vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Если судить по бюджету РФ, продолжительность СВО может превысить продолжительность Великой Отечественной войны». Экономист Игорь Липсиц — о тратах России на войну

бюджет на оборону россия

Российская зенитная ракетная система С-400 в парке «Патриот» во время Международного военного форума «Армия – 2023». 15 августа 2023 года. Фото: Александр Неменов/ AFP / East News

Президент России Владимир Путин 28 ноября утвердил бюджет на 2024 год и на плановые 2025–2026 годы. В новом бюджете засекречены 27% всех расходов. Кроме того, в нем предусмотрен рекордный рост расходов на армию со времен СССР. «Вот Так» обсудил новый бюджет с профессором, доктором экономических наук Игорем Липсицем.

Откуда в бюджете России берутся засекреченные параграфы и знают ли депутаты, что в них заложено, когда голосуют за бюджет?

Возможно, что засекреченные статьи бюджета не знают даже депутаты. Я не уверен, что у всех депутатов Государственной думы есть допуски соответствующего уровня. Вполне может быть, что они не знают весь перечень статей расходов. Члены комитета по обороне, который пропускает бюджет в этой части, наверное, это знают, они допущены. Но все ли депутаты Госдумы знают? Да нет, голосуют просто послушно, лояльные они.

Как вы считаете, какие статьи могут быть засекречены?

Это могут быть расходы прежде всего на какую-то научно-техническую деятельность, которую хорошо бы не обозначать, чтобы не было понятно, в какую сторону государство разрабатывает военную технику. Так что, скорее всего, это расходы по каким-то программам развития военной техники. Потому что видны расходы на производство этой техники, а вот какая техника разрабатывается — это, скорее всего, и секретится.

Сейчас заложены самые большие деньги в оборонную промышленность со времен СССР в бюджет на три года. Значит ли это, что российские власти рассчитывают на затяжную войну?

Поскольку бюджет утвержден на 2024, 2025 и 2026 год, то видно, что некая ориентация на ближайшие три года сохраняется. То есть, если судить по бюджету Российской Федерации, продолжительность «СВО» может превысить продолжительность Великой Отечественной войны. На днях я подсчитал, что продолжительность «СВО» — это уже 42% от продолжительности Великой Отечественной войны. Судя по бюджету, «СВО» будет длиться дольше, чем Великая Отечественная.

Это, видимо, будет такая постоянная проблема для российской экономики. То, что мы, эксперты, называем «корейским вариантом» — он страшный, он ужасный, но, скорее всего, наиболее реальный. То есть ни войны, ни мира, постоянные проблемы и военные расходы, которые высасывают все соки из экономики России, как они высосали все соки из экономики СССР. СССР в итоге подошел к концу своего существования практически как страна-банкрот, у нее не было прибыли.

Закладывается ли в оборонную промышленность сопутствующие расходы, например на сухпайки, одежду для солдат? То есть то обслуживание, которое разогревает экономику внутри страны.

Оно входит частично как поставки для армии. Есть, конечно, расходы, с этим связанные. Это то, что проходит, скажем, по гражданской статье, но это на самом деле всякого рода военное строительство. То есть совокупный объем расходов, связанных с «СВО», на самом деле чрезвычайно велик: может быть, даже больше 40%. Не забывайте, что есть еще расходы на правоохранительную деятельность, и там тоже сидит много чего, связанного с «СВО», — та же самая Росгвардия и много других вещей. Так что в этом смысле реальные военно-полицейские расходы России они уходят, видимо, за 40%. Это уже близко к расходам Советского Союза, у него примерно 50% было на военные нужды.

Так что Россия становится все более милитаризованной страной, и это, конечно, очень большая угроза для экономики. Долго ли проживет рыночный бизнес в этой экономике, сказать никто не может. Сейчас по регионам России совершает тур секретарь Совета безопасности господин Патрушев, он приказывает губернаторам готовить план перехода экономики на мобилизационные рельсы.

Что это будет означать для российского бизнеса?

Как вы понимаете, в рамках мобилизационной экономики существование частного бизнеса становится делом крайне проблематичным. Сказать, что в России есть нормальный рыночный бизнес, уже нельзя, потому что, скажем, во все компании-экспортеры, валютные компании пришли валютные комиссары, которые контролируют, куда и на что тратится валюта. То есть они практически уже управляют финансовой деятельностью этих компаний. Картина такая, что российский бизнес, на мой взгляд, вступил в полосу подавления.

Мнения
Почему санкции Запада не сработали
27.11.2023 06:15

Силуанов сказал, что расходы выросли в два раза с 2019 года. Но обратите внимание: когда он объяснял, за счет чего, там нет никаких слов про расцвет рыночной экономики, про рост гражданского производства: там четыре момента — мобилизация доходной базы, улучшение администрирования косвенных налогов, донастройка нефтегазового сектора и прогрессивная шкала экспортных пошлин. То есть практически весь этот рост обеспечен усилением налогового давления, усилением налогового изъятия, ограблением российского бизнеса. Какой может быть расцвет и выживание частного бизнеса, если у тебя отнимают все, что можно и что нельзя, только потому, что нужно пополнить бюджет?

Российский частный бизнес спас Россию в 2022 году от краха, сохранил полки магазинов и стабильность ситуации, но выживет ли он долго, я сказать не могу. Его грабят всеми возможными способами.

Бюджет заложен с расчетом дефицита. Этот дефицит будет накапливаться и переноситься в следующие бюджеты?

Чтобы понять, что происходит с бюджетом, надо посмотреть, скажем, на картину этого года. В начале года очень сильно вырос дефицит и были прогнозы, что он может достигнуть 5 трлн и больше. К концу года подходим с меньшими цифрами. Но за счет чего? За сокращение дефицита бюджета заплачена очень дорогая цена: эта цена называется девальвация рубля. Рубль в прошлом году был где-то около 73 [рублей за доллар] в целом по году, в этом году он достигал 102, 103 рубля за доллар. Сейчас с трудом, насильно загнали в район 88. То есть считайте, что на 21% рубль обесценился, вошел в какой-то момент в число трех слабейших валют в мире.

Комментарий
«Российская экономика до того уровня, на котором она могла бы быть без войны, так и не дошла». Экономист Игорь Липсиц — о том, сколько Россия тратит на войну
19.09.2023 14:27

Мы можем предположить, что после выборов рубль опять отпустят?

Это основная гипотеза российских экономистов, потому что иначе бюджет не свести. Тот рост доходов, который заложен, он никаким образом обеспечен не может быть. Рост экономики маленький: Центробанк дает от полпроцента до полутора процентов. Минэкономики дает до двух процентов с небольшим. Прибыльность экономики в пять раз вырасти не может, налоги можно повышать, но не бесконечно, а вот девальвация — да. Поэтому вполне серьезно обсуждается курс и 120, и 130 рублей за доллар после марта. Есть прогнозы под 200 к концу будущего года. Если это будет сделано, то это позволит свести бюджет с таким большим дефицитом. Но расплатой за это будет очень сильная инфляция и падение реальных доходов населения.

Иван Гордеев

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное