vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Разделяй и властвуй. Как сломать одних зэков руками других

Сотрудник ФСИН в одной из исправительных колоний в России. Фото: Эдуард Корниенко / Reuters / Forum

Инструменты государственного управления, широко используемые в социалистическом СССР, победно возвращаются в нашу жизнь. Иногда осторожно и исподтишка, как карательная психиатрия и цензура печати; иногда прямо и нахраписто, как бездоказательное судопроизводство и полицейское насилие. Было бы удивительно, если бы советское возрождение не затронуло пенитенциарную систему.

На днях в Федеральной службе исполнения наказаний состоялось итоговое заседание Общественного совета при ФСИН России. ФСИН – это новое название все того же старого и неизменного ГУЛАГа, который в разные времена и при разных правителях назывался по-разному, но сути своей никогда не менял. В заседании участвовали недавно назначенный на должность директора ФСИН бывший начальник Красноярского ФСБ генерал-лейтенант Александр Калашников, его заместитель Валерий Балан и члены Общественного совета.

Читайте написанное мелким шрифтом

Обсуждали итоги прошедшего года и планы на будущее. Знаете, как недобросовестные банки составляют кредитный договор, где самое важное и неприятное записано мельчайшим шрифтом где-нибудь в самом конце документа? Так и здесь среди победных реляций и чудесных перспектив тюремного ведомства упоминалось лишь вскользь, как не самое важное и совершенно невинное, намерение создать официальный механизм истязания заключенных.

Председатель правления общероссийской общественной организации поддержки президентских инициатив «Общее дело» Леонид Варламов заявил: «Мы сейчас создаем внутри тюрем такие отряды добровольцев из числа осужденных, которые сами для своих же, скажем так “друзей по несчастью”, проводят эти программы, показывают на своем примере, что я уже понял, я осознал».

Как сообщил телеканал «Россия 24», ФСИН собирается внедрить эту программу в жизнь уже в 2021 году, а осужденные, «воспитывающие» своих соседей по камере, будут называться «разъяснителями».

Участник чемпионата по армрестлингу в ИК-2. Омск, Россия. Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС / Forum

Что и как будут «разъяснять» своим сокамерникам прикормленные начальством зэки, хорошо знают в лагерях и тюрьмах. Камеры, где это происходит, называются пресс-хатами и они существуют в гулаговской системе не один десяток лет. В этих камерах пытают, насилуют и убивают тех арестантов, которые отстаивают свои права и не соглашаются быть доносчиками. Используют пресс-хаты и в следственных изоляторах. Там по поручению следователей из обвиняемых пытками выбивают показания. До сих пор пресс-камеры не имели официального статуса. Теперь с подачи «общественников» их собираются легализовать.

Задача – оградить от закона лояльных служителей системы

Возможно, это связано с тем, что случаи пыток в колониях и тюрьмах становятся достоянием гласности. В наше время подобную информацию утаить от общественности трудно. Правоохранительные органы и суды вынуждены как-то реагировать на такой вал разоблачений, привлекать палачей к ответственности и даже выносить обвинительные приговоры. Правда, приговоры – мягкие, да и осужденных по ним всегда отпускают досрочно. Однако выстроенная сегодня в России государственная система не настроена на коррекцию своих ошибок и преступлений. Ее задача – всеми силами оградить от закона лояльных ей служителей.

По-видимому, издевательства и пытки передадут в руки сотрудничающих с тюремным начальством зэков, которых и будут наказывать по всей строгости закона, если скандальные случаи станут публично известны. Подлинные же организаторы преступлений останутся в тени. Конечно, гулаговские садисты, обожающие истязать заключенных, не откажутся от своих пристрастий и будут продолжать мучить людей в свое удовольствие. Но стрелки в случае чего всегда переведут на «разъяснителей».

Мнения
Полковника вдохновила карательная психиатрия
08.12.2020 15:31

Намерениям ФСИН и его нового начальника Александра Калашникова можно не удивляться. Такова природа тюремщиков, а Калашников к тому же бывший офицер КГБ СССР. Но вот что понадобилось делать в этом поганом заведении «общественникам», не совсем понятно. Каково им поддерживать палаческие инициативы тюремного ведомства и выдвигать свои? Ну понятно еще, что многолетний председатель Общественного совета при ФСИН РФ кинорежиссер Владимир Меньшов, уставший снимать свои скучные фильмы и отметившийся в качестве доверенного лица Владимира Путина, уже не может сойти с холопской стези придворного подпевалы. Но как должны чувствовать себя, например, такие члены Совета, как журналистка «Московского комсомольца» Ева Меркачева или сотрудница «Мемориала» Анна Каретникова, удивительным образом совмещающая свои общественные обязанности с должностью ведущего аналитика УФСИН России по г. Москве? ФСИН и «Мемориал» в одной упаковке! Непостижимо! Все-таки правильно заметил Достоевский устами своего героя: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».

Александр Подрабинек для Vot Tak TV

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное