10 рождественских и новогодних фильмов в подборке «Вот Так»
Что посмотреть дома на рождественские праздники, если «Один дома», «Реальная любовь» и «Гринч – похититель Рождества» уже засмотрены до дыр. Советует Валерий Сорокин.
Магазинчик за углом (1940, режиссер Эрнст Любич)
Персонажи Джеймса Стюарта и Маргарет Саллаван работают в магазине подарков и никак не могут найти общий язык, хотя, сами того не подозревая, состоят в анонимной любовной переписке друг с другом. В рождественский вечер недоразумение разрешится, все враги помирятся, а все одинокие найдут себе компанию.
Режиссер Эрнст Любич берет несколько ярких характеров, помещает их в сюжет, построенный на заблуждениях, и создает шедевр: картину смешную и одновременно пронзительно грустную, развлекательную и глубокую. В виртуальном общении герои влюблены, а в оффлайне беспрестанно ссорятся — какие чувства здесь истинны, а какие надуманны? Любич как никто другой умеет манипулировать эмоциями, однако не собирается никого обманывать. Но ведь для того и существует Рождество, чтобы все непреодолимые противоречия поставить на паузу: пусть хотя бы в рождественский вечер у всех все будет хорошо. А потом — потом снова начнется наша невеселая жизнь.
Чудо на 34-й улице (1947, режиссер Джордж Ситон)
В Нью-Йорке появляется старик, утверждающий, что он Санта Клаус. Кто-то готов ему поверить, а кто-то — ни в какую. Поскольку спорные вопросы американцы предпочитают решать в суде, чудному джентльмену с бородой придется пройти и через суд, который, конечно же, вынесет верное решение.
«Чудо на 34-й улице» — классический рождественский фильм Золотого века Голливуда, стоящий в одном ряду с «Этой замечательной жизнью» Фрэнка Капры и «Рождественской песнью» Эдвина Марина. Режиссер и сценарист Ситон с мягкой сатирой показывает реакцию современного мира на чудеса, а цинизму неверия противопоставляет тертуллиановский тезис «верую, ибо абсурдно». Восьмилетняя Натали Вуд играла тут малышку Сьюзан и впоследствии рассказывала, что все время съемок так и думала, что перед ней Санта. И, глядя в добрые глаза Эдмуна Гвенна — одного из самых убедительных Санта-Клаусов мирового кино, — хочется верить, что актриса, возможно, и не очень-то лукавила.
Квартира (1960, режиссер Билли Уайлдер)
Мелкий служащий большой компании (Джек Леммон) дает ключи от своей квартиры коллегам, чтобы тем было где встречаться с любовницами, а сам в это время бесприютно мыкается по дождливому Нью-Йорку. Ему нравится хорошенькая лифтерша с работы (Ширли Маклейн), и однажды в канун Рождества он находит ее на своей кровати: лежащую без чувств, в отчаянии объевшуюся таблеток после неудачного свидания с одним из боссов.
Давно было подмечено, что острее всего одиночество ощущается в новогодние праздники. Билли Уайлдер уточняет: особенно в малогабаритных квартирах огромных городов. У тихого горожанина роман может возникнуть или на рабочем месте, или если он по прихотливой иронии судьбы вдруг окажется в бессознательном состоянии в чужой квартире. Несколько лет спустя каждой из этих возможностей Эльдар Рязанов посвятит отдельный фильм. Великий Уайлдер все сумел сказать в одном.
Рождественская история (1983, режиссер Боб Кларк)
Маленький Ральфи хочет получить в подарок на Рождество пневматическую винтовку Red Raider BB Gun. Ну а какой американский пацан в 1940-е не хотел? И конечно же, и мать, и Санта-Клаус из супермаркета говорят ему: «Ты выбьешь себе глаз». Ну а кому не говорили? Да всем, кого ни спроси.
В 1974 году режиссер Боб Кларк прославился хоррором «Черное Рождество», и десятилетие спустя решил вернуться к рождественской теме, сделав ностальгическую комедию о детстве тогдашних пятидесятилетних. В «Рождественской истории» он смотрит на мир глазами девятилетнего мальчика и создает безумно обаятельную картину, полную уморительных гэгов. Чего стоит один только Санта-Клаус, который конвейерным методом обрабатывает желающих посидеть на коленях детей, а затем сапогом выпинывает испуганную малышню по специальному желобу обратно к родителям.
Тихая ночь, смертельная ночь (1984, режиссер Чарлз Е. Селлер)
В канун Рождества американская семья едет навестить больного дедушку. Тот, улучив момент, берет маленького Билли за руку и говорит, что Санта-Клаус — очень опасный тип, а доброта его сильно преувеличена. Как показывают последующие события, дедушка оказывается прав.
«Тихая ночь» — слэшер, выворачивающий наизнанку мифологию новогодних праздников. Здесь есть и кровавые немотивированные убийства, и маньяк в костюме Санта-Клауса, и удушение елочной гирляндой. Американские родители в штыки встретили идею Санты-убийцы, и ленту отозвали из широкого проката, чтобы не калечить хрупкую детскую психику. Однако фильм, который впервые отважился показать героя, насмерть травмированного Рождеством, конечно же, обречен на бессмертие.
Зимняя сказка (1995, режиссер Кеннет Брана)
Несколько актеров-неудачников объединяют усилия, чтобы поставить рождественский спектакль в продуваемой сквозняками церкви в английской глуши. Компания подобралась пестрая: алкоголик, эксцентричный гей, близоручка, спотыкающаяся на ровном месте, да и остальные не лучше. Разумеется, все они бездарны — разве хороший актер будет свободен в новогодние праздники? А ставить они будут ни много ни мало «Гамлета». В общем, все это выглядит очень плохой идеей. Но недаром действие происходит на Рождество. А городок, выбранный героями для своей авантюры, неслучайно называется Hope (Надежда).
Скромная черно-белая комедия Кеннета Браны, которую он поставил между «Франкенштейном» и своим собственным четырехчасовым «Гамлетом» — зрелище пусть и не идеальное, но полное юмора и какого-то обезоруживающего обаяния. Лишь одно обстоятельство мешает «Зимней сказке» стать идеальным фильмом на Рождество: его почти невозможно найти в хорошем качестве.
Подарок на Рождество (1996, режиссер Брайан Левант)
Комедия про отца (Арнольд Шварценеггер), который обещал купить сыну на Рождество куклу Турбомэна, да забыл, и теперь ему нужно любой ценой раздобыть эту чертову игрушку. В 1990-е Шварценеггер много снимался в дурацких комедиях, и тогдашняя критика встретила «Подарок» с каким-то особенно недобрым скепсисом. Но сейчас, четверть века спустя, фильм воспринимается как милый ностальгический аттракцион. Арни гоняется по городу за куклой, корча самые терминаторские рожи из своего мимического арсенала. Дерется с толпой Санта-Клаусов на подпольном складе. А его соперничество с другим отцом за вожделенного Турбомэна превращается буквально в поединок супергероев.
200 сигарет (1999, режиссер Риса Бреймон Гарсиа)
Действие происходит накануне 1982 года. Разные молодые люди собираются на одну большую вечеринку, а пока шляются по лихорадочному предновогоднему Нью-Йорку. Ссорятся, мирятся, влипают в приключения. Ищут себе пару, чтобы не остаться в одиночестве, когда наступит полночь. И бесконечно курят.
«200 сигарет» — комедия с множеством сюжетных линий и двумя десятками главных персонажей. В свое время критика и зрители приняли фильм прохладно: ругали за рыхлый сценарий и за то, что не смешно. Но сейчас в этом есть особое удовольствие: смотреть, как на экране полтора часа дурачатся братья Аффлек, Пол Радд, Кристина Риччи и Кортни Лав — молодые, прекрасные и одетые по моде начала 1980-х. И конечно, когда Человек-муравей с пижонскими бакенбардами целуется в туалетной кабинке с вдовой Курта Кобейна, ну вот как, скажите на милость, это может быть не смешно?
Отпуск по обмену (2006, режиссер Нэнси Майерс)
Незадолго до новогодних праздников две женщины — англичанка (Кейт Уинслет) и американка (Кэмерон Диас) — расстаются со своими нехорошими бойфрендами. Чтобы не грустить дома, незнакомки находят друг друга в сети и договариваются поменяться домами на время рождественских каникул. Эксперимент оказывается удачным: американка в британской провинции находит свое счастье с интеллигентным Джудом Лоу, а англичанке в Калифорнии достается Джек Блэк, что, в общем, тоже не так уж плохо.
Любимый прием режиссера и сценаристки Нэнси Майерс — помещать персонажей в противоестественные обстоятельства. Заставлять пожилых влюбляться в юных (и наоборот) или посылать 70-летнего Де Ниро работать простым стажером в стартап к двадцатилетним хипстерам. А потом смотреть (а точнее выдумывать), что будет. Забавная комедийная мелодрама про поменявшихся континентами англичанку и американку — наверное, единственный случай в ее карьере, когда этот нехитрый творческий метод полностью оправдал себя. Больше всего это кино похоже на новогодний тост: пусть в новом году все плохое уйдет, и все у нас будет хорошо. Неправдоподобно и, пожалуй, слишком длинно. Но приятно, как тост, в котором желают счастья вот прям лично тебе.
Жестокая ночь (2022, режиссер Том Виркола)
Банда головорезов врывается в богатый особняк и берет в заложники всю семью, включая маленькую Труди. Поскольку происходит это прямо перед Рождеством, а все бандиты были явно непослушными мальчиками, в дело приходится вмешаться Санта-Клаусу (Дэвид Харбор): нетрезвый и усталый, он как раз разносил подарки и оказался неподалеку. Хо-хо, держитесь негодяи!
Санта здесь хоть и пьет пиво, далеко не такой плохой, как в одноименном фильме с Билли Бобом Торнтоном. Но зато он ловко орудует кувалдой, использует свою магию в боевых целях и превращает предметы из рождественской атрибутики в смертельное оружие. Перед нами, в общем, своеобразная смесь двух других (и несомненно, великих) рождественских фильмов — «Крепкого орешка» и «Одного дома». Комедийный боевик — хулиганский и одновременно сентиментальный. Подвергающий Рождество ироничной ревизии лишь затем, чтобы вновь восстановить веру в праздник — пусть для этого и приходится порой действовать кувалдой.