vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Кремль убрал Макея, чтобы Лукашенко послал войска в Украину? Что не так с версией конспирологов

Неожиданная смерть Владимира Макея, министра иностранных дел Беларуси, породила веер конспирологических версий. Пожалуй, самая популярная из них — рука Москвы.

64-летний Макей выглядел крепким мужчиной, вроде как особо не болел, собирался на встречу глав дипломатии стран ОБСЕ в Польшу. И вдруг — инфаркт (по неофициальным данным, официальных пока нет). Белорусские госСМИ подали весть о кончине одной из самых ярких персон в отечественном политикуме более чем скромно, где-то на уровне прогноза погоды. Обычно словоохотливый Александр Лукашенко на эту тему пока ни гу-гу.

Владимир Макей. Фото: Александр Щербак / ТАСС / Forum

Тем временем плодятся догадки. Версия о причастности западных спецслужб — самая неубедительная: Макей был как раз таки активным сторонником нормализации отношений с ЕС и США. Может, его убрали белорусские силовики, чтобы усилить влияние своего ястребиного крыла? Или он стал неугоден, потому что якобы был связан с лидером оппозиции Светланой Тихановской? Или служил тайным агентом Москвы?

Впрочем, не будем муссировать все версии. Тем более что явно доминирует одна: это, мол, Кремль таким образом избавился от западника в окружении Лукашенко и послал сигнал ему самому. Чтобы не артачился и отправил войска в Украину.

ПОСТАВИТЬ МАРИОНЕТКУ НЕ ТАК УЖ ПРОСТО

Вокруг украинской темы крутится и вброс от имени малоизвестного института Роберта Лансинга, появившийся накануне смерти Макея. Со ссылкой на источники в российском военном руководстве сообщается, что Кремль якобы вознамерился радикально решить вопрос втягивания Беларуси в войну против Украины. А именно — ликвидировать белорусского правителя и поставить на его место генсека ОДКБ Станислава Зася. Вариант-лайт: напугать Лукашенко имитацией покушения, чтобы тот дал отмашку на отправку своих войск в украинскую мясорубку.

Но здесь возникает целый ряд вопросов. И прежде всего — а как именно Москва поставила бы Зася или кого-то еще во главе Беларуси? Владимир Путин напишет указ, чтобы того считали главой суверенной страны? Это было бы слишком одиозно даже для нынешнего Кремля.

Станислав Зась и Владимир Путин во время встречи в резиденции Ново-Огарёво, Россия. 2020 год. Фото: Кремлевский пул / Russian Look / Forum

Зась на сегодня формально даже не белорусский чиновник (хотя на пост в ОДКБ его выдвинул Минск). По Конституции Беларуси, в случае если президент не может исполнять свои обязанности, его полномочия переходят к главе Совета Республики. Ныне этот пост занимает Наталья Кочанова — которую, к слову, недавно пышно привечали в Москве, что тоже потянуло за собой хвост конспирологии. Кроме того, Лукашенко в прошлом году принял декрет, согласно которому в случае насильственной смерти президента управление страной берет в свои руки Совбез.

Да, в этой структуре преобладают люди в погонах: политические противники априори окрестили ее хунтой, но то, что делить власть в случае ухода из жизни нынешнего вождя есть кому — это факт. Вдобавок ко всему для легитимации нового президента нужно провести хотя бы имитационные выборы. Но претендовать на этот пост может только гражданин Беларуси по рождению. Зась же — уроженец Черниговской области. Так что и по этому параметру он не проходит в принципе.

НУЖЕН ЛИ ПУТИНУ ЕЩЕ ОДИН ГОЛОВНЯК?

В общем, во всей этой конспирологии много шелухи. Что же несомненно? Несомненно то, что Лукашенко всячески отбояривается от отправки своих военнослужащих в Украину. Эта война ему ни к чему, здесь интересы Путина и его скользкого союзника принципиально расходятся. Вождю белорусского режима чужды имперские интересы, он сконцентрирован на удержании власти над отдельно взятой страной, которую иногда приземленно называет «клочком земли» (этакое мышление феодала).

Лукашенко знает по опросам, да и нутром чует, что воевать против украинцев белорусы не хотят. Даже большинство адептов «батьки» не в восторге от перспективы подставлять головы под пули искушенных украинских бойцов или получать похоронки на сыновей. Если с украинского фронта пойдут в Беларусь черные пакеты с трупами, то страна снова может стать на дыбы.

Моральный дух белорусских вояк в плане участия в авантюре Кремля, судя по всему, тоже не на высоте. Наконец, боеспособных подразделений с гулькин нос.

Военнослужащие белорусских вооруженных сил. Фото: Наталья Федосенко / ТАСС / Forum

На днях Лукашенко откровенно заявил: «Если мы непосредственно вооруженными силами, живой силой ввяжемся в этот конфликт, мы ничего к этому не добавим, а сделаем наоборот хуже. <…> Наши вооруженные силы — ну сколько мы там можем задействовать сразу, 35–40 тыс. — они не решат проблему. Нам надо договариваться, договариваться разумно и говорить о мире».

На самом деле более-менее боеспособных подразделений еще меньше. Элитные силы специальных операций — это вообще лишь несколько тысяч штыков.

И Путин вполне может брать во внимание все эти аргументы. Вдобавок белорусский союзник постоянно твердит, что его войска должны на западном рубеже прикрывать русских братьев от вероятного коварного удара натовцев в спину. Так или иначе, но перелома в войне против Украины солдаты Лукашенко не обеспечат, а вот новую головную боль в случае дестабилизации Беларуси Москва может нажить как дважды два.

В любом случае, если Кремлю так уж приспичит заполучить белорусское пушечное мясо, пожалуй, проще выкрутить руки Лукашенко, чем убирать его. Хлопотное это дело. Во-первых, потому что поставить вместо него более удобную фигуру, как видим, не так уж просто. Во-вторых, в Беларуси — ярко выраженный персоналистский режим, все завязано на нынешнего вождя. Выдерни стержень из этой конструкции — она тут же начнет сыпаться. Нужен ли Путину, и так завязшему в Украине, еще и этот головняк — политический хаос на территории последнего союзника?

НАПРЯЧЬ «ЗАКЛЯТОГО СОЮЗНИКА» КРЕМЛЬ ВСЕГДА НЕ ПРОЧЬ

Другое дело, что дополнительно напрячь, напугать этого хитрого союзника, чтобы меньше кочевряжился, Москва, надо думать, всегда не прочь. И с этой точки зрения такого рода вбросы-страшилки ей на руку.

Еще один момент показателен. Комментаторы взвешивают, выгодно или невыгодно Путину сейчас убирать Лукашенко, но, похоже, мало кто сомневается в принципиальной способности Кремля с его византийскими нравами пойти на такой шаг. Особенно после историй с попытками отравить Алексея Навального и семью Скрипалей. И это красноречивый штрих к характеристике истинных отношений между «заклятыми союзниками».

Когда Лукашенко был сильнее, в ситуациях многочисленных конфликтов с Москвой он не раз откровенно говорил о ее имперских замашках. О вероломстве Кремля белорусский правитель наверняка знает побольше нашего. Но куда деваться, когда мосты в отношениях с Западом сожжены, а изрядная часть собственного народа живет мыслями об окне возможностей для свержения ненавистного режима?

Путин и Лукашенко скованы одной цепью. И они продолжат натянуто улыбаться перед телекамерами при встречах, даже если в душе ненавидят друг друга.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное