vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Рождественские елки и милицейские палки. Лукашенко как «президент ОМОНа»

30 декабря Александр Лукашенко наградил силовиков и сам получил от омоновцев их корпоративный знак отличия — черный берет. При этом заявил: «Пока последний омоновец мне не скажет уходить, я буду наглухо стоять в этой стране рядом с вами плечом к плечу». Это к вопросу о транзите власти, который мусолят аналитики.

После выборов 9 августа, когда стало ясно, что безнадежно утративший популярность Лукашенко решил удерживать власть за счет беспрецедентных репрессий, противники начали язвительно называть его «президентом ОМОНа». Сейчас, как видим, вождь режима сам наглядно иллюстрирует эту метафору.

Во-первых, перед Новым годом он приехал не куда-нибудь, а именно на базу столичного ОМОНа. Во-вторых, из речи этого должностного лица, которое по Конституции избирается-таки всенародно, вытекает, что вопрос его ухода зависит не от электората, а от «последнего омоновца».

Омоновцы же, понятное дело, в массе своей держатся за нынешнего правителя, потому что после всех своих «славных дел» логично не видят для себя светлых перспектив в случае смены власти.

Акция протеста в Минске 29 ноября

29 ноября 2020 года. Бойцы внутренних войск задерживают участника воскресной акции протеста в Минске в микрорайоне «Каменная горка». Фото: Агата Квятковская / «Белсат» / Vot Tak TV

За зверства никто не наказан

Белорусская милиция, и особенно ОМОН, и прежде не особо взирали на законы. Когда же в августе вспыхнули небывало массовые протесты и под Лукашенко зашаталось кресло, «блюстители» и вовсе получили карт-бланш. Они стали последней надеждой и опорой вождя с прохудившейся легитимностью.

«Иногда не до законов», — открытым текстом заявил Лукашенко в сентябре, выступая — внимание! — перед высшими чинами Генпрокуратуры, призванной как раз-таки стоять на страже закона.

И режим четко играет в одни ворота. За последние месяцы, по данным правозащитников, возбуждено более 900 уголовных дел против оппонентов режима, в стране уже 169 политзаключенных, но не известно ни об одном уголовном деле по фактам зверских избиений, пыток, гибели тех, кто выходил на протесты.

При этом вопиющие факты налицо. В августе в Минске в упор был застрелен Александр Тарайковский. Инициатива «Белорусский народный трибунал» провела свое предварительное расследование обстоятельств его смерти и даже установила имя предполагаемого убийцы. Но власти и ухом не ведут.

Фото
В Минске тысячи человек прощаются с погибшим в ходе протестов. Фоторепортаж
15.08.2020 12:34

То же самое можно сказать об истории с гибелью в столице защитника протестной символики Романа Бондаренко, которого схватили и утащили на глазах свидетелей неизвестные в масках (причем сливы телефонных разговоров показывают, что к инциденту могли быть причастны персоны из близкого круга вождя). Точнее, уголовное дело возбудили, но… в отношении журналистки Катерины Борисевич и врача Артема Сорокина, которые сообщили, что Бондаренко, вопреки официальной версии, не был пьян.

«…Каждый сотрудник и военнослужащий, человек в погонах должен знать и понимать, что на нашей стороне закон и что вы защищены государством», — заявил Лукашенко силовикам 30 декабря. Де-факто это означает: руки у вас развязаны, если и перестараетесь — никто не накажет.

Полицейщина крепчает

Глава режима прекрасно понимает: накажи за превышение полномочий, явный садизм хоть одного исполнителя — другие станут чесать репу: а надо ли так рвать жилы за вождя?

В итоге силовики уверовали в полную безнаказанность, а это окончательно развращает. Они нещадно бьют, калечат беззащитных людей, у которых руки связаны за спиной пластиковыми стяжками.

Они на голубом глазу дают ложные показания в судах (причем выступают в балаклавах и под вымышленными фамилиями — мол, по соображениям личной безопасности).

Наконец, эти персонажи с убогим образованием, примитивным мировоззрением пытаются еще и выступать воспитателями попавшей в их руки продвинутой молодежи, «гнилой» интеллигенции, высоколобых айтишников. Избивая, приговаривают: мол, сейчас научим Родину любить! Хочешь жить — кричи «ОМОН — это сила!», повторяй: «Мой президент — Лукашенко».

Кроме откровенного зверства процветает и просто маразм. Уже стали штрафовать и сажать даже за бело-красно-белые флаги на лоджиях: мол, это несанкционированный пикет!

Обновлено
Суд наказал 87-летнюю спортсменку-рекордсменку, пережившую войну, за «оппозиционный» флаг на балконе
15.12.2020 12:04

Доходит и до полного анекдота, когда лепят штраф за развешанное на балконе белье крамольной колеровки. Часто хватают на улицах совершенно случайных людей — для плана, что ли? На днях повязали 64-летнего детского писателя Владимира Яговдика, который по обыкновению шел к речке с батоном кормить уток. Задерживали даже папу, который гулял с ребенком в коляске, пенсионеров, водивших хоровод вокруг новогодней елки на площади — всюду мерещатся несанкционированные мероприятия.

Многим боязно уже выйти в магазин: есть риск вернуться суток через 15. Что называется, сходил за хлебушком! Короче, полицейщина крепчает.

Сказки про забугорных кукловодов

И при этом, развязав войну против собственного народа, большие начальники делают вид, что отражают агрессию неких внешних врагов. Нужно же придать благородства своим деяниям.

«Нам грозят не только введением новых экономических санкций, против нас развязали настоящую информационную войну, постоянно устраиваются политические провокации… Ведущую роль в организации уличных беспорядков играют зарубежные кукловоды и их приспешники-коллаборационисты, не сумевшие иным образом показать свою хоть какую-то политическую значимость», — в таком духе вещал Лукашенко перед силовиками 30 декабря. Во какая идеологическая база подводится, чтобы не так позорно было воевать против бабушек, водящих хоровод у елки.

Александр Лукашенко

Александр Лукашенко во время посещения минского отряда милиции особого назначения, 30 декабря 2020 года. Фото: president.gov.by

Но, положа руку на сердце, — да, бабушки нынче тоже неблагонадежные. Белорусские протесты 2020 года примечательны тем, что в них включились отнюдь не только записные оппозиционеры, а и рабочие, айтишники, пенсионеры, ученые, спортсмены, деятели культуры… Многие из них прежде избегали политики, а иные даже принадлежали до поры до времени к твердому электорату Лукашенко.

Но сейчас слой этого электората истончился. Лукашенко понимает, что больше не выиграет никаких выборов. Поэтому он рассчитывает лишь на ОМОН да бутафорское Всебелорусское народное собрание, которое наметил на февраль.

В эти дни на него отбирается сугубо лояльная публика. А само собрание этих якобы лучших представителей народа, видимо, придется отгораживать от возмущенной улицы тройным кордоном того самого ОМОНа. Полицейское государство во всей красе.

Вопрос, однако, в том, насколько хватит у Лукашенко ресурса, чтобы поддерживать это полицейское государство. Сколько бы ни твердил он про забугорных кукловодов, но факт в том, что смены власти упорно хочет масса белорусов. И после первой революционной волны наверняка будет вторая.

Александр Класковский, политический обозреватель — для Vot Tak TV

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное