vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

"Больше всех плачут те, кому страшнее всего". Главные вопросы к новой версии убийства Шеремета

"Больше всех плачут те, кому страшнее всего". Главные вопросы к новой версии убийства Шеремета

Тысячи людей посетили церемонию прощания с известным украинским и белорусским журналистом Павлом Шереметом. Киев, Украина. 22 июля 2016 г. Фото: PACIFIC PRESS / Alamy / Alamy / Forum

Украинское издание “Заборона” опубликовало первую часть расследования об убийстве журналиста Павла Шеремета. В нем рассказывается, что правоохранители не приняли во внимание показания некоей Марины Мацюк, которая утверждала, что Шеремета убил донецкий бизнесмен Максим Зотов.

Редакция Vot-tak.tv задает свои вопросы, возникшие после прочтения расследования “Забороны”. На них отвечают коллега Шеремета и бывший старший следователь по особо важным делам главного следственного управления МВД Украины.

В первой части журналистского расследования авторы утверждают, что к ним в руки попали материалы дела об убийстве Павла Шеремета, в которых говорится о показаниях переселенки из Донецка Марины Мацюк. В общении со следователем она описывает 21 или 22 июля 2016 года (Павла Шеремета убили 20 июля. – Примеч. ред.).

В тот день она сидела на лавочке возле дома в Мариуполе, когда к ней подошел, как утверждает Мацюк, ее давний знакомый Максим Зотов и сказал, что это он убил Павла Шеремета. Зотов – донецкий бизнесмен, чья жена Ольга Эпель принадлежит к семье влиятельного бизнес-клана в Донецке, который связан с криминалом и бывшим министром доходов и сборов времен Виктора Януковича Александром Клименко. Последний владел медиахолдингом, где работал Павел Шеремет. Журналист был хорошим другом в то время главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, который вел дело против Клименко.

Кто мог передать информацию журналистам “Забороны”?

Бывший старший следователь по особо важным делам Руслан Сушко поясняет, что материалы дела проходят через широкий круг людей: следователей, потерпевших, прокуроров, судей и адвокатов. По его словам, из этого списка совершенно точно можно исключить следователей. Любые информационные волны, возникающие вокруг дела, для следователя всегда очень плохо. Как только происходит утечка информации либо возрастает общественный резонанс, следователю всегда задаются крайне неудобные вопросы, на которые он иногда не может дать ответ, аргументирует свою позицию Сушко:

“Для следователя лучше разработать несколько версий параллельно и показать, что вы тут ошибаетесь, чем слить информацию и потом выслушивать [претензии] от руководства”.

Всех остальных вышеперечисленных можно рассматривать как потенциальных информаторов для журналистов.

Почему слив произошел спустя четыре года после показаний Мацюк?

Это можно объяснить политической ситуацией, потому что 25 октября в Украине состоятся местные выборы, а дело об убийстве Павла Шеремета достаточно резонансное и способно взбудоражить общество, говорит Руслан Сушко.

Он также считает возможной и другую причину: 25 мая 2020 года было завершено досудебное расследование по делу Шеремета. Только с этого момента полный доступ к материалам досудебного расследования открыли для стороны защиты, в том числе для потерпевшей или потерпевшего. Согласно Уголовному кодексу, потерпевшим признается либо близкий родственник, либо государство.

Машина Алены Притулы, которой в момент взрыва управлял ее гражданский муж Павел Шеремет. Киев, Украина. 20 июля 2016 г. Фото: Pacific Press Agency / Alamy / Alamy / Forum

У Павла Шеремета осталась бывшая жена, дети и гражданская жена Алена Притула, владелица издания “Украинская правда”. Именно в ее машину была заложена взрывчатка и за рулем в тот день оказался Шеремет, а не Притула. И это, по словам Сушко, важный момент:

“Заблаговременно знать, что человек завтра сядет за руль не своего автомобиля и то, что его супруга не поедет на своем автомобиле и отдаст его ему – вот это предугадать было нельзя. Если убийцы получили об этом информацию, надо говорить о том, что, очевидно, контролировались разговоры дома, то есть могла быть прослушка и так далее”.

Похож ли Максим Зотов на человека, который вместе с пособницей закладывал взрывчатку?

Коллега Павла Шеремета на радио “Вести”, украинская журналистка, теле- и радиоведущая Татьяна Иванская утверждает, что фигурант расследования “Забороны” Максим Зотов похож на человека, которого сняли камеры видеонаблюдения в момент, когда под автомобиль Притулы закладывалась взрывчатка.

Максим Зотов

Максим Зотов. Скриншот из видео на канале Кристины Кривцовой / YouTube

Иванская не верит в официальную версию, в которой этим человеком называют участника боевых действий на Донбассе Андрея Антоненко.

Андрей Антоненко

Андрей Антоненко во время задержания в связи с убийством Павла Шеремета. Киев, Украина. 12 декабря 2019 г. Фото: Reuters / Forum

В интернете есть видеоролики с участием Зотова, а у правоохранителей, как утверждает следователь в отставке Руслан Сушко, есть все основания провести экспертизу, подобную той, которая проводилась в отношении Андрея Антоненко. Тогда были даны оценки походке человека с камеры видеонаблюдения и другим деталям его внешности.

“Я обратила внимание, что этот Зотов, который есть на фотографиях в расследовании, действительно похож на Антоненко: борода, телосложение, походка, кепки. Они очень похожи”, – подмечает журналистка, которая была соведущей Шеремета на радио “Вести”.

Ни Татьяна Иванская, ни Руслан Сушко не верят в официальную версию следствия, в которой причастными к убийству считают Антоненко, врача и волонтера Юлию Кузьменко и военную медсестру Яну Дугарь, а мотив преступления определяют как политический.

Трио Матиос – Шеремет – Клименко. Могла ли эта связь послужить причиной убийства?

Для коллеги Шеремета Татьяны Иванской из первой части расследования “Забороны” очевидный мотив пока не просматривается. Она подтверждает, что Шеремет действительно летал в Москву на встречу с Клименко незадолго до своей смерти.

“Нервничал ли Паша до этой встречи с Клименко, я не знаю, но после нее он действительно был взволнованно-разочарованный, будто что-то не вышло”, – вспоминает Татьяна.

Она рассказывает, что Шеремет однозначно хотел возглавить радио “Вести” и быть на стороне редакции. В расследовании говорится, что журналист летал в Москву на встречу с беглым олигархом и владельцем радиостанции и хотел попробовать договориться с ним о невмешательстве в политику редакции. У Клименко же, наоборот, был план использовать свое СМИ как рупор, чтобы получить возможность вернуться в Украину.

“Мог ли Паша знать что-то такое о Клименко, чего не знал Матиос? Даже если и мог знать, то это все равно нужно было доказать в суде, давать показания и чем-то их подтверждать. Возможно, у него на руках были какие-то документы, но мы же этого не знаем”.

Мы пытались связаться с Анатолием Матиосом, чтобы узнать его мнение по поводу расследования, но на наше сообщение в соцсети на момент публикации он не ответил.

На похороны Павла Шеремета пришел президент Украины Петр Порошенко. Киев, Украина. 22 июля 2016 г. Фото: Валентин Огиренко / Reuters / Forum

Еще один любопытный факт Татьяна Иванская подметила на похоронах Шеремета. Он связан с женой Александра Клименко Ольгой Семченко, которая, по словам Иванской, плакала навзрыд и подходила ко многим коллегам по радио:

“Тогда наш общий коллега сказал: “Плачут всегда больше всех те, кому страшнее остальных”. То есть он хотел сказать, что, возможно, она могла плакать не потому, что ей было так жалко, она плакала, потому что боялась такой же судьбы для себя. Меня ее слезы тогда удивили”.

Авторы журналистского расследования упоминают в материале ситуацию, которая возникла во время похорон, когда дочери Шеремета передали конверт с $20 тысячами якобы собранных от коллег с “Вестей”. Сакен Аймурзаев, выступавший посредником, сказал “Забороне”, что деньги передала Семченко.

Может ли версия с Зотовым стать основной в расследовании дела Шеремета?

Бывший следователь Руслан Сушко из своего многолетнего опыта утверждает, что в расследовании преступлений теоретически могут быть даже самые дикие версии. Такой он сейчас называет официальную позицию следствия.

Версию с убийцей в роли Максима Зотова Сушко считает вполне рабочей. Бывший следователь допускает, что Зотов мог самостоятельно рассказать про убийство Шеремета своей давней знакомой Марине Мацюк.

Самооговор в криминальной практике, по его словам, случается. Бывший следователь предполагает, что Зотов может быть психически нездоров, мог в тот момент находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или просто решил похвастаться перед женщиной, ощущая свою безнаказанность:

“Нужно проводить следственные действия, нужно проверять, но я вас уверяю, что никто этого делать не будет. Возможно, только формально. Вы же понимаете, что если лопнет версия с нынешним обвинением, то это может повлечь за собой тяжелые политические последствия, потому что нельзя было к этому привлекать серьезных государственных мужей, это подрыв имиджа.

У них теперь выхода нет. Если вдруг появится другая версия, то кто будет нести уголовную и политическую ответственность, что трое людей незаконно были лишены свободы?”

Президент Украины Владимир Зеленский во время брифинга, посвященного расследованию убийства журналиста Павла Шеремета. Киев, Украина. 12 декабря 2019 г. Фото: Петр Сивков / TASS / Forum

Когда оглашалась версия с причастностью к убийству Шеремета тройки Антоненко, Дугарь и Кузьменко в зале на брифинге присутствовал президент Украины Владимир Зеленский. В МВД объяснили, что глава государства хотел таким жестом показать, что это уголовное дело – одно из приоритетных для правоохранительных органов.

На данный момент Максим Зотов и Александр Клименко живут в России. В МВД о показаниях Зотова ничего не знают. В комментарии для “Забороны” спикер МВД Артем Шевченко заявил, что поездки Шеремета в России и его контакты с Клименко, безусловно, интересовали следствие, но оно лишено возможности делать какие-либо запросы к правоохранителям страны-агрессора, то есть России.

Максим Шилин / vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное