vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Казахстанский «Билл Гейтс» vs гражданская активистка. Мать троих детей может получить срок за репост

Скандал вокруг строительства «ковидных» больниц.

Вокруг строительства «ковидных» больниц в Казахстане сложилась парадоксальная ситуация. Заявление, которое подала в полицию и суд компания строительного магната, благотворителя и покровителя несчастных женщин Айдына Рахимбаева, самого многодетного отца, может угрожать реальным сроком гражданской активистке, матери троих детей Данае Калиевой. Из-за репоста.

Больницы – как в Китае

На прошлой неделе Казахстан отменил режим чрезвычайного положения по случаю коронавируса, который длился без малого два месяца, с 16 марта. Некоторые карантинные меры пока остаются. На утро 19 мая в центральноазиатской стране заразился 6751 человек, выздоровели 3515, умерли 35.

В сравнении с соседней Россией, которая бесконечно продлевала выходные или каникулы и своевременно не ввела карантин, но уже вышла на второе место после США в списке инфицированных стран, Казахстан выглядит, мягко говоря, более предусмотрительным. Впрочем, у населения другое мнение, и социальные сети полны претензий к правительству по части дефицита средств защиты в начале ЧП, трудностей с получением госпомощи, бездумных бюджетных трат на ненужные проекты и т.д.

Одной из эффективных сдерживающих мер в распространении вируса стало строительство в апреле, за несколько недель, трех инфекционных больниц по китайскому примеру в городах-миллионниках – Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.

Строительный холдинг BI Group возвел их по современным технологиям из модульных блоков, произведенных на собственном заводе. Возглавляет холдинг Айдын Рахимбаев.

Железный человек

Айдын Рахимбаев – яркий пример успешного бизнесмена. Председатель совета директоров крупнейшей строительной корпорации, его активы Forbes Kazakhstan в мае 2019 года оценивал в $485 млн. Занимает 5-ю строчку в рейтинге «50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана».

Айдын Рахимбаев – яркий пример успешного бизнесмена. Председатель совета директоров крупнейшей строительной корпорации, его активы Forbes Kazakhstan в мае 2019 года оценивал в $485 млн.

Фото: Айдын Рахимбаев / Facebook

Многодетный отец и образцовый семьянин. Щедрый благотворитель: основал фонд «Дом мамы» (сеть в 18 городах, состоящая из 21 кризисного центра для женщин, находящихся на поздних сроках беременности и с новорожденными детьми, которые оказались в сложной жизненной ситуации), а также вместе с женой – фонд Aidyn & Anar Rakhimbayev Foundation, является соучредителем общественного фонда «Национальное агентство по усыновлению». Пропагандист ЗОЖ и Ironman.

Словом, биография – не подкопаешься.

Айдын Рахимбаев активен и в соцсетях: у него 41 тысяча подписчиков в Facebook и 133 тысяч в Instagram. Судя по эмоциональности его постов, пишет он их сам, не прибегая к услугам PR-службы.

Декларированное бескорыстие

Режим ЧП Айдын Рахимбаев встретил, как и положено социально ответственному бизнесмену: в соцсетях призывал мыть руки, сократил зарплату топ-менеджерам, перечислил медикам помощь в размере 100 млн тенге ($238 тыс.).

В начале апреля BI Group получила от государства заказ на строительство трех специализированных инфекционных госпиталей в течение трех недель. Рахимбаев написал по этому поводу:

«Мы, команда BI, изначально приняли решение не зарабатывать на этом проекте из чувства солидарности и предложили работать по принципу open-book, то есть показываем все расходы проекта, оплату поставщикам за материалы, за транспорт, за услуги наших подрядчиков и т.д. И при этом не оставляем себе ни копейки в качестве прибыли».

На телеграм-канал подали заявление в полицию

4 апреля телеграм-канал «Заметки аксакала» опубликовал пост «Кому коронавирус, а Мамину (премьер-министр Казахстана. – Примеч. ред.), BI Group и Рахимбаеву – коронобизнес».

Наряду с ничем не подтвержденной информацией о том, что премьер «имеет интерес в BI Group» и недоказанными обвинениями в «распиле бюджета» в посте ставились резонные вопросы: какова необходимость в больницах? почему компания получила заказ без конкурса? по какой причине отсутствует проектно-сметная документация? и другие.

Публикация набрала примерно 500 репостов. И 5 апреля Рахимбаев заявил в фейсбуке:

«Я возмущен! BI подаёт заявление в полицию и в суд! Пока кто-то борется с коронавирусом и делает всё, что возможно и в силах, чтобы остановить инфекцию, кое-кто пытается не просто сделать на этом хайп, а добиться каких-то личных целей и свести счеты, распространяя неверную информацию».

Как сообщили в PR-службе холдинга, заявление было подано на телеграм-канал. Полиция квалифицировала пост как «распространение заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения». Наказание по п. 2 ч. 4 ст. 274 казахстанского Уголовного кодекса – от 3 до 7 лет лишения свободы.

Популярная статья

274-я статья стала популярной в Казахстане после введения режима ЧП.

Активист Альнур Ильяшев арестован на два месяца и находится в изоляторе временного содержания – тоже за посты в Фейсбуке: «Гора родила мышь» (о провластном благотворительном фонде Biz Birgemiz («Мы вместе». – Примеч. ред.) и «Нур Отан» (партия власти. – Примеч. ред.) – партия жуликов и воров».

Досудебное расследование в отношении бизнесмена Армана Шураева – из-за его интервью порталу exclusive.kz «Казахстан приватизирован одной семьёй» – прекращено за отсутствием состава преступления.

С шымкентской журналистки Зауре Мирзаходжаевой взята подписка о неразглашении, и она даже не знает, в какой её статье оказалась «заведомо ложная информация».

Полиция перешла на личности

Тем временем информационная атака на BI Group продолжалась. 13 апреля YouTube-канал Silk Road, принадлежащий международному агентству КазТАГ, выпустил сюжет «Госпиталь строится на территории древнего некрополя», то есть в археологическом парке «Боралдайские сакские курганы». Информация оказалась недостоверной.

В рамках уже начатого досудебного расследования по «распространению заведомо ложной информации в условиях ЧП» полиция, не сумев установить автора поста и владельца анонимного телеграм-канала, начала вызывать на допросы пользователей соцсетей, которые сделали репосты.

Среди них оказалась Даная Калиева, известная в Алматы гражданская активистка, воспитывающая одна троих детей. У неё совсем недавно завершился судебный процесс по обвинению в оскорблении представителей власти. 22 февраля Даная обругала полицейских, которые грубо задерживали ее подругу на митинге. На Килиеву наложили штраф.

Даная Калиева

Фото: Даная Калиева / Facebook

В деле по ст. 274 она получила статус свидетеля с правом на защиту, который в ходе следствия или суда может быть переквалифицирован в статус подозреваемого. Перед активисткой замаячила реальная перспектива нового судебного процесса.

Пылающий холивар

В Фейсбуке запылал холивар. Сетевое сообщество разделилось на два лагеря – армию поклонников главы корпорации и не менее многочисленных пользователей, которые не признают авторитеты и власть больших денег.

Медийные персоны и лидеры общественного мнения – адвокат Джохар Утебеков, бизнесмен и гражданский активист Ерлан Нурпеисов, бывший депутат парламента и вице-министр образования, ныне общественный деятель Мурат Абенов и многие другие – заступились за Данаю и хором стали призывать Айдына Рахимбаева отозвать заявление.

Глава BI Group едва заметно дрогнул: выложил новый пост, где утверждал, что ничего подобного и в мыслях не имел. А в комментарии добавил:

«Хотели пугнуть, но в суд не подавали».

Юридические подкованные обитатели «Фейсбукстана» принялись анализировать, что означает фраза «хотели пугнуть» в правовом контексте.

Вдобавок Айдын Рахимбаев, не страдающий рефлексией, не удержался и написал в постскриптуме поста:

«Знаете, меня одно утешает… Всё это напоминает историю с Биллом Гейтсом, который сделал очень много добрых дел, спасая миллионы бедняков от разных болезней. Но некоторые люди обвинили его в создании коронавируса и попытке заработать на вживляемых чипах, а другие на это повелись. Всегда хотел быть похожим на него. Но не думал, что в таком амплуа… Время всё расставит на свои места».

Сравнение себя с Биллом Гейтсом вызвало в соцсетях водопадный троллинг и комментарии вроде: «Это не мания величия. Это просто величие».

Наконец бизнесмен сдался и 11 мая объявил в Фейсбуке, что компания отзывает заявление в полицию. Сетевое комьюнити праздновало викторию.

Отзываем заявлениеДискуссия вокруг госпиталей в чем-то подтвердила для нас нашу правоту, а в чем-то нет. Мы убедились,…

Opublikowany przez Айдын Рахимбаев Poniedziałek, 11 maja 2020

Репутационные потери

Этот хайп держал интригу больше недели. Комментаторы писали, что кейс «Рахимбаев vs Калиева» должен войти как хрестоматийный в учебники по PR. Отмечали, что казахстанский «Билл Гейтс», при всех его достоинствах, имеет одно несомненное слабое звено – социальные сети, где он не контролирует свой темперамент.

Председатель совета директоров BI Group только на моей памяти подрывается в social media третий раз за последние полтора года.

В январе 2019-го Айдын Рахимбаев, будучи жителем столицы Казахстана города Нур-Султан (бывшая Астана), в Фейсбуке «топил» за строительство горнолыжного курорта в урочище Кок-Жайляу («Небесное пастбище»), рядом с Алматы. И получил мощный отпор. Этот проект жители города категорически отвергали и в конце концов прошлой осенью президент Токаев его запретил.

В июле того же 2019 года открылось, что Рахимбаев и прежний аким (мэр) Алматы Бауыржан Байбек без обсуждения с горожанами задумали в парковой зоне выставочного центра «Атакент» строительство конгресс-центра, которое повлекло бы вырубку сотен деревьев. Застройщик спровоцировал бурную виртуальную дискуссию, защищая «кулуарный» проект и споря со всеми сразу и с некоторыми блогерами по отдельности. Но СМИ, социальные сети и активисты подняли такой гвалт, что новый градоначальник Бакытжан Сагинтаев поспешил заверить публику, что никакой стройки здесь не будет.

Каждый раз Айдын Рахимбаев нёс репутационные потери.

Дамоклов меч неоконченного дела

Правда, окончательный и безоговорочный хэппи-энд у этой истории не наступил.

BI Group отозвала своё заявление. Но одного желания заявителя здесь недостаточно. Это дело публичного обвинения, и прекратить его, не доводя до суда, может только полиция или прокуратура – за недоказанностью, отсутствием состава или события преступления.

Однако дело могут и «подвесить», и оно месяцами будет держаться дамокловым мечом на конском волосе над головой «свидетеля с правом на защиту».

В Казахстане этому уже были примеры. В конце марта 2018 года бизнесмен Зейнулла Какимжанов подал заявление на издания Ratel.kz и Forbes Kazkahstan, обвиняя их всё в том же «распространении заведомо ложной информации». В редакциях провели обыски, журналистов допрашивали. Никакого криминала не нашли, но долгое время следственных действий не проводили. И лишь 30 декабря того же года сроки досудебного расследования тихо были прерваны – «за неустановлением обвиняемых».

Вадим Борейко, Казахстан – для Vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное