vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Если Москва раскошелится, Лукашенко готов лететь на одном крыле

Александр Лукашенко возмутился тем, что российские СМИ критикуют Минск за многовекторную внешнюю политику. А как же, мол, иначе, если мы в центре Европы. Впрочем, белорусский вождь тут же дал понять, что готов пожертвовать иными векторами во имя отношений с Россией. Но при одном важном условии.

«Если кто-то видит, что мы не должны проводить эту многовекторную политику, а придерживаться только одного вектора, ну тогда надо предложить нормальные условия, чтобы мы не смотрели в разные стороны. Но и этого не хотят», — заявил Лукашенко на совещании по внешней политике 17 ноября.

Он не преминул в очередной раз выставить россиян скаредами и плохими союзниками. Мол, немцам газ продавали дешевле, чем нам. И вообще «о нас вытирали ноги».

Нормализация с Западом и так пошла прахом

Усиленно нацеливать своих подчиненных на многовекторность Лукашенко начал после того, как Кремль стал урезать субсидии устроенной на советский манер белорусской экономике. Три года назад вождь посетовал, что долго летели на одном крыле, имея в виду ориентацию на Россию:

«Куда прилетели — тоже знаете… У нас нет другого выхода, кроме как развивать многовекторность».

Тогда, после Крыма, Евросоюз и США решили прикрыть глаза на некрасивости белорусского режима ради геополитических соображений: лучше независимая Беларусь даже с Лукашенко, чем танки Путина на Западном Буге. Запад пошел на нормализацию отношений с Минском, с авторитарного белорусского правителя сняли санкции и даже пригласили пару раз в свои столицы.

Но после выборов 9 августа нынешнего года, когда возмущенные фальсификациями белорусы вышли на улицы, а опричники режима стали превращать их в отбивные в своих застенках, вся эта нормализация пошла псу под хвост.

Портрет Александра Лукашенко во время акции протеста в Минске, август 2020 года. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС / Forum

Евросоюз и США просто вынуждены были показать, что демократические ценности для них не пустой звук. Они объявили Лукашенко нелегитимным и ввели санкции — положа руку на сердце, не ахти какие страшные.

Изоляция режима — всерьез и надолго

Белорусское же начальство полезло в бутылку. Лукашенко обвинил Польшу и Литву в подрывной деятельности под руководством Вашингтона, на полном серьезе стал утверждать, что натовцы готовят войну против синеокой республики. При этом сам режим де-факто развязал войну против собственных граждан, требующих всего лишь честных выборов.

И теперь Европа готовит вещи посерьезнее — экономические санкции. Европейский банк реконструкции и развития уже решил приостановить финансирование проектов в госсекторе Беларуси.

Обиженный Минск в свою очередь приостановил работу координационной группы «Беларусь — ЕС», понизил уровень участия в программе ЕС «Восточное партнерство». Это называется «назло маме уши отморожу».

Короче, западный вектор крошится на глазах. А поскольку прекращать насилие, выпускать политзаключенных, идти на настоящий диалог с оппонентами Лукашенко явно не разгонится, то эта холодная война с Западом, изоляция режима — всерьез и надолго.

Так что торг многовекторностью, от которой Лукашенко готов-де отказаться, если Москва предоставит «нормальные условия» (т.е. обильную экономическую поддержку), выглядит примитивной уловкой. Западному вектору и так, считай, каюк. Да и Китаю столь неперспективный правитель не особо интересен.

Белорусский режим не оставил себе выбора, кроме как кланяться Кремлю и выпрашивать у него деньги на поддержку штанов.

Чем Минск пугает Европу: АЭС, нелегалы, наркотики

Между тем параллельно Минск пытается шантажировать и Европу. Глава белорусской дипломатии Владимир Макей предупредил, что если Брюссель примет новый, третий пакет санкций, то «реакция будет действительно адекватной и очень чувствительной для наших европейских партнеров».

Владимир Макей. Фото: Василий Федосенко / Reuters / Forum

В частности, Макей прозрачно намекнул, что Минск может приостановить сотрудничество с ЕС в вопросах атомной энергетики (при том что литовцы и так стоят на ушах из-за запуска Белорусской АЭС в 50 километрах от Вильнюса), а также в сферах борьбы с нелегальной миграцией, трансграничной преступностью, контрабандой наркотиков и т.д.

Лукашенко когда-то был откровеннее: «А чего мы будем их ловить?» Мол, прикроем глаза на нелегалов, наркоту — и пусть Европа это добро расхлебывает.

Минск и Москва — в одном антизападном окопе

Склочное, склонное к шантажу белорусское начальство давно сидит в печенках не только у Запада, но и, как можно предположить, у Москвы. Однако означает ли это, что Европа и Кремль могут найти общий язык в белорусском вопросе?

Сегодня Народное антикризисное управление (прообраз альтернативного правительства Беларуси) предложило сформировать европейско-российскую миссию высокого уровня, которая содействовала бы «разрешению кризиса в и вокруг Беларуси».

Ранее к Владимиру Путину в этом вопросе апеллировали и Ангела Меркель, и Эмманюэль Макрон, и глава Евросовета Шарль Мишель.

Кремль действительно больше всех других внешних сил вместе взятых способен влиять на Беларусь. Вопрос в том, какие интересы он при этом преследует.

На сегодня мы видим, что российское руководство подхватило мифологию Лукашенко насчет внешней угрозы, заговора Запада против синеокой республики и твердит, что нечего лезть в ее внутренние дела (при том что сама Москва запускает в них руку по локоть).

Именно поддержка Путина, включая готовность помочь силовиками, спасла Лукашенко на пике протестов в августе. При всех междоусобицах, «терках» они — в одном антизападном окопе, одинаково ненавидят цветные революции.

Александр Лукашенко и Владимир Путин. Фото: Михаил Метцель / ТАСС / Forum

Куда он денется с подводной лодки

Да, в принципе Кремлю хотелось бы видеть на месте Лукашенко менее токсичного и скандального партнера. Но, похоже, пока такая альтернативная фигура не просматривается. Да и попробуй сковырни цепкого и скользкого нынешнего правителя, который уже отошел от послевыборного шока. И вообще Москве присущи экзистенциальные фобии по поводу того, что любые серьезные политические изменения в Беларуси могут увести ее из российской сферы влияния.

Поэтому Москва сейчас закрывает глаза на дикую полицейщину, которой дал карт-бланш Лукашенко. Покровительственно похлопывает его по плечу, одобряя грубую имитацию общественного диалога и конституционной реформы. Рулит солидарность авторитарных правителей.

При этом много денег Путин белорусскому партнеру не даст: самим мало, да и не в коня корм. А главное — ведь все равно никуда Лукашенко не денется. Потому что от пресловутой многовекторности и так остались рожки да ножки.

Александр Класковский, политический обозреватель — для Vot Tak TV

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное