vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Диктатура обречена, если люди ощутили ценность свободы

События в Беларуси – центральная тема российских новостей.

События в Беларуси – центральная тема российских новостей. И это понятно. Ничто так не пугает авторитарную власть и ничто так не волнует гражданское общество, как удачный пример освобождения от тирании. Или хотя бы попытка освобождения. Все примеряют чужой опыт на себя, мысленно проигрывая подобный сценарий событий для своей страны. И очень многие в России сейчас ждут, затаив дыхание: ну хоть бы у них получилось!

Однако редко что-то случается само по себе. Для таких масштабных событий, как революция и смена политического режима, нужно по крайней мере несколько условий, каждое из которых важно настолько, что без него победа очень труднодостижима. Это видно из опыта разных стран, из попыток свержения тирании – как успешных, так и неудачных. Посмотрим на Россию и Беларусь. И даже сравним их.

Недовольство диктатурой должно достичь такого критического уровня, после которого существование прежнего политического режима кажется уже невыносимым. После которого число недовольных может только увеличиваться. После которого власть начинает рассматривать общество как угрозу своему существованию. В новейшей истории в России так было в конце 80-х – начале 90-х годов и в 2011–2012 годах, в Беларуси – такая ситуация сейчас.

Массовое недовольство должно координироваться и воплощаться в конкретные требования к властям. Для этого нужна адекватная политическая оппозиция, способная ясно выражать общественные настроения и быть реальной альтернативой тирании. В России такая антикоммунистическая, а точнее антиноменклатурная, но отнюдь не демократическая оппозиция, была на рубеже 90-х. В результате коммунистическая система рухнула, но демократической страна не стала.

Авторитетной и эффективной оппозиции не было в России и в 2011 году. А та, что была – боязливая, безответственная и в основном преследующая собственные карьерные интересы, – превратила протестное движение в персональное политическое шоу, которое быстро всем надоело. В результате шансы на перемены в России были безвозвратно утрачены.

В Беларуси к нынешнему времени демократическая оппозиция не вышла на передний край общественного недовольства. Отчасти из-за неспособности к консолидации в условиях жестокой тирании, отчасти из-за пандемии, ограничившей возможности гражданского общества. Во главе протеста встали случайные в политике люди, непроверенные временем и оппозиционной деятельностью, с неясными политическими взглядами и по многим признакам так или иначе связанные с Москвой.

Существенным условием для победы ненасильственного протеста остается относительная слабость власти, наличие у нее внутреннего запрета на применение огнестрельного оружия против собственного народа. Пока полиция применяет дубинки и слезоточивый газ, сажает в тюрьмы и высылает из страны, мирный протест еще возможен.

Но когда демонстрантов начинают расстреливать снайперы или их давят танками, ни о каком ненасильственном протесте уже не может быть и речи. Тогда остается только один выход: вооруженный отпор, как это произошло во время Революции Достоинства в Украине в 2014 году и как этого не случилось в 1989 году на пекинской площади Тяньаньмэнь. Поэтому Украина сегодня свобода, а в Китае по-прежнему господствует коммунистическая диктатура.

Ну и наконец, последнее условие, может быть не столь обязательное, но очень важное – поддержка международного сообщества. Иногда только она и может остановить обезумевших от своей власти диктаторов. И наоборот, любая международная поддержка диктатур подрывает усилия гражданского общества, препятствует демократическим преобразованиям, в какой бы форме они не проводились.

Сегодня большинство стран Запада дипломатично осуждают нечестные выборы в Беларуси, избыточное применение полицейской силы против демонстрантов и репрессии против политических оппонентов. Но все это не идет дальше пустых деклараций. Вероятно, Лукашенко лишь усмехается в усы, выслушивая эти протокольно выверенные сентенции.

И все же точки над i еще не расставлены. Лукашенко украл победу на выборах и ощетинился ОМОНом, но он не победил. Он заслужил ненависть огромной части белорусского общества, той самой критической массы, для которой диктатура стала невыносима. И что-то я сомневаюсь, что его будущая президентская судьба измеряется годами или даже месяцами. Я думаю, днями, в крайнем случае – неделями.

Но даже если сегодняшняя революция не победит и белорусам не удастся прихлопнуть его пыльным тапком прямо сейчас, то это, я думаю, случится очень скоро. Диктатура обречена, если люди ощутили ценность свободы.

Александр Подрабинек для vot-tak.tv

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное