vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Я не хочу быть символом сопротивления». Активистке из Свердловской области Дарье Сергеевой грозит 3 года колонии по статье о «дискредитации»

Дарья Сергеева из города Арамиль

Дарья Сергеева. Фото: личный профиль в Instagram

Учительница рисования из города Арамиль Дарья Сергеева 24 февраля 2023 года сделала мемориал из портретов погибших украинцев. Эту акцию, приуроченную к годовщине войны, придумали активистки Феминистского антивоенного сопротивления. Теперь Сергееву могут посадить на 3 года по статье о «дискредитации» российской армии. «Вот Так» рассказывает ее историю.

Февраль длится год

Дарья Сергеева 9 июня проснулась в 7 утра от стука в дверь. До того как дверь взломали, она успела позвонить в «ОВД-Инфо». После этого с криками «Лицом на пол!» к ней в квартиру ворвались сразу семь человек: главный следователь и еще двое оперативных сотрудников Следственного комитета, двое понятых и двое сотрудников в масках.

«Влетели как к суперопасному преступнику, террористу», — говорит Сергеева.

«Опасным преступником» 29-летняя учительница рисования из городка Арамиль стала после того, как приняла участие в антивоенной акции «Февраль длится год».

Акцию придумали писательница Дарья Серенко и художница Лёля Нордик вместе с другими активистками Феминистского антивоенного сопротивления. Они объявили 24 февраля «днем памяти и скорби по убитым украинцам». А серию акций «Февраль длится год» назвали не только публичным способом выразить скорбь, но и способ привлечь новых людей. Позже к анонсированию акции присоединилось молодежное демократическое движение «Весна».

История
«Неуловимый Джо» — теперь под шестью статьями. Кто такой Вася Неустроев, обвиняемый по делу «Весны»
14.06.2023 06:30

Активистки ФАС предложили несколько вариантов протестов. Один из них — установить народный мемориал в городском пространстве, например, принести распечатанные портреты авторства Виктора Меламеда. Известный московский иллюстратор книг и журналов начиная с 25 февраля 2022 года рисует и выкладывает в своих соцсетях портреты погибших украинок и украинцев. Портреты использовали в антивоенной акции с его разрешения. Макеты предлагалось скачать по ссылке в посте.

«Февраль длится год» задумывался как способ безопасного протеста. Несмотря на это, даже Роксана, координаторка Феминистского антивоенного сопротивления, призналась, что ни один способ уличного протеста в России нельзя назвать безопасным:

«Мы регулярно освещаем в соцсетях политические репрессии, в том числе, задержания после акций, анонсированных у нас, чтобы формировать у подписчиков полную картину того, как цензура уже страшна и как она крепчает».

В целях безопасности для тех, кто решил провести акцию в России, активистки ФАС дали ссылку на «Инструкцию агитатора». Памятку составили не специально к акции, а через несколько месяцев после начала войны. Роксана утверждает, что «Инструкцию агитатора» регулярно обновляют, однако в ней нет информации, как безопасно создать мемориал в общественном месте. Помимо прочего в тексте указано: «Выбор остается за вами».

Уличный мемориал у памятника жертвам политических репрессий в рамках акции «Февраль длится год». России, Казань. 24 февраля 2023 года. Фото: ФАС

«Мы движение, стремящееся к горизонтальности. У людей извне, особенно не погруженных в политические процессы, создается ошибочное ощущение, что мы на некоем собрании говорим “нашим людям”, что им делать, и они идут и делают. На самом деле мы придумываем идеи акций и выкладываем их в наши соцсети. При этом идеи могут вируситься, их репостят другие движения, про них пишут СМИ», — объясняет Роксана.

Дарья Сергеева поддерживает фемдвижение и солидарна с ФАС. Об акции она узнала из совместного анонса в соцсетях Феминистского антивоенного сопротивления и «Весны». Мемориал учительница устроила в своем родном городе.

История
«Если вы поощряете убийц, помните — Иисус не ваш Бог». Как штукатурщица из Мордовии «дискредитировала» армию 11 раз
14.06.2023 11:44

У памятника героям гражданской войны Дарья оставила надпись в рамке «Февраль длится год. Столько грехов не отмыть, не хватит молитв», плюшевого мишку, горящую свечу, две красные гвоздики и шесть портретов украинок и украинцев. На одном из них иллюстратор Меламед изобразил 23-летнюю Карину Ершову, солдаты армии РФ изнасиловали ее и убили в Буче. На другом рисунке — детский поэт Владимир Вакуленко, его российские военные похитили и убили под Изюмом.

Мемориал Дарьи Сергеевой рамках акции «Февраль длится год» в Аракуле. Россия, 24 февраля 2023 года. Фото: личный профиль в инстаграм

«Самое разумное — сказать людям, что они ничего не делали и никуда не выходили. Но люди будут так делать. Мы не призываем сопротивляться режиму, не говорим “не будьте трусами, не сидите дома”. Если что-то с кем-то случится, нам потом за это в аду гореть. При этом мы пытаемся усидеть на двух стульях и до сих пор предлагаем разные способы сопротивления. Кроме того, все акции мы придумываем и планируем вместе с активистками и координаторками, находящимися в России. Наша задача — проинструктировать, как это можно сделать безопасно», — говорит Роксана.

В России акции и пикеты «Февраль длится год» прошли в 52 городах. По итогам в аккаунтах «Весны» и ФАС появились подборки фотографий, которые активисты присылали в телеграм-бот.

Дарья Сергеева фото своего мемориала тоже прислала, его опубликовали. Девушка выложили фото в своем открытом инстаграм-аккаунте. Именно из-за поста на нее завели уголовное дело.

Узнав о возбуждении уголовного дела против Дарьи Сергеевой, ФАС выпустило новость об этом в своем телеграм-канале. Даша и Роман Качанов, ее адвокат из Екатеринбурга, сотрудничающий с «ОВД-Инфо», дали на это согласие.

«Мы пока не знаем, как себя вести, чтобы не навредить этой девушке. Если бы организовали сбор в ее пользу, это бы ей не помогло, а только ухудшило ситуацию. Но не написать о ней мы не могли, поэтому заранее проконсультировались с юристами», — рассказала координаторка Феминистского антивоенного сопротивления.

Уголовное дело

В ходе обыска у Сергеевой забрали телефон, компьютер и флешки. Затем отвезли в Следственный комитет Сысертского района. Там допросили, составили протокол, дали поговорить с адвокатом Романом Качановым и отпустили домой под подписку о невыезде.

Только во время обыска Сергеева узнала, что еще 12 мая на нее завели уголовное дело по части 1 статьи 280.3 («Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ»). Следователи посчитали публичной дискредитацией не саму акцию, а только пост, который Дарья сделала 24 февраля в инстаграме.

Скриншот поста в Instagram Дарьи Сергеевой

Качанов уверен, что дело завели не сразу, потому что в рамках оперативно-розыскных мероприятий сотрудники СК проводили лингвистическую экспертизу:

«Экспертиза, видимо, показала, что действия Даши в Инстаграме содержат признаки преступления. Преступления в кавычках, конечно. Как только они получили положительное заключение, возбудили дело. Как ее посты нашли, мы пока не знаем. Может сами следили, а может кто-то донес».

Официальное обвинение активистке предъявили 19 июня. Из статуса подозреваемой она перешла в статус обвиняемой. Дата суда пока не назначена. Даша хочет, чтобы сотрудники, решающие ее судьбу, не торопились: «Понятно, что оправдательного приговора не будет. Но любой приговор станет для меня тяжелым и несправедливым, и приблизить этот момент мне совершенно не хочется».

Интервью
«Мы тебя арестуем, если не за спектакль, так за что-нибудь другое». Драматург Иван Вырыпаев — о заочном аресте и обвинениях в распространении «фейков» об армии
23.05.2023 06:00

Путь активистки

«На меня завели уголовное дело, так что я могу назвать себя активисткой», — говорит Сергеева. При этом свой путь в активизме она начала только два года назад, когда сходила на митинг в поддержку Алексея Навального, а потом стала наблюдателем на выборах. После начала войны ее позиция оказалась несовместима с официальной позицией государственной школы. Уволившись, Дарья стала преподавать частным образом.

Госдума 14 марта 2023 года приняла поправки, ужесточив наказание по статье 280.3. По словам Романа Качанова, поскольку обвинение Сергеевой предъявили по февральскому делу, еще до поправок, максимально возможное наказание, которое ей грозит, — 3 года лишения свободы. Суд может также назначить штраф от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы до 3 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев. Уголовное наказание назначают в том случае, если нарушителя уже привлекали к административной ответственности по этой же статье.

Административное дело по статье о дискредитации российской армии на Сергееву завели 11 сентября 2022 года. Поводом стал избирательный бюллетень с антивоенными надписями. Это случилось 11 сентября 2022 года на выборах губернатора Свердловской области. Сергееву признали виновной: она уплатила штраф в 15 тысяч рублей. Подробнее об этой истории можно прочитать на сайте «ОВД-Инфо».

Из stories Дарья Сергеевой

«У нее повторное же дело, — говорит Роксана из Феминистского антивоенного сопротивления. — Надо понимать, что если человек один раз попался по делу “о дискредитации” или другой околополитической статье, за ним будут пристальнее следить и любая повторная активность может привести к очень серьезным последствиям. И мы об этом предупреждаем, говорим, что лучше уехать из страны, пропасть навсегда».

Уезжать Сергеева не собиралась: «Мне постоянно говорили, что здесь страшно и опасно, что нужно уезжать. Я не слушала. Я же не могла знать заранее, что на меня заведут уголовное дело. Но я не пожалела, что осталась”».

Сейчас учительница боится решения суда, но верит, что до реального срока не дойдет: «В нашем регионе мягче приговоры. Например, Евгению Ройзману (бывшему мэру Екатеринбурга назначили штраф в 260 тысяч рублей по делу о “дискредитации” армии. — Ред.). Я не Ройзман, но возможно, у нас регион в целом менее людоедский. В маленьких городах судьи и следователи всех знают и у них более человеческое отношение к подсудимым, насколько это возможно в данных условиях».

Адвокату Роману Качанову кажется, что наказание будет мягким: штраф или принудительные работы.

«Мне так интуиция подсказывает, связанная с 15-летним адвокатским стажем. Дело не такое серьезное, как о госизмене, например», — говорит он.

Политические дела Качанов ведет с 2009 года, но дело Дарьи Сергеевой — его первое уголовное дело «о дискредитации».

О вероятности возвращения к активизму Сергеева говорит так: «Я часто сначала делаю, а потом думаю. Теперь придется сдерживать свои эмоциональные порывы и думать о том, как обезопасить себя. С одной стороны – тяжело будет меньше высказываться, с другой — я не хочу добровольно отдавать себя в руки режима и быть символом сопротивления».

Ирина Новик

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное