vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Чемпион мира»: еще один ностальгический фильм о советском спорте

Константин Хабенский в роли Виктора Корчного. Кадр из фильма “Чемпион мира”

Перед новогодними праздниками российский кинопрокат зачистили для отечественных кинорелизов, и потому главной премьерой недели стал «Чемпион мира» режиссера и сценариста Алексея Сидорова с Константином Хабенским и Иваном Янковским в главных ролях. Специально для «Вот Так» Роман Черкасов рассказывает об этой картине, которая должна была стать блокбастером про эпохальный шахматный матч между Анатолием Карповым и Виктором Корчным.

Киношники ищут предателя

Великий шахматист Анатолий Карпов, несомненно, заслуживает байопика. Как и великий шахматист Виктор Корчной, человек сложного характера и непростой судьбы, вступивший в конфликт с советским спортивным начальством и в 1976 году попросивший политического убежища в Нидерландах. В 1978 году оба гроссмейстера сошлись в поединке за звание чемпиона мира, и об этом напряженном матче тоже можно снять кино. Почему бы и нет.

Однако ж надо признать: в 2021 году продюсеры Никита Михалков и Леонид Верещагин, телеканал «Россия 1» и режиссер Алексей Сидоров сделали фильм о том, как советский человек Карпов отстоял честь нашей социалистической родины в шахматной дуэли с предателем и отщепенцем Корчным.

Современный зритель вроде бы давно не мыслит такими категориями и не склонен воспринимать советских невозвращенцев как изменников родины, но авторы фильма, кажется, мыслят и склонны. Пусть для киношного Карпова (Иван Янковский) это просто спортивное состязание – слишком хороший он человек, потому и не видит всей политической глубины момента. Но авторы глубину видят и выстраивают интригу не на чисто спортивном, а на специфическом интересе политического характера: достанется ли шахматная корона предателю – именно эта угроза и должна держать зрителя в напряжении.

Иван Янковский в роли Анатолия Карпина. Кадр из фильма “Чемпион мира”

«Чемпион мира» мог стать фильмом о мировоззренческом и психологическом поединке между двумя великими шахматистами, у каждого из которых своя правда. Один отделяет спорт от личного и политического, для другого они неотделимы. Один живет возможностями, которые ему предлагает жизнь, другой – обидами и подозрениями. Для одного шахматы – это спорт, для другого – война. Возможно, на каком-то этапе создания фильм примерно таким и задумывался: следы этого можно обнаружить в некоторых репликах. Однако все пошло не так.

Схематичные антагонисты

Трейлер производил впечатление, что фильм дает развернутый образ Корчного в исполнении Хабенского, но оказалось, все выразительные планы и яркие реплики Хабенского в трейлер и поместились. А что не поместилось – там Хабенский просто сидит за шахматной доской с человеконенавистнической миной. Человеком Виктор Львович был, как о нем вспоминают, и впрямь невозможным и репутацию «шахматного злодея» имел неспроста. Ну так тем он в том числе и интересен. Режиссер же Сидоров им не интересуется вовсе и никакой, сколь угодно гипотетической, правды за Корчным признавать не желает. Враг он и есть враг. У нас с такими разговор короткий.

При этом на Корчного-Хабенского смотреть намного интереснее, чем на Карпова-Янковского. Хотя бы потому, что Хабенский играет характер – брюзгливая мимика, расхлябанная походка, устало-саркастический взгляд человека, знающего, что кругом одни сволочи, и изнеможённого этим своим знанием. А Янковский дает не характер, а абстракцию. Хорошего парня без мимики, без походки и без всякого выражения на красивом и до неприличия холеном лице.

Если авторам было необходимо показать моральное превосходство Карпова над Корчным, они могли бы вставить в сюжет известный эпизод из их отношений. В 1974 году, будучи за границей, несдержанный на язык Корчной в интервью югославской прессе негативно отозвался о советском спортивном руководстве и о своем сопернике Карпове. Руководство рассердилось, сделало гроссмейстера невыездным, и только благодаря вмешательству Карпова запрет на выезд сняли. Вот, пожалуйста: реальный благородный поступок по отношению к недругу. Почему бы его не показать? Сидоров же по непонятным причинам этим эпизодом пренебрегает и предпочитает рисовать светлый облик героя куда более условными и высосанными из сценаристского, то есть своего собственного, пальца способами.

Кадр из фильма “Чемпион мира”

Светошумовые помехи

Впрочем, в «Чемпионе мира» много нелепых решений. Если начистоту, здесь вообще все как-то невпопад и не к месту.

Вот камера в рапиде по дуге огибает машину, в которой едет герой, и дает нам его крупный план, а герой просто едет играть партию, не первый раз едет и не последний. Чем именно эта его поездка заслужила такую пижонскую съемку – черт ее знает. Иной раз возникают фантастические вставки, где шахматная партия изображается в виде битвы созданных с помощью компьютерной графики рыцарей, слонов и коней, – и трудно найти хоть какое-то обоснование для этих выкрутасов, кроме желания авторов показать, что бюджет в полмиллиарда рублей потрачен без остатка и за меньшие деньги это кино снять было решительно невозможно.

Когда режиссеру Сидорову нужно создать напряжение от шахматной партии, он сопровождает передвижение фигур на доске закадровыми звуковыми эффектами – жжжух! жжжух! – как в фильмах про кунг-фу. А когда ему хочется показать, что Карпов напряженно думает, на экране возникают опять же нарисованные на компьютере светящиеся линии, разветвляющиеся в темном трехмерном пространстве, – так режиссер визуализирует процесс мышления.

Федор Добронравов в роли отца Анатолия Карпина. Кадр из фильма “Чемпион мира”

Повествование выстроено кое-как, сцены монтируются друг с другом по не поддающейся уразумению логике. Карпов беседует по телефону с отцом (Федор Добронравов), тому во время разговора становится плохо с сердцем, герой взволнован и опечален. Монтажная склейка и – под веселую музыку Карпов едет на соревнования. Зритель только решил погрустить вместе с героем, но не тут-то было: новый эпизод – новое настроение. И вот так здесь примерно всё.

В сцене эмоционально важного разговора Карпова с женой (Диана Пожарская) на фоне играет «Арлекино» в исполнении Пугачевой, и как только герой произносит заветные три слова «Я тебя люблю», на полную мощь, словно комментируя сказанное, врубается припев: «Аааах, Арлекино, Арлекино!» Зачем это было нужно? Чтобы высмеять только что прозвучавшее признание в любви? Да ни зачем, просто хорошая песня, захотелось погромче сделать.

Поскольку советская поп-музыка 70-х в картине отвечает за создание достоверного исторического колорита, на протяжении фильма несколько раз и всегда невпопад звучит Александр Зацепин. А дважды, чтобы добавить патетики, Сидоров на полном серьезе включает «Темп» Софии Ротару («Все быстрей! Мчится время все быстрей!») – песню, которой, к слову, в 78-м еще было, она была написана к Олимпиаде-80.

Бывают фильмы неудачные, но «Чемпиону мира» – дорогому, широко распиаренному, вышедшему в прокат в новогоднюю неделю – больше подходит определение «халтура», бывшее в широком ходу как раз в изображаемую им эпоху. Эксплуатируя чувство ностальгии по позднему СССР, патриотизм и пиетет аудитории перед советским спортом, «Чемпион мира» демонстрирует такое неуважение и к своему предмету, и к зрителю, что на финальных титрах возникает острое желание потребовать обратно деньги за билет.

Роман Черкасов для “Вот Так”

А если к российскому кинопрому под праздники душа не лежит – у нас есть новогодняя подборка сериалов:

Про сериалы и кино
Отключите мозг, поверьте в сказку. Что посмотреть в эти праздники
30.12.2021 16:13
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное