что в Беларуси понятие «экстремистский» трактуется весьма широко, а «экстремизмом» может оказаться любое несогласие с политикой и практиками режима Лукашенко.

Информационная продукция попадает в этот республиканский список список на основании судебных решений. Однако ни о каком независимом рассмотрении каждого конкретного случая речи не идет. Процедура, скорее, напоминает судебный конвейер в исполнении сталинских «троек» — особое производство, закрытый режим и никаких шансов на оправдательное решение.

История
Лукашенко идет войной на новомучеников. Священники призывают беларусскую церковь не уподобляться Иуде
11.10.2023 06:15

Поиском «экстремизма» занимается орган с громоздким названием «Республиканская комиссия по проведению оценки символики, атрибутики, информационной продукции на предмет наличия либо отсутствия в них признаков проявления экстремизма» и его местные подразделения. Работают в нем только госслужащие, которые словно под копирку принимают практически одинаковые решения с минимумом аргументации.

Внесение ресурса в «экстремистский» список — «черная» метка для его читателей на территории Беларуси. Теперь одного только факта подписки на такой телеграм-канал или даже группу в вайбере достаточно, чтобы получить крупный штраф или даже административный арест, не говоря уже о репостах и лайках. За последние три года от этого пострадали тысячи беларусов.

Пестрая компания

Первые записи в Республиканском списке экстремистских материалов датированы сентябрем 2008 года. Тогда накануне парламентских выборов беларусские власти признали «экстремистскими» три CD-R диска — «Урок беларускае мовы», «Канцэрт ”Салідарныя зь Беларусьсю“ на Рынкавай плошчы Новага Горада у Варшаве 12 сакавіка 2006» и загадочный «MEGAUS MEG 16753», на котором, как оказалось, были размещены снимки с Октябрьской площади в Минске, сделанные в день президентских выборов в 2006 году.

Источник: газета правительства Беларуси «Рэспубліка»

В последующие годы список наполнялся пестрым винегретом из оппозиционных, антисемитских и ультраправых материалов. В нем нашлось место даже для литературы, которая в нынешних политических реалиях органично смотрелась бы на полках книжных магазинов лукашенковской Беларуси — взять, к примеру, книги «Тайное мировое правительство», «Загадки сионских протоколов» и «Русское сопротивление» директора Института русской цивилизации Олега Платонова.

Рядом с Платоновым — его единомышленники Борис Миронов и Николай Жевахов, а также антисемитская литература издательства «Православная инициатива». Позже к ним добавились издания исламских радикалов, «Майн Кампф», большое количество ультраправой символики, особенно после Революции достоинства и начала войны на Донбассе, в которых большую роль сыграли украинские националисты.

Новости
BELPOL: создатель канала «Беларусь головного мозга» совершил вторую попытку суицида
13.10.2023 17:59

К началу политического кризиса в Беларуси, который начался летом 2020 года незадолго до президентских выборов, «экстремистский» список состоял всего лишь из 70 страниц документа Microsoft Word. В течение последующих трех лет он пережил взрывной рост, который только набирает темп.

Зачистка вирутального поля: начало

Первая ласточка грядущего активного расширениям списка — «Видеофайл с названием: “ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДЕРЖАНИЯ В БЕЛАРУСИ – “No pasaran – СТОП, таракан!” – БЕЛАРУСЫ ЗА ПЕРЕМЕНЫ”, размещенный на канале “Безумный критик” видеохостинга YouTube», решение о внесении в список которого было принято судом Железнодорожного района Гомеля 13 июля 2020 года.

В массовых протестах, которые охватили Беларусь с августа того же года, огромную роль сыграли интернет-мессенджеры. Большую роль в прорыве информационной блокады, распространении информации и организации протестующих сыграли телеграм-каналы, а число подписчиков крупнейшего из них, NEXTA Live, достигало почти двух миллионов человек. 20 октября 2020 года он также был признан «экстремистским».

Степан Путило, основатель интернет-канала Nexta. Фото: Wojtek Radwanski / AFP / East News

По мере подавления уличных протестов противники Лукашенко начали перебираться в интернет, где появились сотни их ресурсов — сообществ, каналов, открытых и закрытых чатов. Но взяв под контроль улицы, беларусские силовики приступили к зачистке виртуального пространства.

Для попадания в список запрещенных ресурсам достаточно было попасть в поле зрения силовиков в связи с минимальной протестной активностью. Критические комментарии в адрес Лукашенко, несогласие с результатами выборов, осуждение репрессий в Беларуси, а затем и российской агрессии против Украины — это основной, но далеко не полный список причин, по которым у каналов могли возникнуть проблемы.

Новости
В Беларуси за «оскорбление» Лукашенко в троллейбусе мужчине дали 2,5 года колонии
06.10.2023 12:19

Среди запрещенных ресурсов — десятки локальных чатов в телеграм, участникам которых необязательно было обсуждать свержение Лукашенко, достаточно было организовывать встречи жильцов городских районов. Такой подход силовиков оказался «успешным»: прямо сейчас в телеграм практически не осталось действующих локальных чатов.

В результате репрессий из информационного пространства исчезли администрируемые из Беларуси ресурсы. Их владельцам грозят уже не штраф и 15 суток административного ареста, а реальные тюремные сроки. Абсолютное большинство существующих каналов и медиа действуют из-за рубежа.

Кто вошел в «экстремистский» список

В списке «экстремистских материалов» — весь спектр репрессированных категорий граждан Беларуси. Здесь и правозащитники, и поляки, и националисты, и даже марксисты-ленинисты. В него попали телеграм-каналы всех независимых региональных СМИ.

По умолчанию запрещены все ресурсы беларусских добровольцев, которые сражаются в Украине, а также словосочетание «полк Калиновского» (воинское формирование в составе ВСУ, в который входят граждане Беларуси).

Бойцы полка Калиновского на территории Украины, май 2023 года. Фото: Полк Каліноўскага / Telegram

Иногда по непонятным причинам в списке оказываются и отдельные украинские ролики, которые не имеют прямого отношения к происходящему в стране. Например, «публикация с названием “Ось такот ставляться до путлера в Iвано – Франкiвську”, размещенную в аккаунте “УГОРНИЦЬКИЙ ДВlЖ” с идентификатором @ko.operator в социальной сети Tik Tok».

Интересно, что, несмотря на сплошной поток запрещаемых интернет-ресурсов, в список время от времени попадают и книги: например, изданная в 2014 году в московском издательстве «Яуза-пресс» «Первая персональная энциклопедия: Герои Люфтваффе». В России она не запрещена, однако в Беларуси на фоне проводимого Лукашенко масштабного исторического ревизионизма стала якобы опасной для читателей.

В августе 2023 года «экстремистскими» стали произведения классиков беларусской литературы Ларисы Гениюш, Натальи Арсеньевой и даже Винцента Дунина-Мартинкевича, который жил в XIX веке.

Мнения
Москва просто так «белорусский балкон» не отдаст
25.10.2023 12:33

Остающиеся в стране беларусы, с которыми анонимно поговорил корреспондент «Вот Так», рассказывают: в последнее время они или их родственники, которые работают в госучреждениях, неоднократно сталкивались с проверками телефонов представителями силовых структур прямо на рабочем месте. Силовики ищут подписки на информационные ресурсы из «экстремистского» списка. Люди, у которых таковые находят, подвергаются репрессиям.

Одновременно с этим известно о случаях, когда начальство в приказном порядке заставляло работников знакомиться со списком запрещенных ресурсов и письменно заявлять, что они не подписаны и не будут подписываться на такие материалы.

Иван Лысюк

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное