vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Алексея Навального доставили в колонию, которую называют концлагерем. Другие заключенные ему «не рады»

ИК-2 в Покрове.
Фото: Михал Метцель / ТАСС / Forum

Алексея Навального этапировали в исправительную колонию в городе Покров Владимирской области. Это место люди, отсидевшие там, называют концлагерем двадцать первого века.

Навального отправили в так называемую красную зону. Там среди заключенных не действуют общепринятые лагерные «понятия». На этих зонах условия жестче, а сотрудники ФСИН контролируют происходящее через группу работающих на них зеков. Подконтрольные силовиками осужденные – «активисты» – доносят на обычных заключенных из своих отрядов. За «порядок» в ИК-2 отвечают «завхозы» и «дневальные». Это зеки, которые следят за «активистами».

Глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков уверен:

«Алексею будет тяжело. Таким людям колонию подбирают индивидуально и по согласованию с руководством ФСИН. Предполагается тотальный контроль, что может быть хорошо с точки зрения безопасности для жизни и физического здоровья, но в то же абсолютно бесчеловечным психологически».

Общий строгий режим

Раньше в Покрове был лечебно-трудовой профилакторий для «перевоспитания» людей с наркотической и алкогольной зависимостью. В 1996 году на этом месте открыли колонию общего режима.

Люди, которые уже освободились, говорят о постоянных жестких избиениях колонии. Начиналось физическое насилие уже на выходе из автозака и не прекращалось все время отбывания срока. Бывший заключенный рассказывает:

«После вопроса, кто я такой, сзади стоявший сотрудник начал бить меня по голове. А когда перестал бить, начальник оперативного отдела (что он начальник оперов я узнал потом) спрашивает: “Ты понял куда попал?” Я сказал, что да, в ИК-2, после этого меня начали бить по очереди. Меня избили, я вышел из кабинета. Через это прошел весь прибывший этап».

ИК-2 в Покрове.
Фото: УФСИН по Владимирской области

В этот же день, по словам бывшего заключенного, людей избивали и другие сотрудники колонии:

«Сотрудники начали всех нас избивать дубинками и говорить, что мы должны все работать, беспрекословно выполнять все их приказы и требования, а тем, кто пытался закрыться руками от ударов дубинки брызгали газовым баллончиком в лицо, кто падал – били ногами».

В покровской колонии есть Сектор усиленного контроля «А» (сокращенно СУКА) или пятый отряд, в который может попасть Навальный, так как в его личном деле есть отметка о склонности к побегу. Там, как описывают очевидцы, заключенные живут в плохо отапливаемом бараке. Говорить друг с другом им запрещено. Проверки и построения в отрядке – каждые 2 часа и днем, и ночью. На любое действие, в том числе на поход в туалет, нужно получить разрешение. Все перемещения – в сопровождении закрепленного «активиста». Один из бывших заключенных описывает этот отряд как «самое жуткое и страшное место, что я видел в жизни»:

«В отряде нас всех начали избивать, причем очень сильно. Потом всех построили, раздели до гола и смотрели синяки. У кого синяки были, они замазывали их специальной мазью. Там люди не живут, а существуют. Я не знаю, как в других отрядах, но в 5 отряде через день отбивают пятки всем, кому скажет завхоз. Сотрудники ИК об этом знают, это все от них исходит, а дневальные все это исполняют. Когда приезжаю родственники на свидание, с тобой идет на свидание дневальный и заранее предупреждает о том, что если что-то лишнее скажешь, то тебе хана».

Новости
Amnesty International объяснила лишение Навального статуса узника совести
26.02.2021 09:23

«Зэков пугает неизвестность»

Сейчас учреждение возглавляет Александр Муханов. На руководящей должности он недавно, еще в 2019 году он был исполняющим обязанности начальника. Адвокат Мария Эйсмонт рассказывает:

«Я знаю из многочисленных разговоров, что при предыдущем начальнике людей жестоко избивали, буквально забивали, издевались над ними физически. При Муханове, как я понимаю, такое страшное физическое насилие прекратилось».

Когда Алексея Навального привезли в ИК-2, ни его, ни других осужденных не избивали, – говорит ярославский представитель фонда «Русь Сидящая» Руслан Вахапов со ссылкой на слова заключенных. При этом ни адвокатам, ни родственникам подробности о состоянии Навального не известны. Вахапов уверяет, что «приемка» политика в колонии прошла по правилам внутреннего распорядка, и это удивило местных. Он также рассказал, что другие заключенные отнеслись к появлению Навального в ИК-2 настороженно, так как «политический» зек привлекает внимание и руководства ФСИН, и правозащитников. Физическое насилие на зоне скорее всего прекратится, н озакончатся и нарушения режима, которые облегчают существование зеков. Так происходило в колонии, где сидел Михаил Ходорковский.

«Зэков пугает неизвестность, там все не рады появлению Навального — у них только жизнь в заключении наладилась, а теперь могут “гайки закрутить”».

Правозащитник рассказывает, что администрация ИК-2 и сотрудничающие с ней заключенные «умеют создавать невыносимые условия. Особенно если таковы указания сверху». А это значит, что на оппозиционного политика будут оказывать давление.

Новости
Алексей Навальный стал лауреатом премии Бориса Немцова за смелость
28.02.2021 16:53

Мир отрезанный от мира

С внешний миром заключенные в покровской колонии могут связаться только через бумажные письма. Также разрешены телефонные звонки, но они прослушиваются администрацией учреждения.

Гражданский активист Константин Котов, осужденный по «дадинской статье» за неоднократное нарушение правил проведения акций, получил полтора года лишения свободы. Свое наказание он отбывал в ИК-2 Владимирской области и освободился в декабре прошлого года. Активист рассказал журналистам «Медиазоны»:

«[Навального] отправили туда, потому что это колония по-настоящему режимная. Там все под контролем администрации, любой шаг осужденного, если это нужно, становится сразу известен. <…> ИК-2 формально колония общего режима, то есть, там достаточно либерально должны относиться к осужденным. Но фактически там строгий режим. Осужденные не могут свободно вздохнуть, целый день находятся под присмотром и контролем. Контакт с внешним миром очень призрачный: в любой момент могут не разрешить звонки, не передать письма — и ты ничего не сделаешь. Это очень неприятно и унизительно».

При этом, по рассказу Котова, администрация ИК-2 делает все, чтобы подтолкнуть заключенного к действиям, которые повлекут выговор. Ведь каждый выговор может лишить человека шанса на условно-досрочное освобождение. Наказание может последовать в том числе за то, что заключенный заговорит с другим осужденным, неугодным администрации. Так одному из мужчин вынесли выговор за то, что он поддержал Котова и поделился с ним запасными перчатками. Мужчина лишился возможности выйти по УДО, и это стало предупреждением для других заключенных.



Националист Дмитрий Демушкин отбывал наказание в ИК-2 за «возбуждение ненависти либо вражды» после репоста фотографии с «Русского марша». Политик считает, что ИК-2 – одна из четырех колоний с самыми тяжелыми условиями для отбывания наказания. Три другие – в Красноярске, Карелии и Омске.

ИК-2 рассчитана на 794 заключенных. Многие из них, как рассказывает Демушкин, – «активисты». Они докладывают о каждом шаге людей из их отряда, помогают «ломать» осужденных, избивают их. Дмитрий Демушкин считает:

«Его [Навального] в эту колонию отправили, потому что там абсолютная изоляция, телефона и интернета нет, достать ничего невозможно. Банкиры полы моют с утра до вечера. <…> Насилие там настолько ежедневная и обыденная вещь, что никто на него внимания не обращает. Там такие условия… Мечтаешь, чтобы тебя побили и в покое оставили».

Политик-националист думает, что Навальный может сыграть «хорошую роль» для ИК-2, потому что «вынесет из этого места все пороки, которые они за забором прячут».

«Может, его и не тронут, но обязательно кто-то Навальному попытается все рассказать. Там такие страшные вещи происходят, которые даже я не рассказываю. Это не моя война. У меня поддержки не хватило, чтобы с ними воевать, а у Алексея хватит».

Соратники Алексея Навального надеются, что политику не придется сидеть весь срок, то есть около двух лет и восьми месяцев. Чтобы помочь в освобождении оппозиционера, страны ЕС и США планируют ввести новые персональные санкции против российских высокопоставленных чиновников. А Европейский суд по правам человека потребовал освободить политика до судебного разбирательства в самом ЕСПЧ. Россия как член Европейской комиссии должна выполнить это решение.

Новости
Навальному присуждена высшая премия Женевского форума по правам человека
25.02.2021 17:42
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное