vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Вальдо»: дикарь в Голливуде

Чарли Ханнэм

Чарли Ханнэм в роли Чарли Вальдо. Фото: RLJE Films

В прокат вышел «Вальдо» – иронический детектив про голливудские нравы с Чарли Ханнэмом и Мэлом Гибсоном. Специально для «Вот так» Роман Черкасов рассказывает об этой современной комедийной вариации нуара, в которой слишком многое не удалось.

Детектив Чарли Вальдо (Чарли Ханнэм) был звездой лос-анджелесской полиции, а потом узнал, что в начале своей карьеры посадил невиновного. Пытаясь добиться пересмотра того давнишнего дела, Вальдо испортил отношения с коллегами, во всем разочаровался и, громко хлопнув дверью, удалился в калифорнийскую глушь, откуда до ближайшего райцентра надо долго пилить на велосипеде. Теперь он живет в фургончике, следует принципам экологически осознанного потребления, питается овощами с грядки и яйцами своей единственной курицы-несушки. Выбросил все вещи, оставив сто самых необходимых. Медитирует, оброс бородой.

Однажды его уединение нарушает шикарная бывшая (Морена Баккарин) на шикарном автомобиле и предлагает расследовать дело голливудской кинозвезды Аластера Питча (Мэл Гибсон). Живая легенда уровня, как сообщается, Марлона Брандо, Питч любит выпить и помахать кулаками, а недавно, очнувшись после пьянки, он обнаружил в гостиной труп жены с признаками насильственной смерти. Подозрение, естественно, пало на мужа-алкаша, впрочем, сам Питч ничего не помнит.

В 2018 году сценарист Ховард Гулд выпустил роман про частного сыщика Чарли Вальдо и затем сам же написал сценарий для киноадаптации. Картина, очевидно, задумывалась как комедийная вариация на тему «черного» детектива. Разочарованный герой-одиночка. Запутанная и перегруженная действующими лицами интрига. Таинственные громилы, что вероломно врываются в холостяцкую халупу главного героя и тумаками убеждают его «не лезть в это дело» или, разнообразия ради, отдать им «ту вещь».

Про сериалы и кино
«Вестсайдская история»: Стивен Спилберг экранизирует бродвейский мюзикл
12.12.2021 07:00

За последние десятилетия мир видел великое множество модификаций нуаровых сюжетов, а в амплуа сыщика Филипа Марлоу кто только не выступал: и школьник («Кирпич» Райана Джонсона), и пожилой хиппарь («Большой Лебовски»), и всякие другие чудаки. Гулд делает героя экологически осознанным бородатым анахоретом, с вызовом рассекающим по фешенебельным кварталам Голливуда на видавшем виды велике и в пыльной шляпе, – такого Филипа Марлоу, пожалуй, еще не было. Femme fatale работает воспитательницей в детском садике. А сам детский садик предстает местом, куда ведут и где, по идее, сплетаются в загадочный узел многие сюжетные нити, поскольку и братки с пушками, и зловещие экстравагантные богачи – прежде всего, любящие отцы.

Не детектив и не комедия

Звучит все это, по крайней мере, забавно, и, возможно, у Гулда получилось создать на этом материале интересный роман. Однако интересного кино у него и у режиссера Тима Киркби не вышло: несмотря на мерцающие в фильме любопытные задумки, в нем фатальным образом ничего не работает.

«Вальдо» плохо работает как детектив: здесь и рояли в кустах, и боги из машины, и сразу понятно, в каком именно месте спрятан макгаффин, потому что больше ну просто негде. В искусстве выстраивать детективные повествования вроде бы ценится умение ловко водить зрителя за нос, но в «Вальдо», будто нарочно, злодеем оказывается единственный во всей истории по-настоящему неприятный персонаж.

Аластар Пинч

Мел Гибсон в роли Аластера Пинча в фильме «Вальдо». Фото: RLJE Films

«Вальдо» не очень работает и в качестве комедии – смешного в нем ничего нет, кроме полутора гэгов, а за юмор тут желают выдать бесконечную возню героя со своим велосипедом и еще то, что здоровенного темнокожего головореза почему-то упорно называют инуитом.

Подражая классикам «черного» романа, Гулд пытается выстроить запутанное повествование, но на деле это оборачивается тем, что он просто вводит ни для чего не нужных персонажей и лишние сюжетные линии, разработку которых бросает на полпути, потому что они и вправду же не нужны. В фильме вообще многое брошено на полпути. Финальная погоня заканчивается, едва успев начаться (но тогда зачем ее было начинать?). Тема экологической обеспокоенности, которая поначалу определенным образом характеризовала главного героя, тоже оказывается заброшенной вплоть до самого финала и никак не участвует в сюжете.

Обычный бородатый хипстер

Авторы пробуют высечь искру из структурного противопоставления буржуазного лощеного Голливуда и презревшего цивилизацию героя-дикаря, но и это делают спустя рукава. Растрепанный облик Чарли Вальдо скандализирует ровно двух персонажей: маленькую девочку и корпоративную мегеру – остальные слишком вежливы и толерантны, чтобы обращать внимание на такие вещи. Да, по правде говоря, и внимание-то обращать особо не на что: Вальдо вовсе не похож Данди-крокодила – обычный бородатый хипстер, каких, хоть в LA, хоть где, пруд пруди. В жизнь не поверить, что он три года жил отшельником-аскетом.

Попытки разработать и как-то использовать в сюжете это противопоставление, подобно многим другим начинаниям, бросаются на полпути: в середине фильма герой вовсе избавляется от бороды, перестает быть дикарем, и с этого момента на его гладко выбритом лице зачем-то поселяется глупо-самодовольная улыбка – на крупных планах камера бескомпромиссно показывает ее немного снизу, отчего неплохой британский актер Чарли Ханнем выглядит как самовлюбленный Буратино.

Кадр из фильма «Вальдо». Фото: RLJE Films

Пожалуй, хуже всего то, как небрежно режиссер Киркби работает с актерами. Люси Фрай отыгрывает роковую девушку, скрывающую секреты, с убедительностью говорящей деревяшки. Морена Баккарин даже не пытается играть и просто зачитывает текст – впрочем, чего ей, у нее здесь всего-то два выхода.

Мэла Гибсона пригласили на роль Аластера Питча с очевидным и многозначительным прицелом на некоторые обстоятельства его биографии. Тем удивительнее, что перед ним не ставится никаких более сложных и интересных задач, кроме как монотонно изображать беспутного старого шалопая, насквозь грешного, но неотразимого, – что Гибсон на автопилоте и делает. Правда в одной сцене ему предоставляют возможность немного попаясничать с черепом из детсадовского наглядного пособия. Видимо, чтобы напомнить зрителю, что перед ним не просто забавный старикан в смешных усах, а крупный актер, игравший Гамлета в постановке Франко Дзеффирелли.

Что ж, спасибо, мы помним.

Роман Черкасов для “Вот Так”

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное