vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

Клоуны для одних, палачи для других. Последний трип по барам Петербурга

Трип по барам Петербурга, беседы с и их владельцами и барменами, коктейль на знаменитой улице Рубинштейна и рассвет с видом на Неву под песню «Ленинграда». Корреспондент vot-tak.tv съездил в северную столицу России и посетил заведения, некоторые из которых, вероятно, доживают последние месяцы. В некотором смысле, журналист прошел по следам губернатора. Александр Беглов свою рабочую среду провел в баре. В пресс-службе Смольного отчитались, что чиновник там работал, а из напитков предпочел сок. Глава города выбрал заведение, которое должно закрыться 1 января следующего года.

По решению местного Заксобрания, с начала 2021-го нельзя будет продавать спиртное в общепите с залом обслуживания менее 50 квадратных метров, если он находится в жилом доме. Бизнесмены уверены: новый закон убьет сотни заведений Санкт-Петербурга; согласны с этим и власти, но настаивают, что покой мирных жителей того стоит.

Губернатор Петербурга Александр Беглов сходил в бар, который может закрыться из-за нового закона о «наливайках», подписанного самим Бегловым. Источник фото: Пул 78 / telegram

В Петербурге решение парламентариев уже прозвали законом «о наливайках». Губернатор употреблял сок в заведении, где площадь – всего 23 метра. В разговоре с владельцем Беглов отметил, что бар ему понравился, и пригласил бизнесмена на встречу в администрацию города. Предпринимателям предложено доказать, чем их бизнес отличается от магазинов, которые продают алкоголь по ночам. Впрочем, позиция рестораторов уже была изложена в их обращении к местным властям, которое владельцы баров отправили в Смольный.

«Господа депутаты не в ту сторону воюют»

После того, как ограничительные меры из-за пандемии коронавируса в Петербурге ослабили, власти разрешили барам и ресторанам открыть летние веранды. Обслуживание внутри запрещено. Но уставших от карантина жителей и гостей города это не расстроило. Все заведения буквально переполнены. Мне повезло, удалось забронировать столик на террасе с видом на Исаакиевский собор. Делать это приходится минимум за 5 дней, все занято. По питерским дворам ускоряем шаг, в случае опоздания рискуем остаться без места.

Фото: МП / Vot-tak.tv

Бармены и официанты признаются, что счастливы от наплыва гостей. Дело не только в выручке, многие просто соскучились по работе и общению с людьми. С барменом Максимом сразу начинаем обсуждать закон «о наливайках», это главная тема в ресторанном сообществе. Этого заведения новые правила не коснутся, тут площади предостаточно. Но мой собеседник негодует: десятки его коллег, среди которых лучшие и признанные профессионалы, просто останутся без работы. В небольших авторских барах, по его словам, делают иногда уникальные коктейли, по секретной рецептуре, а многие со своими рецептами выигрывают мировые конкурсы.

«Господа депутаты не в ту сторону воюют. Цели-то благие – убрать «наливайки», но получилось, что хорошие бары приравняли к ним. Это очередной простор для коррупции. Лазейки, конечно, есть, но многие просто не выдержат этого закона. Почему нормальные заведения должны выкручиваться? Они честно работали, а сейчас их просто, по сути, убивают. Я считаю эти требования неадекватными», – говорит мой собеседник.

Максим считает, что депутаты абсолютно неверно выбрали критерий, по которому оценивают заведения, площадь – не показатель, уверен он. Рестораторы предлагают законодателям другую формулу. «Цивилизованными» предлагают считать бары, в которых соблюдают минимальную розничную цену на алкоголь, отсутствует двойное лицензирование, так как только магазины имеют одновременно две лицензии – на розничную торговлю алкоголем и розничную торговлю алкоголем при оказании услуг общепита. Кроме того, предприятие должно соответствовать законодательным требованиям. В том числе необходимо наличие как минимум двух туалетов (для посетителей и персонала), оснащение инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, соответствие требованиям строительных правил по уровню шума, вибрации, звукоизоляции и прочее.

Борец с «наливайками»

Автором законопроекта выступил депутат от «Единой России» Денис Четырбок. С помощью законопроекта он хотел бороться с магазинами – «наливайками», которые продают алкоголь в ночное время, обходя городской запрет (11:00 – 22:00 разрешенное время продажи алкоголя в Санкт-Петербурге). Однако, как считают владельцы баров и ресторанов, единоросс в итоге поставил крест и на других заведениях города, которые расположены в помещениях меньше 50 квадратных метров.

Денис Четырбок, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель комитета по законодательству. Источник фото: Денис Четырбок / vk.com

В ответ на критику в свой адрес депутат обвинил рестораторов в том, что они полтора года молчали, пока законопроект обсуждали. Четырбок признает, что часть авторских баров действительно пострадает после того, как документ вступит в действие, но другого механизма борьбы с «наливайками» он не видит.

«Конечно, сказать, что мы сохраним 100% таких баров, невозможно. К сожалению, федеральный закон позволяет нам оперировать только площадью. Мы не можем оперировать понятием «авторский бар». Вопрос — что такое авторский бар или ресторан? “Наливайка” тоже может быть авторской. Или рюмочная. Поэтому какие-то заведения точно попадут под этот запрет. Но говорить о том, что мы потеряем такую петербургскую фишку, как бары и гастрономия, – это введение в заблуждение людей», – заявил депутат изданию Фонтанка.ру

Единоросс настаивает, что его инициатива направлена исключительно на то, чтобы освободить жильцов многоквартирных домов от соседства с рюмочными и барами, которые превращаются «в пристанища любителей выпить, которые просто не контролируют себя после выпитого, начинают устраивать туалет в парадных, потому что сама территория бара не оборудована им».

В Питере – пить?

Четырбок не единожды вспоминал жителей Рубинштейна, самой популярной улицы с барами и кафе в Петербурге. Она известна как одна из главных ресторанных улиц в Европе. На первом этаже любого дома здесь как минимум 2-3 заведения.

В баре, где снимали фрагмент фильма «О чём говорят мужчины. Продолжение», в суть инициативы единоросса даже не вникали. За барной стойкой посреди большого зала бармены шутят, что если депутаты «совсем свихнутся» и начнут вводить новые ограничения по площади, то владельцы уже решили построить второй этаж из деревянного настила и сделать там лежачие места. Правда, этот оптимизм не разделяют десятки соседей.

Источник фото: secretmag.ru

Заведение напротив, которое позиционирует себя как русский бар, разбивающий стереотипы об отечественных напитках и культуре их потребления, отмечают в туристических путеводителях. В разговорах его сотрудники говорят о высокой миссии и уверены, что страна может дать мировой барной культуре гораздо больше, чем просто водку да избитые картины с пьяными медведями. Имидж России этот бар меняет с успехом: даже при закрытых границах на улице рядом с заведением выпивают несколько иностранцев, которые с интересом упражняются в произношении имен и фамилий знаковых людей – художников, поэтов, писателей и композиторов – в честь них здесь названы коктейли.

Угощая меня фирменной наливкой на лимоне, арт-директор заведения Григорий рассказывает, что внимательно следил за принятием нового закона. В любой момент инициатива депутата могла коснуться его заведения, парламентарии каждый раз дискутировали над размером площади бара. Разброс был от 20 до 100 квадратов. В итоге повезло, знаменитое авторское заведение площадью чуть больше 60 квадратных метров продолжит работу, но это не повод бросать коллег в беде. По словам Григория, радоваться тому, что конкурентов станет меньше, нельзя. Закрыться придется знаковым для многих туристов и местных жителей заведениям Петербурга.

«Конкуренции как таковой у нас нет, все гости ходят по всем барам. Но важно понять – эта инициатива непродуманная, глупая, и это все стало шоком. Знаете, они (депутаты) вообще бред несли. Они говорят: ну, надо адаптироваться, менять ориентацию бизнеса. Предложили тем, у кого площадей не хватает, открыть книжный магазин или аптеку. Что, простите? Что они еще придумают? Увеличат дальше площадь до ста? Есть другие способы, но они не хотят их видеть», – резюмировал Григорий.

“Площади много, стеллаж вот тот подвинем, и будет им больше 50 метров”

Как будет выглядеть следующим летом Рубинштейна пока предсказать сложно. В Смольном заявляют, что от действия закона пострадают 12% заведений, имеющих лицензию на алкоголь. Владельцы баров на главной барной улице города ищут возможности объединения или расширения. А вот в других местах Петербурга, на не мене популярных улицах Некрасова и Жуковского, уже через полгода будет явно тише. Десятки маленьких баров, большинство из которых меньше отмеренной властями площади, уже готовятся к закрытию.

Фото: МП / Vot-tak.tv

По вечерам здесь настоящий аншлаг. Из-за отсутствия летников, которые физически невозможно установить, люди сидят со стаканами на улицах прямо на поребриках. Все это не очень напоминает классические пьяные компании у подъездов. Шумно здесь не от музыки или криков, а от большого количества людей, которые просто общаются. В очереди знакомлюсь с Андреем и Вероникой, они сами оказываются владельцами бара на соседней улице. Но у себя в заведении коктейлей им уже не заказать. Пандемия коронавируса и долгий запрет на работу разорили их бизнес. Теперь пара продает остатки оборудования и техники.

«Пандемия просто пристрелила рестораны, а бары похоронила. У кафе хотя бы была возможность организовать доставку или готовить на вынос, а нам что было делать?! Доставлять алкоголь мы не можем, а это основа нашего бизнеса. У нас нет еды. Ну а теперь тех, кто не закрылся за время карантина, наша власть решила убрать с рынка сама, оставив только крупных игроков. Я остался без бизнеса, с долгами по аренде. Наше государство – подставит тебя всегда», – говорит Андрей.

Теперь уже бывшие владельцы ведут меня показать свое заведение. Помещение действительно небольшое, всего на 6 барных столиков, два из которых уже удалось продать в другой бар. Андрей, говоря о перспективах, шутит, что пойдет в такси. В реальности молодые люди думают о новом бизнесе, но подчеркивают, что в России его всегда можно лишиться. Причем для этого даже не нужно нарушать закон, просто «закон придумают такой, что исполнить его будет невозможно».

Алкомаркет РосАл. Источник фото: toshop.ru

По дороге в гостиницу встречаю ту самую «наливайку», работает 24 часа. Внутри невыносимый запах: смесь спирта и ароматов постояльцев. Интересуюсь у продавца за импровизированной стойкой, как она относится к первоянварскому запрету. Открывая клиенту бутылку водки (без этого действия ночью продать алкоголь в магазине-баре невозможно), она усмехается и говорит:

«Вот видишь, это – зона бара, а там – магазин. Магазин ночью закрыт, я работаю. Площади много, стеллаж вот тот подвинем, и будет им больше 50 метров. Клоуны».

Фото: МП / Vot-tak.tv

На Невском проспекте мимо проносится машина, из открытых окон громко звучит «туристический» гимн северной столицы – «В Питере – пить!» Веселые компании продолжают перемещаться от бара к бару. Планов на этот отпуск у них много, ведь часть заведений они, вероятно, посетят в последний раз.

***

P.S. После подписания закона губернатором в парламенте собрали рабочую группу. После критики бизнесменов о том, что закон не доработан, власти согласились продолжить его обсуждение. Рестораторы настаивают на том, что документ совершенно не учитывает особенность инфраструктуры Петербурга. Кроме того, из-за закрытия баров городской бюджет может недосчитаться почти 1,5 миллиарда рублей в год. Власти обещают назначить встречу с представителями бизнеса в ближайшее время.

МП / vot-tak.tv

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное
Популярное