vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Лондон задает тренд, Европа – аутсайдер? Как и почему меняются правила вакцинации

Лондон задает тренд, Европа – аутсайдер? Как и почему меняются правила вакцинации
В Великобритании некоторые соборы стали центрами вакцинации от COVID-19. 15 января 2021 г.
Фото: CARL RECINE / Reuters / Forum

Великобритания увеличила допустимый интервал между первой и второй дозой вакцины до 12 недель и разрешила смешивать препараты в случае необходимости. Решение было принято на фоне заявлений производителей о грядущих перебоях с поставками. Отдельные страны Евросоюза стали грозить компаниям судами, а руководство блока, заплатившее огромные деньги вперед, оказалось на пороге провала кампании по массовой вакцинации населения. Вместе с молекулярным биологом и научным журналистом Ириной Якутенко разбираемся, почему и как нововведения Лондона и опыт Израиля изменят правила вакцинации от COVID-19.

Крупнейшая в истории кампания по вакцинации началась только в 60 странах. По данным агентства Bloomberg, во всем мире введено 86,4 млн доз вакцин. Впереди планеты всей оказался Израиль, в котором 31,5% граждан сделали хотя бы одну прививку. Половина из них получила даже вторую дозу.

Второй по успешности вакцинации населения является Великобритания. 11% британцев привиты одной дозой. В США этот показатель равен 6,8%, а в Евросоюзе один укол удалось сделать всего лишь 2,1% граждан. В России статистика и того хуже – с одной прививкой лишь 0,5% населения.

Великобритания задает новый тренд

24 января в эфире Sky News министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок объяснял ведущему, почему правительство пошло на увеличение интервала между введением первой и второй дозы с рекомендуемых трех-четырех недель до трех месяцев. По словам чиновника, это единственный способ следовать плану, который предусматривает, что к середине февраля с одним уколом будут 15 млн человек. Хэнкок утверждал, что этого должно хватить для эффективного уровня защиты.

Справка
Ирина Якутенко. Фото из архива собеседницы

Молекулярный биолог Ирина Якутенко поясняет, что рекомендуемая производителями пауза в 3–4 недели – минимальный срок, раньше которого не стоит вводить вторую дозу. Уже после первой прививки у человека вырабатываются антитела. Вторая доза нужна не для создания собственно иммунитета, а для закрепления памяти о патогене.

«Полагаю, раз консультанты британского правительства предлагают срок в 12 недель, значит, они опираются на данные исследований, которые показывают, что введение второй дозы в этот период дает хороший иммунный ответ. Вероятно, это не такие подробные испытания, как проводятся обычно, но сейчас у нас экстренная ситуация и возможности проводить сверхтщательные исследования, которые длились бы годами, ни у кого нет».

Свою обеспокоенность решением британцев высказала Всемирная организация здравоохранения. ВОЗ опасается, что из-за непредсказуемости в поставках вакцины нет никакой гарантии, что вторые дозы для большого количества граждан будут доступны через 12 недель.

Однако и это не худший сценарий. Ирина Якутенко говорит, что, согласно имеющимся данным, уже после первого укола человек получает хорошую защиту. Шансы переболеть коронавирусом в тяжелой форме сводятся до минимума. Даже если не выходит получить вторую дозу, одна в любом случае лучше, чем никакой, резюмирует научный журналист.

Можно ли смешивать препараты?

Проблемы с дефицитом, о которой говорит ВОЗ, можно избежать за счет применения двух разных препаратов. Правительство Великобритании допускает такую опцию, если времени для ожидания второй дозы определенной вакцины не осталось.

Несет ли опасность подобная схема вакцинации? Скорее всего, нет, полагает биолог Ирина Якутенко. Она вспоминает вакцинацию от полиомиелита, схема которой, например, в России предполагает использование двух типов вакцин – инактивированной и живой. Они помогали формировать более разносторонний иммунитет.

Стритарт в Барселоне. На картине изображены женщины, олицетворяющие собой производителей вакцин. 25 января 2021 г.
Фото: Jordi Boixareu / Zuma Press / Forum

Сейчас в широкий прокат вышли два типа вакцин от COVID-19 – это мРНК (BioNTech/Pfizer и Moderna) и векторные (AstraZeneca и Спутник V). Оба типа, по данным производителей, хорошо стимулируют клеточный иммунитет. Скорее всего, эффективность защиты от сочетания двух типов препаратов не должна существенно снизиться.

«Все эти вакцины нацелены на один и тот же антиген, спайк-белок коронавируса, поэтому из общих соображений не должно быть проблем. Но совершенно точно они появятся, если мы затянем с вакцинацией и дождемся новых штаммов вируса, которые, например, смогут уходить из-под иммунитета», – подчеркивает Якутенко.

Другие типы вакцин тоже вполне могут сочетаться с уже имеющимися. Например, на подходе субъединичная вакцина от американской компании Novavax. В конце декабря производители начали третий этап клинических испытаний.

«Novavax в сочетании с векторной или мРНК вакциной может дать хорошую защиту. Заодно такая схема решает известную проблему векторных вакцин, когда вторая инъекция оказывается менее эффективной из-за того, что после введения первой дозы сформировался иммунитет к самому вирусу-вектору, который мешает формированию надежного ответа на коронавирусный компонент. Все производители так или иначе пытаются решать эту проблему, но использование двух препаратов решает ее радикально», – предполагает микробиолог.

Якутенко добавляет, что любая вакцинная платформа (мРНК, векторная или субъединичная) дает немного разный “оттенок” иммунного ответа, так как от способа доставки антигена (фрагмента патогена) зависит, какие именно цепочки ответных реакций будут активированы. Предполагается, что, если стимулировать разные иммунные ответы, итоговая защита может быть более надежной, так как в боевую готовность приводится более разнообразное оружие. Однако существует вероятность, что и иммунитета, стимулированного какой-то одной вакциной, будет достаточно.

Учитывая это следует ожидать совместных испытаний препаратов разных производителей. Комбинированные схемы заодно помогут преодолеть проблемы с логистикой и нехваткой тех или иных вакцин.

Евросоюз погряз в разборках с производителями вакцин

Британские власти первыми решились использовать все доступные инструменты, чтобы в кратчайшие сроки привить как можно большее количество людей. Великобритания к этому моменту утвердила три вакцины – BioNTech/Pfizer, Moderna и AstraZeneca, в то время как Евросоюз разрешил применять только первые два препарата.

На этой неделе власти ЕС планируют зарегистрировать вакцину AstraZeneca, но процесс сопровождается большим скандалом. 22 января англо-шведская компания заявила, что в I квартале этого года на 60% сократит поставки из-за проблем на производстве. То есть вместо 80 млн доз ЕС может рассчитывать лишь на 31 млн. Перед этим Pfizer объявил о временном замедлении поставок в январе.

Члены ЕС пришли в ярость от таких новостей. Германия предложила обсудить запрет на экспорт вакцин из Евросоюза, так как возникли подозрения, что AstraZeneca отдает предпочтение Великобритании.

Завод Pfizer/BioNTech в Бельгии. 24 декабря 2020 г.
Фото: HANDOUT PFIZER – WIM DANEELS/Bel / ddp images / Forum

У англо-шведского производителя заводы в Нидерландах и Бельгии и там необходимо устранить сбои в технологическом процессе. К примеру, на бельгийском заводе проблема связана с фильтрацией вакцины перед ее розливом в ампулы, заявил 26 января глава AstraZeneca Паскаль Сориот:

«Это сложно, особенно на ранней стадии, когда вам действительно нужно разобраться во всевозможных проблемах. Мы считаем, что разобрались с этими проблемами, но в основном мы отстаем на два месяца от того, чего хотели».

Кроме того, он отверг обвинения ЕС, что задержки в поставках возникли из-за того, что компания вывозит вакцину в Великобританию в ущерб контрактам с Евроблоком:

«Но контракт с Великобританией (где у AstraZeneca тоже есть завод. – Примеч. ред.) был подписан за три месяца до европейского соглашения. Так что с Великобританией у нас были три дополнительных месяца, чтобы исправить все сбои, с которыми мы столкнулись».

Президент Еврокомиссии Урсула Фон дер Ляйен заявила, что 29 января будет обнародован контракт с AstraZeneca, чтобы обеспечить прозрачность и безопасность планирования вакцинации в ЕС.

«Нас раздражало то, что, в отличие от других компаний, AstraZeneca очень внезапно объявила о резком сокращении согласованных поставок на первый квартал и не представила понятных причин, почему. Теперь мы хотим прояснить это», – сказал фон дер Ляйен в пятницу в интервью немецкому радио DLF.

Что касается предложения Германии о бане на экспорт, его откорректировали. 29 января ЕС объявит об ужесточении правил, пишет Bloomberg. Компаниям придется получать предварительное разрешения, прежде чем отправлять вакцину за пределы блока. По словам официальных лиц в Брюсселе, новые правила позволят странам ЕС блокировать экспорт, если не соблюдаются условия контрактов.

Миллиарды евро вперед не гарантируют успех

На бумаге Евросоюз заранее сформировал полный портфель для всего населения блока. Миллиарды евро были заплачены вперед. На руках у ЕС контракты с AstraZeneca на поставку до 400 млн доз вакцин, у Moderna заказаны 160 млн доз, с BioNTech и Pfizer – сделка на 600 млн доз. Получается больше миллиарда доз при общем населении 447,7 млн человек и это не предел.

Медицинский работник получает вторую дозу вакцины против коронавируса Pfizer-BioNTech в Барселоне. 28 января 2021 г.
Фото: NACHO DOCE / Reuters / Forum

В теории каждый гражданин ЕС обеспечен двумя дозами вакцины, но на деле мы видим, что уже на ранних стадиях кампании возникают большие трудности. Официальный Брюссель поставил цель к концу лета полностью вакцинировать не менее 70% населения в каждой стране – члене ЕС. Пока статистика говорит, что планы под угрозой: из 100 человек прививку получили только два. В Израиле 48 человек из 100 уже привиты, в Великобритании 12 из 100.

История
Последние в Европе. Почему Украина позже всех получит вакцину от COVID-19
23.01.2021 08:10

Обозреватель Bloomberg Фердинандо Джульяно в своей колонке пишет, что неудачи ЕС начинаются с предварительных заказов на вакцины. Несмотря на то что Евроблок сформировал полный портфель задолго до того, как были утверждены какие-либо препараты, руководство действовало слишком медленно с наиболее многообещающими разработками – вакцинами от Pfizer/BioNTech и Moderna. Еврокомиссия сильно отстала от Великобритании и США в одобрении вакцины Pfizer.

«Одна из опасностей заключается в том, что политики используют поставщиков вакцин как козлов отпущения, чтобы замаскировать свои собственные недостатки. Такой тип поведения случался и раньше во время пандемии, когда вина за распространение коронавируса возлагалась на всех, от тусовщиков до иностранных гостей, а не на плохую политику», – считает Джульяно.

Властям ЕС необходимо стать более гибкими в принятии решений, иначе это чревато затяжным экономическим кризисом. Уже сейчас видно, что правила вакцинации требуют изменений, индивидуального подхода в каждом конкретном случае.

Хорошим примером для подражания выступает Израиль, который быстрее остальных получает дозы вакцины от Pfizer/BioNTech. Это стало возможно после подписания особого соглашения с фармацевтической компанией.

Согласно его условиям, правительство Израиля для исследования делится данными с Pfizer о том, как проходит вакцинация. Это решение критикуют из-за возможного нарушения обращения с конфиденциальной информацией пациентов, но зато 31,5% граждан из почти 9 млн израильтян получили минимум одну прививку.

Великобритания пошла своим путем, обозначив приоритетом хотя бы один укол для каждого гражданина как можно скорее и допустив использование двух разных препаратов.

Максим Шилин / Vot Tak TV

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное