vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Это победа ФСБ и СВР». ЕСПЧ присудил главе Gulagu.net Осечкину компенсацию за длительное содержание под стражей

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил создателю проекта Gulagu.net Владимиру Осечкину компенсацию в размере €4,1 тыс. за длительное содержание под стражей (за три года и 17 дней безосновательного продления ареста). Правозащитник в разговоре с «Вот Так» назвал это решение победой российских спецслужб и анонсировал масштабное расследование об их влиянии на Страсбург.

«Сегодняшнее решение – это насмешка над правосудием и издевательство над здравым смыслом. И это очевидный результат паралича работы ЕСПЧ и проникновение в так называемую русскую секцию ЕСПЧ агентов влияния ФСБ и Службы внешней разведки», – уверен Владимир Осечкин.

Правозащитник рассказал, что во время разбирательств по заведенному на него уголовному делу о мошенничестве он понес только материальные убытки в размере более $2 млн: у него забрали бизнес, долю в автомобильном торговом центре в Москве, квартиру и автомобили. После ареста его избивали и содержали в бесчеловечных условиях:

«В Можайском СИЗО №10 ФСИН нас [арестованных] подвергали и пыткам, и избиениям со стороны спецназа, и помещали в заведомо переполненные камеры, когда в четырехместной камере содержались по 9–10 человек. Нас годами возили в ИВС Красногорского УВД, где с 2007 по 2010 год нас содержали в камерах, где не было даже туалета и раковины с водой, в углу просто стояло ведро с парашей, и только один раз в день нам разрешали выходить в туалет, смывать содержимое этого ведра и умываться. Во время следственных действий и судебных заседаний я более 50 недель провел в подобных пыточных условиях. Меня неоднократно избивали в качестве мести за жалобы. Я пережил 25 операций, чтобы выглядеть так, как выгляжу сейчас. У меня больше 10 зубов нет – это только то, что перенесла моя челюсть».

Нынешнему правозащитнику, задержанному в мае 2007 года, постоянно без явных оснований продлевали срок ареста. Следственные действия по его делу завершилось в августе 2008-го, и до ноября 2009-го он содержался в СИЗО «без суда и следствия». В итоге после бесконечных затягиваний в 2010 году Осечкина приговорили к семи годам лишения свободы, но оставили в СИЗО для следственных действий: он был свидетелем ФСБ по делу о коррупции в МВД и прокуратуре. В итоге почти сразу после прибытия в колонию его отпустили по УДО:

«Руководство колонии по приказу из Москвы написало само материалы по освобождению меня по УДО, потому что им из Москвы на тот момент ФСБ давала команду меня освободить».

Как говорит Осечкин, даже по мнению спецслужбы, в его деле усматривались признаки фальсификации и незаконно принятых решений.

«Это было на волне того, что Стас Буянский, прокурор Можайска, которого назначили зампрокурора Московской области, к Дмитрию Медведеву забежал в резиденцию президента и ему в руки отдал папку о коррупции в Генпрокуратуре и прокуратуре Московской области, и в этих документах одно из заказных дел было дело по мне. Он сказал президенту, что их заставляют сажать невиновных».

В 2010 году Владимир Осечкин и его адвокаты подали в ЕСПЧ первую жалобу на бесчеловечные условия содержания и пытки. В 2011 году была отправлена еще одна жалоба – на «заведомо незаконный судебный приговор» и «бесконечное продление срока под стражей». В материалах было указано, что пострадавшие рассказывали о давлении прокуроров и силовиков, которые требовали оговорить Владимира Осечкина. Жалобы правозащитника рассматривали годами:

«Когда я возглавлял Gulagu.net в России, когда возглавлял рабочую группу по защите прав заключенных при Госдуме, ни разу я не позволил себе использовать положение, чтобы помочь самому себе собрать материалы по моим жалобам. Никогда не пытался использовать свой сайт, чтобы подействовать на ЕСПЧ, чтобы они рассмотрели быстрее мою жалобу. Я как обычный простой человек ждал настоящего правосудия и судебного решения, понимая, что помимо меня еще тысячи людей ждут. В результате мою жалобу заволокитили и потеряли».

В 2016 и 2020 году у Осечкина спрашивали, точно ли он хочет, чтобы его дело рассмотрели. Ему предлагали отказаться от претензий за компенсацию в €19 тыс. Правозащитник отказался, и в итоге жалобы коммуницировали только в 2020-м. Спустя два года решение вынесли, признав нарушения только по одному из трех пунктов претензий.

«Признание по шестой статье Конвенции о защите прав человека, что не было справедливого судебного разбирательства, что все материалы защиты украли и выкинули из материалов дела, что потерпевшими признаются люди, которые сами должны мне гигантские деньги, что рассматривали это под давлением людей, большая часть которых уже уволена из МВД и прокуратуры и стали фигурантами уголовных дел о коррупции, – автоматом бы отменило неправосудные приговоры, заставило бы заново это дело рассматривать. Они эту статью убрали из рассмотрения и без возможности обжалования, а в следующей итерации отбрили мои жалобы на пытки. В результате спустили в унитаз более 10 лет моего ожидания, огромное количество жалоб и доказательств».

Осечкин называет приговор формальностью и отмечает, что суд не принял во внимание и обыски 9 сентября 2015 года, когда ФСБ и спецслужбы обыскали дом правозащитника и изъяли переписку с ЕСПЧ, материалы и документы.

Уточним, что ранее Владимир Осечкин как человек, находящийся под международной защитой и получивший политическое убежище во Франции, просил ЕСПЧ скрыть его данные от сотрудников с русскими паспортами. В итоге в решении по его делу указана русская сотрудница аппарата, а один из трех судей – россиянин Михаил Лобов, которого ранее отстранили от работы «до рассмотрения правовых последствий <…> на работу суда».

«Я прекрасно знаю, что в аппарате ЕСПЧ есть люди, которые работают на российские спецслужбы. И все, что они делают, – они заволокичивают самые важные кейсы. Сегодняшнее решение – самая настоящая победа ФСБ и Службы внешней разведки. Я обещаю, что сделаю все возможное, чтобы собрать информацию и разоблачить заговор с проникновением российских спецслужб и агентов влияния, которые парализовали ЕСПЧ и которые парализовывали все эти годы Европейский комитет по предотвращению пыток, который работает в связке с ЕСПЧ».

Арина Бессонова

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное