vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Голая правда». Художники – о порнографии, репрессиях и России

Голая правда

Художница Лада Аникина с копией рисунка Александра Дейнеки 1934 года во время открытия выставки «Голая правда» в Москве. 29 ноября 2020 года. Фото: Антон Карлинер / Vot Tak TV

Изображение обнаженного тела не всегда порнография. Это даже не всегда секс. В сегодняшней России оно часто о правах человека и цензуре, а для Юлии Цветковой – об угрозе шести лет тюрьмы. На выставке «Голая правда», которая открылась в воскресенье, 29 ноября, в Москве в поддержку активистки из Комсомольска-на-Амуре, известные российские художники показывают обнаженку – работы, сделанные ими в студенчестве. Мы поговорили с некоторыми из них о «проститутках-моралистах», полиции, «безумной внешней политике» Путина, полиции и чувствах верующих. Но прежде всего, конечно, об искусстве.

«You never know, какие будут последствия»

Отказались принять участие в выставке в московском клубе имени Джерри Рубина больше десятка художников, которые в основном изображают обнаженку. Лада Аникина, одна из организаторов события, рассказывает, что многие говорили: «Цветкова же молодая, сама как-нибудь справится, кто бы нам помог». Отказывали «Голой правде» и многие площадки. Помещение для мероприятия художники искали около месяца.

«Как удивительно повернулась история. Школа академических советских времен сейчас вне закона», – замечает Аникина.

«Трусливой» сложившуюся ситуацию называет художник Александр Петлюра: «Люди боятся попасть в черный список». Оправдан ли этот страх?

Голая правда

Монтаж работ для выставки «Голая правда» в Москве. Фото: Антон Карлинер / Vot Tak TV

«Одно дело – нападать на девушку юную просто где-то в Комсомольске-на-Амуре. А другое – на художника в столице нашей родины, – говорит участник “Голой правды” Дмитрий Гутов, художник, работы которого среди прочего представлены в коллекции Третьяковской галереи. – С другой стороны, какой-то страх присутствует. Потому что мир в целом, а уж страна в особенности, становятся все более невменяемыми. И you never know, какие будут последствия».

Краткий экскурс в начало нулевых – первые кейсы

«Было время, когда галеристы, покупатели, коллекционеры, художники, директора музеев и выставочных залов себя свободно чувствовали», – говорит Гутов о первых после развала СССР годах новой России. Но в нулевых что-то пошло не так, а дальше – больше.

Справка

Наталья Магидова, плакат к выставке «Осторожно, религия!» Источник: old.sakharov-center.ru

14 января 2003-го в Сахаровском центре в Москве открылась выставка «Осторожно, религия!». В пресс-релизе было сказано:

«Название выставки передает отчетливую двойственность ее замысла: это и призыв к бережному, деликатному, уважительному отношению к религии, вере, верующим людям, и знак – “внимание, опасность!”, – когда дело касается религиозного фундаментализма (неважно, мусульманский он или православный), сращения религии с государством, мракобесия».

Именно название мероприятия стало «красной тряпкой», писала потом художница Алина Гуревич. Через четыре дня после открытия, 18 января, выставку разгромили, часть работ уничтожили.

Замоскворецкий суд признал возбуждение уголовного дела против обвиненных в хулиганстве нападавших незаконным. Зато организаторов выставки, директора музея Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу Центра Людмилу Василовскую в марте 2005-го Таганский суд Москвы признал виновными в разжигании национальной и религиозной вражды.

Справка

Открытие выставки «Запретное искусство – 2006». Источник: old.sakharov-center.ru

Через два года, в 2007-м, по той же статье завели уголовное дело против того же Самодурова и искусствоведа Андрея Ерофеева. Поводом стала выставка «Запретное искусство – 2006». Ее целью были мониторинг и обсуждение цензуры в области культуры. Экспонаты были скрыты фальшивой стеной, увидеть их можно было только через небольшие отверстия.

Два этих громких дела положили начало большому преследованию искусства в Российской Федерации.

«Как действует государство? Не надо всех репрессировать. Точечно: 3-5-20 человек. А дальше ты нагоняешь страх, и дальше галеристы и директора музеев целые блоки работ просто не выставляют», – резюмирует Дмитрий Гутов.

Инициаторами преследования людей искусства часто становятся православные активисты и блюстители «скреп».

Редакторская колонка
Пони бегают по кругу. Как нас дрессируют быть благодарными за обвинительный приговор
06.07.2020 15:19

«С каждым днем все хуже»

В советское время в доме Дмитрия Гутова хранилась антисоветская литература, за которую можно было отправиться в лагеря. Развала Союза он ждал 31 год. В современной России, к сожалению, «беззаконие становится нормой» также. За делом Юлии Цветковой художник следит с первых дней:

«Оно мне представляется совершенно чудовищным. Другое дело, что полно чудовищных дел – это одно из таких. Плюс это имеет отношение к искусству. Можно сказать, что все и началось с затягивания гаек в области искусства даже в конце 90-х. С каждым днем разворачивается все хуже и хуже».

Теоретически под репрессии мог попасть и сам Гутов – в феврале 2013-го у художника прошла выставка кованых объектов «Гений нуждается в оргии».

Голая правда

Дмитрий Гутов монтирует свои работы для выставки «Голая правда» в московском клубе им. Джерри Рубина. 29 ноября 2020 года. Фото: Антон Карлинер / Vot Tak TV

Но этого не случилось, по крайней мере пока. Почему же попала Цветкова? Александр Петлюра уверен, что дело на молодую художницу завели из-за «недостатка занятий» у силовиков «на Амуре у них там»:

«Пусть откроют порно-сайты, там зоофилия, педофилия. Пусть просто посмотрят, что происходит, и попытаются с этим разобраться – с распространением реально грязного материала».

Голая правда

Художник Александр Петлюра на вернисаже выставки «Голая правда» в Москве. 29 ноября 2020 года. Фото: Антон Карлинер / Vot Tak TV

Живущая в Комсомольске-на-Амуре мама Юлии Анна Ходырева подтверждает: с порно-студиями в городе силовики не борются. Ведь когда ее дочь задержали, местный активист Антон Ермаков написал заявление в полицию на порно-сайты Комсомольска. Дело сразу закрыли.

«Получается, что звездочки получать за непонятную девочку и маленький паблик на сто человек легко, а закрыть реальную порно-студию с несовершеннолетними – нет», – говорит Ходырева.

Интервью
«Если кто-то будет жить свободно, то на их фоне будет казаться, что ты урод. А так все уроды». Мама Юли Цветковой о судах, любви и эмиграции
11.07.2020 08:01

Православие, силовики, народность

Справка
Лоскутов – один из организаторов массовой художественной акции «Монстрация», которая проходит в Новосибирске с 2004 года. За нее художника задерживали несколько лет подряд.

Художник из Новосибирска Артем Лоскутов стал фигурантом многих административных и одного уголовного дела. Он уверен: в России в основном преследуют малоизвестных художников и уже репрессии делают им имя.

Сам Лоскутов стал одним из тех, на кого за оскорбление чувств верующих в Новосибирске завели несколько дел еще до того, как это стало мейнстримом.

«У меня была история с очень длительным и обильным преследованием за икону Pussy Riot. Это были плакаты. Потом это продолжалось претензиями к сайту, к футболкам. Там это начиналось как действие православных активистов».

За этот рисунок на Артема завели шесть административных дел.

Новосибирские же православные активисты выступали за запрет выставки «Родина» Марата Гельмана, оперы «Тангейзер», из-за них отменили концерт Мэрилина Мэнсона и прекратили показывать одну из трех частей театральной постановки «Песни о Родине». На этом они зарабатывали себе известность, считает Лоскутов: «Потому что эти выставки, эти художники уже обладают каким-то весом, знаменитостью. И если ты на них жалуешься – ты тоже становишься более заметный».

«Голубые города» Тани Антошиной демонстрировалась в рамках выставки «Родина». Источник: antoshina.com

Другая причина преследования людей искусства и активистов, говорит художник, – это «палочная система»:

«У нас правоохранительная система устроена таким образом, и поэтому к ней есть множество вопросов. И я думаю, рядовым сотрудникам это тоже не очень нравится: ты должен не порядок оберегать, а найти 50 нарушителей до конца месяца, иначе у тебя упадут показатели».

Про порнографию и не только

Так что же такое порнография? Точного ответа на это российское законодательство не дает. У художников на этот счет мнения расходятся.

«Определение порнографии очень расплывчато. В своей основе оно взято из современного европейского права. Там делается упор на нарушение общественных норм, но что подразумевать под общественной нормой? В каждом регионе они индивидуальны. Для деятелей искусства это вообще минное поле, – говорит один из организаторов Голой правды Алексей Горбушин. – Если деятели культуры с классическим образованием занимаются тем, что тренируют глаз и руку, совершенствуясь в пластической анатомии, и рисуют обнаженку, то они преступники? <…> Лично я считаю, что порнография – это одна из форм агрессии или призыв к агрессивным действиям с использованием человеческого тела».

Голая правда

Художник Алексей Горбушин возле своей картины на открытии выставки «Голая правда» в Москве. 29 ноября 2020 года. Фото: Антон Карлинер / Vot Tak TV

Дмитрий Гутов уверен, что любое изображение из мировой классики можно подвести под порнографию, «было бы желание»:

«Порнография – это то, что делается с одной конкретной целью, возбудить. <…> Но никакой грани: вот мы взяли рисунок и четко сказали, что это произведение искусства, а вот это уже ближе к порнографии – такого быть не может. Этим занимаются люди, которые просто клинические идиоты. Если это рисунок – это не порнография по определению. В мировой культуре это огромнейший пласт: и раздвинутых ног, и эрегированных членов, начиная с самых первобытных времен – это целые культы».

Голая правда

Художник Дмитрий Гутов возле своих работ во время открытия выставки «Голая правда» в Москве. 29 ноября 2020 года. Фото: Антон Карлинер / Vot Tak TV

Эту же идею развивает и мама Цветковой Анна Ходырева. Она рассказывает, что многие художники, которых она знала в юности, стали высказываться против ее дочери: «Ко мне за неделю пришло несколько человек, которые начали писать про нравственность, что детям не нужен секс-просвет, знание про ЛГБТ, нужно читать классику. А какая классика? У нас Пушкин – вон какая классика, давайте “Гавриилиаду” все почитаем».

«Что у нас за такие проститутки-моралисты? Что в них такое проснулось? Эти художники не понимают, что это политика партии».

Анализ
Да, это вульва. Арт-объекты с изображением женского тела, которые нужно увидеть
26.06.2020 18:37

О белорусской «порнографии» и российском искусстве в мире

Один из самых известных современных белорусских художников и дизайнеров Владимир Цеслер называет порнографию ложью:

«Кто устанавливает, что является порнографией? Это так размыто сегодня. В какой момент женское тело, которое всю жизнь было украшением, называется порнографией?»

Он поддержал протест против Александра Лукашенко и был вынужден покинуть Беларусь: «Происходит столько безобразия. Почему же искусство у нас привилегированное?» «Иногда художники немного специально провоцируют» власти, говорит Цеслер: «Просто художники сегодня – уже их работы, их сравнивают с выходками».

«Увы, русский художник интересен миру только как *** в плену у ФСБ. От него ждут титанического усилия по свержению режима, шума, вони, звона разбитой посуды, ареста с участием двадцати тяжеловооруженных мусоров и прочей фотогеничной фактуры – но, когда он действительно свободен, идти ему особо некуда», – пишет в книге «IPhuck 10» Виктор Пелевин.

Реальность подтверждает слова писателя. Работы, связанные с противостоянием системе, охотно покупают в Европе. В первые дни жестких разгонов мирных протестов в Беларуси Артем Лоскутов создал полотно, на котором авторской техникой «дубинопись» изобразил символ белорусского протеста – бело-красно-белый флаг. На интернет-аукционе работу купили за 3 млн рублей ($39,4 тыс. по нынешнему курсу).

«Большое спасибо Владимиру Владимировичу Путину за его внешнюю политику безумную. Она к русским художникам какое-то внимание привлекает за пределами России», – комментирует Лоскутов.

Амстердамский музей «Стеделейк» купил работы Юлии Цветковой и Анны Терешкиной. Последнюю 22 июня 2020 года задержали за мирную акцию у здания суда после оглашения приговоров фигурантам дела «Сети». За это в СИЗО Терешкина провела 30 часов и получила три административных протокола.

За решеткой Анна создала девять работ на альбомных листах и одну – на пакете из-под булочек. Их и купил голландский «Стеделейк».

«Когда мы ехали в автозаке, я вся тряслась, – рассказывает девушка о своем первом в жизни задержании. – Но в то же время нас было много, и это было не так страшно, как если бы я была одна. У меня на рисунках не совсем пропорциональные фигурки. В такие моменты не особо думаешь, чтобы это было какое-то композиционно и анатомически правильный рисунок, потому что уже не до того, потому что это автоматическая, инстинктивная работа. Я в тот момент не думала, что создаю произведения, что у них есть какая-то художественная ценность. Это было чтобы занять свой тревожный мозг в этот момент, чтобы сильно себя не накручивать».

Работа Анны Терешкиной, купленная амстердамским музеем “Стеделейк”. Фото: страница музея на Facebook

Но есть и оборотная сторона медали. Из-за политической ситуации российское искусство в мире может восприниматься негативно, говорит Дмитрий Гутов:

«К нему есть настороженное отношение, как к людям из места, откуда мы знаем, что происходят непрерывные репрессии, отравления, убийства, сбитые самолеты, неправосудные процессы, пытки и все прочие радости и нету достаточного сопротивления всему этому, так как оно подавлено и люди слегка запуганы. Поэтому к этому искусству вот такое отношение: “Что вы там хотите показать? Идите лучше разберитесь у себя дома”».

Что останется в России?

У художников и России есть несколько вариантов будущего – по мнению наших героев.

«Здесь будет то же самое [что и в Советском союзе]. Дозакручиваются, сорвут резьбу, – говорит Дмитрий Гутов. – Вырастет новое поколение, которое ничего не знает, кроме Путина. Им уже по 20 лет. И у этого поколения будут совсем другие ценности. И все понесется по кочкам».

Молодой художник Артем Лоскутов смеется, говоря о будущем: «Может быть, кончится место в тюрьмах, объявят амнистию, всех распустят по домам и пойдут танцевать». А потом добавляет:

«Репрессии в сфере искусства происходят просто потому, что они происходят везде. К чему это может привести? К тому, что люди будут уезжать из страны или переставать заниматься тем, чем они занимаются».

А вот белорусский художник Владимир Цеслер верит, что от страданий людей искусство только процветает:

«В период протеста я обращал внимание: у людей зашкаливают эмоции. А для творческого человека это определяющая зона. Рождаются великолепная музыка, стихи. Идет креативная колонна: диджеи с оборудованием. Рождаются новые направления. Когда у тебя отбирают краски – ты поднимаешь уголь. Если у тебя нет угля – ты грязью рисуешь».

Голая правда

Открытие выставки «Голая правда» в Москве. 29 ноября 2020 года. Фото: Антон Карлинер / Vot Tak TV

Мама Юлии Цветковой Анна Ходырева рассказывает: «Юлин прадед был осужден за то, что якобы пропагандировал детям антиленинские тезисы. Его расстреляли в 1937-м, а в 1960-м реабилитировали. Я не хочу, чтобы наш род повторил свою историю. Я хочу, чтобы Юлю реабилитировали завтра, услышав вот этих серьезных крутых художников и перестали позорить Россию». Нынешнюю ситуацию она сравнивает с книжной войной, описанной Джоан Роулинг в «Гарри Поттере»: «Сейчас идет битва, как за Хогвартс. Мы все в седьмой серии. И все, кто сейчас не встанет – по сути это предатели: предатели искусства, предатели свободы».

Арина Бессонова / Vot Tak TV

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное