vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Игра на ностальгии и избыточный саспенс. «Пищеблок» – новый российский сериал о пионерах и вампирах

Кадр из сериала “Пищеблок”

В День пионерии, 19 мая состоялась премьера мистического фантастического сериала «Пищеблок», снятого по одноименному роману Алексея Иванова. На «КиноПоиск HD» пока показали три эпизода, публикация четвертого запланирована на второе июня. После появления сериала о вампирах в пионерском лагере в соцсети пользователи стали выкладывать свои фотографии «лагерных» времен и ностальгировать. «Вот Так» рассказывает новом российском проекте.

Производством «Пищеблока» занималась продюсерская компания «Среда», один из ключевых игроков на рынке российских сериалов. Эта компания основана Александром Цекало. Он же стал главным продюсером нового сериала, что, не будем лукавить, априори становится знаком качества для массового зрителя.

Снимать «Пищеблок» дали режиссеру Святославу Подгаевскому, который специализируется на ужасах и в основном экранизирует так называемый новый российский фольклор. На «Кинопоиске» его прошлые картины выше 5 баллов зрители не оценивают, так что «Пищеблок» с рейтингом 7.3 стал, видимо, самой удачной работой режиссера.

О пионерах и вампирах

Солнечное летнее утро 1980 года. По Волге идет пароходик, названный в честь римского поэта Виргилия, проводника Данте в загробный мир в его «Божественной комедии». На борту – пионеры, которые направляются на олимпийскую смену в лагерь «Буревестник». Юные советские граждане рассказывают друг другу обычные детские страшилки: об иностранцах, приехавших на Олимпиаду-80 травить советских спортсменов, об оскале «ласкового мишки», ходячих гипсовых статуях. А самые эмоционально взрослые – о Гражданской войне, во время которой в этой местности красноармейцы убивали интеллигенцию – конечно, злобную и не поддерживающую ценностей пролетариата.

Создатели сериала сразу представили главных героев. Прежде всего, отчужденного очаровательного мальчишку Валеру Лагунова, которого сценаристы зачем-то наградили призраком мертвого брата.

Кадр из сериала “Пищеблок”

Нового друга Валерки, слишком уж правильного футболиста Леву Хлапова. И вожатых: не вписывающегося в советский антураж битломана Игоря и бунтарку-красавицу Веронику. На берегу вновь прибывших встречает руководство лагеря, старшая «вожатка», опекаемый пионерами герой Гражданской войны Серп Иванович и та самая гипсовая фигура девчонки с трубой, которой должна по ночам расхаживать по корпусам и убивать хулиганов.

В «Буревестнике» со стороны нет ничего примечательного: типичный такой детский лагерь. Такие пережили падение СССР и существуют до сих пор. Каша на завтрак, детские кружки, футбол. Казалось бы, обычное приятное лето, правда со множеством правил и условностей: Совок-то еще не распался, хотя многие обитатели лагеря более чем свободны для того времени. Главное отличие этой смены – ежевечерний просмотр Олимпиады. Но, конечно, игры в «Буревестнике» ведутся куда более интересные – на выживание. В пионерском лагере заводятся вампиры, кровопийцы, которых сложно вписать в концепцию советского социалистического мифа.

Кадр из сериала “Пищеблок”

О ностальгии удавшейся и нет

После прочтения книги Алексея Иванова остается легкая ностальгия по детству. В блестящем и при этом немного простодушном романе писателю удалось создать образ того, по чему скучает взрослый человек: беззаботного, с девичьими анкетами с «секретиками» и мальчуковыми играми в потопленные кораблики детства. Разговоры героев с их обзывалками, шутками, приметами на страницах книги будто вырезаны из жизни каждого второго советского и постсоветского ребенка. Все ужасы, происходящие в книжном пионерском лагере, как будто не так очевидны. Кажется, что Иванову важно было не нагнать нервозности, а переосмыслить советскую культуру.

«Кто не все — того накажем», – говорит в романе одна из «вожаток».

А почему нужно быть как все, чтобы действительно быть командой? Почему идеология и необходимость мифического «общего блага» должна ограничивать свободу личности? Об этом много рассуждают герои Иванова.

Мнение субъективное, но, кажется, создателям «Пищеблока» на экране эти ностальгические нотки удалось передать куда хуже. Алексей Иванов дал съемочной группе карт-бланш на эксперименты. Писатель рассказал:

«Если у режиссеров было желание, они со мной советовались. Но сам я не настаивал на общении и со своим мнением им под руку не совался».

Проекту в плюс сыграло то, что создатели не попытались стилизовать картинку под советскую эстетику. Оператор Николай Богачев («Псих», «Елки 3») снял действительно красивый мир. Особенно хорошо ему удаются крупные планы, очень тактильные, живые. И еще портреты героев: правда до того момента, пока они не начинают говорить. Все-таки каст сериала собран из молодых актеров, детей. И им не всегда удается соответствовать знаменитому: «Верю».

Кадр из сериала “Пищеблок”

При этом космически прекрасно съемочной группе удалось передать детское ощущение первой влюбленности в одном кадре с «намазыванием» девчонок зубной пастой. И как же хороши вожатые Игорь (Даниил Вершинин) и Вероника (Ангелина Стречина) в сценах близости и ночного полуголого купания. Сердечко разрывается от умиления и небольшой зависти. Так что ностальгию в экранизации «Пищеблока» вызвать все же удалось – по чистой и честной юношеской любви, показанной без пошлости.

О саспенсе и хамелеонах-убийцах

После просмотра заставки и первой серии «Пищеблока» появляется догадка: вдохновлялись создатели экранного «Пищеблока» культовой фантастикой «Очень странные дела». Этот американский сериал тоже рассказывает о 1980-х, только о своих, американских. И если российская съемочная группа действительно пыталась повторить успех проекта Netflix, становится очевидным такое неоправданное нагнетание саспенса, тревожного предвкушения. Братья Дафферы в «Очень странных делах» блистательно удерживают зрителя у экрана за счет все более и более сильного погружения в тревожную тайну.

К сожалению, в новой российской мистической драме этот прием использован не настолько талантливо, так как начиная со второй серии от этого чрезмерного нагнетания начинаешь уставать. Вот человек умирает в конвульсиях и оживает на кушетке – ни дать, ни взять «Ходячие мертвецы» на минималках, вот оживают отрезанные руки – прямо «Семейка Адамс» в СССР заглянула.

Кадр из сериала “Пищеблок”

В такой попытке нагнать жути создатели решились на странный визуальный ход: вместо обычных клыков наградили вампиров мерзкими длинными языками, которыми они и высасывают кровь. Вместо ожидаемого страха и омерзения это вызывает смех: никак, радиоактивный хамелеон детей покусал. Наверняка, американцы завезли – вместе с отравленными джинсами.

При этом каким бы ни было продолжение сериала и чем бы его создатели ни насмешили зрителя в следующих сериях, после первых трех эпизодов становится понятно: «Пищеблок» с его красивой картинкой и талантливо прописанной историей будет популярным. Уже на старте проект посмотрело рекордное для «Кинопоиск HD» количество зрителей. За первые сутки – 100 тыс. человек.

Арина Бессонова / «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное