vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Дружба несменяемых: встречи Путина и Лукашенко в параллельных мирах. Колонка Ивана Давыдова

У всех, наверное, бессменных властителей есть одно важное свойство: в какой-то неуловимый момент они из общей с прочими людьми реальности переезжают в свою, отдельную, особенную и начинают там жить – всерьез и по-настоящему. Пока ситуация в стране от кризисной далека, это не очень бросается в глаза, хотя все равно постепенно становится заметным, конечно.

Ну например, если глава государства, у которого хватает реальных проблем, много времени и сил тратит на разоблачение негодяев, семьдесят пять лет назад развязавших мировую войну, – это тревожный симптом. Серьезный для жителей государства повод начать беспокоиться. Но когда страну накрывает настоящий кризис, все делается совсем наглядным.

Лукашенко сейчас в глубоком кризисе. Его Беларусь кончается на наших глазах. Начинается совсем новая Беларусь, в которой ему места нет. Или есть – но на скамье подсудимых, а это не самая комфортная позиция. Чем дальше, тем сложнее объяснить его действия с точки зрения обычной человеческой логики, ничего не получается, если брать за точку отсчета ту реальность, в которой живут обычные люди.

Но ведь в том как раз и дело, что не ее тут нужно брать за точку отсчета.

Самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко на митинге в свою поддержку. Минск, 16 августа 2020 года. Фото: Valery Sharifulin / TASS / Forum

Когда на митинг в поддержку диктатора никто не приходит

Да, конечно, после триумфальной кампании Тихановской рисовать 80% голосов за себя любимого – шаг нелепый, с неизбежностью выталкивающий людей на протесты. Избивать и пытать мирных протестующих – затея провальная. Продолжать пытаться запугать после первой ночи избиений и пыток, когда даже и слепому видно, что из затеи с запугиванием ничего не вышло, – катастрофа. Ну и так далее.

Если диктатор на митинг в поддержку себя не может собрать даже и десяти тысяч человек, а параллельно проходит митинг его противников, на котором народу больше в разы (возможно, в десятки раз), и все, кто пришел туда, пришли добровольно, рискуя вновь попасть под милицейские дубинки и понимая, чем рискуют, – значит, диктатор уже не совсем диктатор. Пора задуматься о путях для отступления. Незачем цепляться за власть. Даже если получится удержать ее еще на несколько месяцев – слишком дорого потом придется платить за каждый лишний месяц. И даже за каждый лишний день.

Но Лукашенко цепляется, оскорбляет противников, озвучивает нелепые конспирологические теории, произносит стыдные речи. И – словно для того, чтобы всем показать, что такое ложь, – обещает немедленно встать перед сторонниками на колени, и – не встает на колени. Жеста доходчивей, пожалуй, и не придумаешь.

Обновлено
Лукашенко прилетел на завод и заявил, что бастующие «погоду не делают»
17.08.2020 10:45

Он не врет. Он искренне верит собственной пропаганде

Почему он так себя ведет? Зачем? Да просто все на самом деле. Потому что он искренне верит собственной пропаганде. Он не врет. Он убежден – за него проголосовало 80% граждан страны. На площадях собираются бездельники и наркоманы. Бастовать на заводах готовы разве что отдельные отщепенцы. Литва, Польша, Чехия и, возможно, княжество Монако готовы напасть на его суверенную державу. Там же и провокаторов готовят.

Оттуда же и деньги на их разрушительную работу. Поразившие многих «солдаты НАТО» из речи Лукашенко – желторотые и светловолосые негры, которые собираются обуть белорусов в лапти и гонять их кнутами, – не бред, а собирательный образ идеального врага, американца и солдата Третьего рейха одновременно, этакие истинные чернокожие арийцы. И в них Лукашенко точно так же верит, как в 80% проголосовавших за него на выборах.

И на площади перед ним – десятки тысяч искренних и верных сторонников. Это еще скромная оценка. Он-то, возможно, видит миллионы, но даже себе стесняется в этом признаться.

Лукашенко названивает Путину как подвыпившая бывшая в пятницу вечером

И совершенно естественно, что именно Путин оказывается главным собеседником Лукашенко в этот непростой момент. Неслучайно он Путину названивает как подвыпившая бывшая в пятницу вечером. Ну были трения, да. Случалось, ссорились. Но сейчас только Путин и может понять белорусского вождя.

Потому что и сам точно так же живет в особой реальности, которая сильно отличается от обычной.

Самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко и его российский коллега Владимир Путин на открытии памятника Советскому солдату во Ржеве. Россия, 30 июня 2020 года. Фото: SPUTNIK / Reuters / Forum

Есть масса аргументов, доказывающих, что Путин не станет вводить в Беларусь войска. И это все разумные аргументы, и я надеюсь, что хотя бы один сработает. Потому что иначе – катастрофа.

Но мысль про особую путинскую реальность заставляет немного нервничать, поскольку разумные аргументы работают только в том мире, где действует обычная человеческая логика. А Путин – в другом мире.

Он ведь до сих пор побеждает Гитлера (а также половцев, не будем забывать про половцев). Для него рассуждения о проплаченных провокаторах, о происках поляков и коварстве чехов – не пустые слова, не пропагандистские трюки. В его мире все устроено точно также. А про происки поляков он целую научную статью написал (и, говорят, над второй работает). Ну да, про происки поляков в 1939-м, но кто сказал, что с тех пор поляки как-то особенно изменились?

Воинственные чехи и кровожадные литовцы целятся через Минск в Москву

Разумеется, в его реальности Беларусь вместе с Лукашенко – мелочь, отсутствующая величина. Враги не в Минск, а в Москву целятся, воинственные чехи и кровожадные литовцы, вдохновляемые заокеанскими кукловодами, планируют не белорусские хаты пожечь, а наши русские избы. На наших балалайках порвать струны, наш душистый хлеб обозвать гнусным словечком «брод», а добрых русских матерей – родителями №1. Или даже родителями №2, что еще обиднее. Все-таки этот вопрос до конца не прояснен.

Для этих мерзавцев, точно так же, как и для нашего великого вождя, Беларусь – разменная карта в большой игре. Но это вовсе не повод, чтобы отказаться от встречи с врагом на дальних подступах. Он как раз любит – на дальних подступах.

Единственная настоящая ценность несменяемого властителя – несменяемая власть

Чем дольше человек хватается за власть, тем дальше его реальность от нормальной реальности. И тем больше у него точек пересечения со странными реальностями других бессменных властителей. В этом сейчас главная опасность и для Беларуси, и для России.

И еще один важный момент – можно удивляться тому, как быстро Лукашенко забыл, что совсем еще недавно ловил в Минске русских наемников и намекал на возможное вмешательство Кремля в белорусские дела. Или тому, что, рассуждая об угрозах суверенитету страны, он за помощью бежит к российскому президенту, который уже имел случай показать, как мало его занимают вопросы чужого суверенитета.

А можно не удивляться, потому что единственная настоящая ценность в странной реальности несменяемого властителя – это и есть несменяемая власть. Иными словами – он сам. И если появляется угроза этой единственной ценности – о последовательности в собственных действиях думать просто некогда.

Когда Лукашенко говорит: «Загубите меня – это станет началом вашего конца», – он не лукавит. Он именно так и думает, в его мире это главная аксиома, из которой выводится все остальное.

И да, конечно, что будет в России, когда наш стратег почувствует реальную угрозу для главной своей ценности, даже и думать не хочется.

Обзор
Беженцы, политики и узники. Как живут бывшие президенты на постсоветском пространстве
17.08.2020 00:28

Публицист Иван Давыдов для vot-tak.tv

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное