vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Отвод войск и большая война

Авиация Западного военного округа во время отработки перебазирование самолетов на запасные аэродромы, 27 января 2022 года.
Авиация Западного военного округа во время отработки перебазирование самолетов на запасные аэродромы, 27 января 2022 года.
Фото: Министерство обороны РФ

Командующий войсками Западного военного округа России Александр Журавлев заявил, что войска и авиация в его зоне ответственности завершили плановую проверку боеготовности и возвращаются в места базирования. Это заявление может означать, что часть сил, которые Россия расположила на границе с Украиной на фоне выдвижения ультиматумов Соединенным Штатам и другим странам – членом НАТО, может быть отведена от границы.

Смена акцентов

Конечно, само по себе заявление командующего еще ничего не значит. В Москве говорили об отводе войск и после военных учений в прошлом году, однако большая часть военнослужащих так и не вернулась в места своей постоянной дислокации. Однако для меня важен сам факт того, что в России вообще стали говорить об отводе войск.

Еще недавно российские официальные лица отвергали саму возможность дискуссии о присутствии войск на украинской границе и утверждали, что по своей территории Россия может передвигать войска там, где ей заблагорассудится. Это, конечно, не отвечает логике российских же претензий к Западу о необходимости убрать вооружения, которые находятся на территории новых стран-членов НАТО вблизи от российских границ.

Авиация Западного военного округа во время отработки перебазирования самолетов на запасные аэродромы, 27 января 2022 года. Фото: Министерство обороны РФ

Но в данном случае мы говорим не о логике, а о самом подходе Кремля к праву усиливать эскалацию на границе с Украиной в любой момент. То, что в Москве стали говорить о том что войны не будет, если это будет зависеть от Российской Федерации, как об этом недавно сказал в интервью редакторам российских радиостанций Сергей Лавров – тоже смена акцентов.

Смена акцентов, которая указывает на готовность продолжать диалог с Западом даже в ситуации, когда Соединенные Штаты и другие страны – члены НАТО наотрез отвергают требования Москвы о нерасширении альянса за счет бывших советских республик.

Шанс на мир или время на подготовку?

Утверждать, что этот диалог – уже дорога к деэскалации, а заявление об отводе войск – первый ее признак, я бы все же пока не стал. В 1967 году, накануне Шестидневной войны на Ближнем Востоке, тогдашний президент Египта Гамаль Абдель Насер предлагал советскому руководству согласиться с инициативой премьер-министра Израиля Леви Эшколя, который хотел прилететь в Москву и попытаться с помощью руководителей СССР добиться деэскалации ситуации в регионе.

Премьер-министр Израиля Леви Эшколь (в центре) во время шестидневной войны между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой стороны, 1967 год. Фото: World history archive / Forum

Насер считал, что такой визит и переговорный процесс помогут ему лучше подготовиться к войне с Израилем. Владимир Путин может исходить из таких же предпосылок. И все же нельзя не заметить, что после жестких заявлений президента Соединенных Штатов Джозефа Байдена и угроз Запада о введении беспрецедентных санкций против России тон президента Путина и его подчиненных стал более осторожным.

Онлайн
Великобритания и Франция отправляют войска на восток. Хроника конфликта России и Украины
24.01.2022 17:48

Поэтому шансы на то, что большой войны в восточноевропейском регионе не будет, все же увеличились. Что, конечно же, не исключает попыток дестабилизации ситуации на Донбассе и энергетического диктата Москвы. Ведь если ситуацию с эскалацией на границе удастся урегулировать, уже в ближайшие месяцы мы сможем услышать новости о сертификации газопровода «Северный поток-2», что позволит России гораздо более жестко разговаривать с Украиной на тему поставок энергоресурсов и энергетической независимости страны как таковой.

На Донбассе Россия может воспользоваться ситуацией для того, чтобы демонстративно увеличить поставки оружия в регион и усилить напряженность на линии соприкосновения – в том случае если очередное возобновление консультаций в «нормандском формате» прогнозируемо завершится отказом Киева от прямых переговоров с представителями марионеточных администрацией «народных республик». Так что следует признать, что инструментов для эскалации у Путина достаточно и без большой войны.

Виталий Портников для «Вот Так»

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное