vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Минюст России объявил «иноагентами» оппозиционного депутата Бориса Вишневского и правозащитный проект «Первый отдел»

Борис Вишневский, фото из личного архива.

Министерство юстиции России обновило реестр иностранных агентов. На этот раз в него вошли депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский, адвокат Вадим Прохоров и правозащитный проект «Первый отдел». Борис Вишневский и глава «Первого отдела» Дмитрий Заир-Бек в беседе с «Вот Так» заявили, что на их работе иноагентский статус никак не скажется.

Вишневский получил «иноагентство» за то, что давал комментарии иностранным СМИ и другим «иностранным агентам», а также выступал против войны в Украине и «распространял недостоверную информацию» о деятельности российских властей.

Аналогичные «деяния» также вменяются Вадиму Прохорову, который известен как адвокат оппозиционных политиков Владимира Кара-Мурзы и Ильи Яшина. В апреле 2023 года Прохоров уехал из России, опасаясь уголовного преследования.

«Первый отдел», по информации Минюста, также выступал против войны в Украине. По утверждению ведомства, проект распространял сведения, которые способствовали оказанию финансовой поддержки Украине и организациям, признанным на территории РФ нежелательными. Также поводом для внесения в реестр стало его участие в создании и распространении материалов иностранных агентов.

Вместе с тем Минюст исключил из числа «иноагентов» образовательный проект «Академия по правам человека» в связи с его ликвидацией.

«О таком не предупреждают»

Справка
Борис Вишневский занимает пост депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга с 2011 года, руководит в парламенте фракцией партии «Яблоко».

В беседе с «Вот Так» Вишневский заявил, что новость о признании его иностранным агентом оказалась неожиданной.

«О таком же не предупреждают. Это абсолютно незаконное, неправомерное решение, которое я, конечно, буду оспаривать в суде. Но мы все, кто находится в оппозиции к власти, должны быть готовы к таким поворотам. Поскольку решения эти принимаются совершенно произвольно и даже вне всякой связи с тем чудовищным законом, по которому на самом деле нет никаких оснований даже меня признавать иностранным агентом», — отметил политик.

На вопрос, как это скажется на работе, в том числе в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, Борис Вишневский ответил, что станет сложнее, но у него есть обязательства перед избирателями и депутат продолжит их выполнять.

«Закон не предусматривает лишения меня мандата. У нас уже есть несколько региональных депутатов, имеющих этот статус, в том числе в Москве, [а также] в Коми», — добавил Вишневский.

«Адвокаты, которые с нами сотрудничают, пишут слова поддержки»

Глава «Первого отдела» Дмитрий Заир-Бек также заявил, что будет обжаловать решение Минюста РФ: «Куда же нам деваться — мы юристы. Наша работа по судам ходить, в том числе».

Он подчеркнул, что на работе проекта статус «иноагента» никак не скажется.

«Мы, естественно, не закрываемся. Адвокаты, которые с нами сотрудничают, пишут слова поддержки, никто не отказывается работать. Наверно, другого эффекта государство хотело бы достичь, вешая на нас этот ярлык, но этого не происходит, потому что люди понимают, что это дискриминационный статус», — прокомментировал Заир-Бек в разговоре с «Вот Так».

Глава «Первого отдела» отметил, что не собирается ставить «иноагентские» плашки ни на своих личных страницах, ни на страницах проекта. Он также уверен, что со стороны доверителей не будет оттока в связи с новым статусом.

«Есть живой пример — правозащитный проект “ОВД-Инфо”. С сентября 2021 года он работает со статусом иностранного агента. Важнейший институт гражданского общества живее всех живых, и пусть так будет и впредь. Мы же представляем интересы обвиняемых в госизмене и шпионаже, и мы единственный в России правозащитный проект, который это делает. Люди, которые к нам обращаются, знают, что некоторые участники проекта уже имеют персональные статусы иностранных агентов — например, [основатель «Первого отдела»] Иван Павлов, или Максим Заговора, или Елена Скворцова. Этот статус уже потерял свою первоначальную функцию. Если раньше власти хотели сделать его ярлыком, от которого все будут шарахаться, то сейчас максимум что они могут — запретить рекламироваться у иностранных агентов. Для многих это очень неприятно, но нас это ограничение не касается», — добавил Дмитрий Заир-Бек.

Александр Орлов

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное